Последнее слово историка Никитина
Поэтому после того, как меня привезли сюда, я подвергся мощному давлению медперсонала во главе с главврачомПытали, наверное

Речь, кстати, не идет о том, что ему отказывали в медицинской помощи.
склонявших меня подвергнуться обряду христианского причастия, чтобы заслужить после смерти прощение бога.
Афиняне уговаривали его принять посвящение в святые таинства, уверяя, что в Аиде посвященные пользуются преимуществами. «Смешно, - отвечал философ, - когда Агесилай и Эпаминонд будут барахтаться в нечистотах, а никчемные людишки только за то, что они приняли посвящение, обитать на Островах блаженных»
Но, дорогие мои друзья, на пороге смерти я клятвенно заверяю, что как был, так и остался убежденным атеистом и ни на одну секунду не склонился к вере в бога. Больше всего я боюсь, что после моей смерти станут говорить, что Никитин испугался божьей кары и стал верующим. Нет и нет, я принял причастие только ради сына. Я многим жертвовал для него при жизни и теперь сделал эту формальную уступку церкви, коли это так важно для нее и будущего моего сына.Интересно, что это заодно и ответ аргументу, что если нет веры в Бога, то человека ничего не сдерживает (если не верит в загробную жизнь, то проживет свою так, что "после нас хоть потоп"). Казалось бы какая разница мужику, что именно после его смерти о нем будут говорить, если он не верит в продолжение своего существования? А все же важно оставить незапятнанное имя, важно мнение последующих поколений.
Поэтому после того, как меня привезли сюда, я подвергся мощному давлению медперсонала во главе с главврачомНет, вроде бы, просто психологически поддавливали, пользуясь служебным положением и относительной беспомощностью доверившегося им человека. Кстати, и в пытках действенно не только срывание ногтей...
Пытали, наверное
Если же учесть, что человека осознавал, что это его последние дни, то травить их как то совсем не гуманно (хотя, возможно, и по-христиански - не знаю)
Ну зачем тогда товарищ Никитин обратился в православный хоспис, содержащийся на деньги верующих ? Ухаживают хорошо ? Утку вовремя выносят ? Православные отрывают СВОИ КРОВНЫЕ бабки, что бы этому гуманисту полегче было в мир иной отойти. А он на них пасквили пишет. Подыхал бы дома и не вонял. Однако "проблемы в семье". Совести у человека нет. Вот что я вас скажу.
А где же хоспис "Российского гуманистического общества" ? Нет такого ? Проели все бабки на "гуманистических конференциях" ?
Один мой знакомый сталкивался с ними на одной из конференций в МГУ. Как поп..деть да побухать так они гуманисты, а как что-то сделать это не к ним.
это то уж точно не по-христиански

Даже если принять версию, что Никитин злодей, значит ли это что добиться у этого злодея в безвыходной для него ситуации (попал же уже в этот хоспис) неискреннего причащения это вполне по-божески? Не знал... Я так понимаю, что это логика еще с инквизиции

К чему же подобные аргументы "сам дурак"? И пьют, оказывается, все гуманисты и всякими грехами занимаются... Отчасти напоминает аргументы воинственного атеизма о том, что попы все пожрать, поспать и баб ...ть любят. Гуманистом можно не называться, но гуманнее никто не запрещает быть.
ПС: кстати, Никитин в своей надиктовке не стал обобщать на всех религиозных деятелей. Даже предложил отказаться от "воинственности" (фанатизма) с обеих сторон - как религиозной, так и атеистической
в оказании морального "давления" путем пропаганды христианских взглядов со стороны медперсонала? так ведь в церковном хосписе можно было именно этого и ожидать, а об отказе в предоставлении помощи речь не шла
знаешь, сложилось впечатление, что Никитин этот двуличным был человеком
в оказании морального "давления" путем пропаганды христианских взглядов со стороны медперсонала?хорошее слово пропаганда...
так ведь в церковном хосписе можно было именно этого и ожидать,я так понимаю, что в госхосписах логично ожидать "пропаганду" атеизма? Мне почему то казалось, что любые монастырские лечебницы и т.д. просто оказывают помощь всем страждущим, а "пропагандой" занимаются в церкви или на добровольных собраниях. А то как то двулично получается - может и помощь оказывается только лишь за тем, чтобы иметь возможность "впарить" собственные идеи? Не думаю, что все верующие добровольцы будут согласны с подобной методой (это, скорее, путь сектантов)
знаешь, сложилось впечатление, что Никитин этот двуличным был человекома у меня сложилось впечатление, что к Никитину как то нехватает проявления христианского милосердия. Тем более - еще раз подчеркну - он не пытался очернить всех верующих. Наоборот, призвал к взаимной гуманности
Даже если принять версию, что Никитин злодей, значит ли это что добиться у этого злодея в безвыходной для него ситуации (попал же уже в этот хоспис) неискреннего причащения это вполне по-божески? Не знал... Я так понимаю, что это логика еще с инквизицииЭта логика ещё из Библии идёт, так что была задолго до инквизиции. А в целом она внутренне довольно правильная - раскаявшемуся грешнику на небесах рады больше, чем сотне праведников.

Эта логика ещё из Библии идёт, так что была задолго до инквизиции. А в целом она внутренне довольно правильная - раскаявшемуся грешнику на небесах рады больше, чем сотне праведников.Тут есть тонкости. Рады именно раскаявшемуся грешнику, а не принужденному к внешнему проявлению раскаяния (кажется это даже больший грех - неискреннее покаяние). Так что Библия (если имеется в виду НЗ) и инквизиция не совсем одно и тоже (хотя внутреннего единства все же много).
ПС: как раз посмотрел на днях "Призраки Гойи" Формана - там интересно рассмотрен догмат церкви о признании под пытками. Очень хочется надеятья, что современные верующие (как и атеисты, кстати) несколько ушли от жестких форм своих доказательств...
Рады именно раскаявшемуся грешнику, а не принужденному к внешнему проявлению раскаяния (кажется это даже больший грех - неискреннее покаяние).Ну так практики не у всех достаточно, чтобы грешник раскаялся искренне, а не внешне.

Но это ж не значит, что не нужно пытаться их спасти.
Ну так практики не у всех достаточно, чтобы грешник раскаялся искренне, а не внешне.Тогда пусть не удивляются "дьявольским" формам протеста. Я так понимаю, что атеисты в ответ должны каленым железом объяснять, что небосвод не твердый
Но это ж не значит, что не нужно пытаться их спасти.
Никитин в своей надиктовке всё объясняет надо только внимательно читать. Перед смертью смылся к православным в надежде на хороший уход, и на то что сбагрит им своего сына алкаша ( до этого сбагривал его к саентологам
Никитин в своей надиктовке не стал обобщать на всех религиозных деятелей

Никитин в своей надиктовке всё объясняет надо только внимательно читать.безусловно история религиозной герменевтики (и не только религиозной) имеет большой опыт "внимательного" чтения

Перед смертью смылся к православным в надежде на хороший уходхорошо, пусть "смылся", но почему к православным, а не хосписе, организованными православными? Еще раз спрашиваю - разве христианские лечебницы оказывают помощь не всех желающим? Разве в качстве условия такой помощи выдвигается требование стать православным? Мне кажется, что это даже несколько оскорбительно для истории православного милосердия...
на то что сбагрит им своего сына алкаша ( до этого сбагривал его к саентологам )зачем же так о трагедии? уж не смертный ли грех гордыни тут прогляывает? Очень многие к сектантам (как и в традиционные храмы, кстати) обращаются в самы тяжелые минуты своей жизни. Неужели у православного не мог бы быть сын "алкаш"... Пути Господни неисповедимы, вроде.
в приступе малодушия он пытается обвинить своих благоделей, что те дескать заставили его принять православие по болезни.Я так понимаю, что для подобного вывода надо особенно "внимательное" прочтение. Если читать не столь "внимательно", сколько прямо, то в надиктовке Никитин говорит, что его принуждали принять православие, а ситуация с сыном была дополнительным доводом в пользу проявленного им малодушия (по его собственному признанию) поступиться своими принципами.
Конечно, сказать сейчас точно как все было на самом деле (а не как перед смертью представил Никитин) сложно, но к чему тогда эти обвиняния и домыслы? Почему не сказать прямо: если служители хосписа действительно принуждали, то это не по христиански, но свидетельств кроме письма Никитина этому нет. Так ведь существенная часть тредов обосновывает даже необходимость такого принуждения (типа, сам решил в такой хоспис, а уж для служителей естественно "рекламировать" и т.д.). Так все же в принципе (а не в конкретном случае) надо принуждать принимать православие или христианский хоспис рад помочь любому страждущему?
И главное - Вы поддерживаете призыв Никитина избегать фанатизма и принуждения не только атеистического, но и религиозного или нет?
Нет. Денег на всех не наберёшься. Не могут, рады бы конечно, но не могут, православные коих немного прокормить всех остальных. Особенно если эти остальные бездельники.
Еще раз спрашиваю - разве христианские лечебницы оказывают помощь не всех желающим
Нет как правило. Обычно выдвигается условие быть православным. А потом уже остальных неприкаянных берут.
Разве в качстве условия такой помощи выдвигается требование стать православным?
Как и все остальные общества, они помогают в первую очередь своим. И в этом нет ничего порочного.
Я ещё раз подчеркну, через эту магнитофоную запись, завистники православия пытаются обосрать благие дела финских православных, а сами оставили умирающего.
завистники православия
чему там завидовать-то?
благие дела финских православныхэто не благие дела, это что-то вроде промо акций.
или ты раздачу mountain dew тоже считаешь блпагим делом компании Coca-Cola (или Pepsi, а не помню)?
Ну воняй дальше, завидуй, это твоё дело. А православные в это время будут помогать друг другу и другим людям.
это не благие дела, это что-то вроде промо акций.
ПС: я так понимаю, что и исповедь, например надо в порядке праведности?...
У Вас получается скорее какой то фонд взаимопомощи, а не великое этическое учение
ресурсы ограничены
ресурсы ограниченыКонечно, как с этим можно спорить! Только милость Бога безгранична и абсолютна, а нам бренным надо стремиться ей подобать! А так можно и до материалистических учений дойти

Если серьезно, то я не понимаю как подобная избирательность состыковывается с христианским учением.

Помогать ближнему надо, а какие ж атеисты - ближние?Еще одно "внимательное" прочтение НЗ? Ну, вам, приближенным к свету истины и добра, конечно, виднее
атеисты тоже ближние, только возникает вопрос, кого надо предпочесть при выборе между православным и атеистом? не всегда вопрос стоит именно так, на примере Никитина видно, что помогли и ему
я что-то не наблюдал хосписов, постороенных атеистами

Еще одно "внимательное" прочтение НЗ? Ну, вам, приближенным к свету истины и добра, конечно, виднееЯ ни к чему не приближен. Я даже не верующий.

Серьезно?
атеисты тоже ближние, только возникает вопрос, кого надо предпочесть при выборе между православным и атеистом? не всегда вопрос стоит именно так, на примере Никитина видно, что помогли и емуВидимо, того, кто первым попросил помощи.

тем забавнее наблюдать упреки людей, критикующих церковь
атеисты тоже ближние, только возникает вопрос, кого надо предпочесть при выборе между православным и атеистом? не всегда вопрос стоит именно так, на примере Никитина видно, что помогли и емуО! Это уже обратный поворот! Но обсуждение как раз было того ка (при каких условиях) помогли. Требовали ли за эту помощь стать "правоверным" или совершенно бескорыстно проявили милосердие. Я, честно говоря, очень удивлен даже принципиальному признанию возможности "требовательной" помощи
ты чем-то упрекаешь РПЦ ?Про хосписы напрасно - достаточно много вполне светских. Упрекать в чем-то РПЦ не собирался (кстати, и Никитин никакую церковь не упрекал... обсуждал лишь отношение к версии Никитина и к религиозному (как и атеистическому) фанатизму. Предлагал защитникам финского хосписа сойтись на предложенном Никитиным гуманизме обоих сторон, но очень удивился протестам
я что-то не наблюдал хосписов, постороенных атеистами
Помогать ближнему надо, а какие ж атеисты - ближние?Так сам Иисус говорил, что членам семьи, соплеменникам/соратникам и варвары помогают, а вот его учение ближнего понимает как раз гораздо шире.

Христианское милосердие прежде всего на ближнего распространяет. А православный как то ближе к другому православному оказывается обычно.
христианское милосердие распространяется главное и прежде всего на православных
А вообще-то у каждого православного на сей счёт свои правила церковь не запрещает, а только рекомендует в таких вопросах.
И строго говоря такие вопросы не у меня надо спрашивать и не на форуме, лучше с такими вопросами в Сергиев Посад к семинаристам, денег только захватить с собой, а то семинаристам тоже душу спасать надо, да работать, языком трепать за бесплатно не будут.
, лучше с такими вопросами в Сергиев Посад к семинаристамты ещё к студентам физфака пошли ядерную бомбу проектировать. Семинаристы разные попадаются - Сосо Джугашвили, например
ты ещё к студентам физфака пошли ядерную бомбу проектировать.В отличие от безбожников с еретического факультета, основанного антихристом Сталиным(в этом нет никакого сомнения семинаристы осенены благословлением Божьим.
а про Сосо Джугашвили все гон - это придумали еретики.
Ты мне ещё не объяснил, чему там надо завидовать.
А тем временем, компания Wrigley устроила очередное благое дело, раздав страждущим конфеты Eclipse "меняется вкус из мяты в арбуз".
Так ведь это ты завидуешь и гонишь на них. Вот и разберись в себе. Потом в форуме напишешь сочинение на тему: "Почему я не завидую православным, а завидую Eclipse"
Ты мне ещё не объяснил, чему там надо завидовать.

и где я на них гоню? даже если бы они не агитировали пациентов, а просто ограничились бы надписью, что этот хоспис построен и поддерживается финскими православными, всё равно это было бы чем-то вроде "этот компьюетрный класс был подарен компанией Intel". Уж тогда и интел можно в благодетели записать. Но такая компания денег на ветер бросать не будет. Как видно, финские православные идут существенно дальше простой надписи.
даже если бы они не агитировали пациентов, а просто ограничились бы надписью, что этот хоспис построен и поддерживается финскими православными, всё равно это было бы чем-то вроде "этот компьюетрный класс был подарен компанией Intel". Уж тогда и интел можно в благодетели записать. Но такая компания денег на ветер бросать не будет. Как видно, финские православные идут существенно дальше простой надписи.Но разница все же большая - "финские" не нацелены через клиентов напрямую вернуть и приумножить вложенные мат.средства (не будем голословно их и в этом обвинять, хотя даже адепты в этом форуме постоянно высказываются, что труд - ?! - священников должен оплачиваться как любой другой...). Все-таки пока (например, для Никитина) более важна была форма агитации, степень ее насилия.
ПС: для меня воззрения форумских верующих вообще откровение. Такое ощущение, что они больше на политэкономию, чем на Библию ориентируются
"финские" не нацелены через клиентов напрямую вернуть и приумножить вложенные мат.средствану почему же?
история показывает, что всё как раз наоборот. церковь стремится к влиянию в обществе.
а иначе зачем вообще афишировать, что этот хоспис создан финскими православными?
история показывает, что всё как раз наоборот. церковь стремится к влиянию в обществе.влияние влиянию рознь. Все же одно дело денюжку копить, а другое - пытаться влиять на ум и сердце людей. Понятно, что эти влияния могут быть взаимосвязаны (вот, например, реклама призвана через "ум" добраться до кошелька; есть и противоположные попытки - купить расположенность что церковь далеко не всегда соблюдала и соблюдает завет нестяжательства (редко когда на десятинах останавливалась... но как говорится в анекдоте, нюансы в этих двух позициях все же есть
а иначе зачем вообще афишировать, что этот хоспис создан финскими православными?

А они запросто могут неверующими оказаться.
Православных немного? В России?
Вроде как Патриарх говорил, что 80% населения

Поэтому ни атеисты не должны осуждать простых верующих, ни верующие - атеистов. И те, и другие должны совместно противостоять как религиозному, так и атеистическому фанатизму и поддерживать добрые отношения между собой для общей деятельности по устройству справедливой и счастливой жизни на нашей с вами Земле.Лучшие предсмертные слова представить сложно. Пусть усопший не верил в существование Бога, но его поведение достойно лучших христиан. Ибо христианство - это моральный кодекс, а Бог - это лишь стенка, за которой можно укрыться в моменты, когда мораль подвергается атакам логики или новых фактов; превратностей жизни или еретиков.
Вроде как Патриарх говорил, что 80% населенияОстальные 19% мусульмане?
Ассоциируют себя да 80 %. Но воцерковлённых, ведущих церковный образ жизни, платящих деньги на церковные нужды менее 10 % и этим 10 % в Москве негде собраться.
Православных немного? В России?
Вроде как Патриарх говорил, что 80% населения![]()
А, ну да, ты и говорил - самая притесняемая после тех.
Они только на словах ассоциируют, а помочь ничем не хотят?
> Но воцерковлённых, ведущих церковный образ жизни,
> платящих деньги на церковные нужды менее 10 %
> и этим 10 % в Москве негде собраться.
Ну например те, кто ведут клубно-ресторанный образ жизни, действительно платят деньги и эту проблему решают.
Что мешает верующим?
Так кто мне возьмется сформулировать претензии к РПЦ относительно письма Никитина?
И кто рискнет охарактеризовать поведение самого Никитина?
Там вообще были какие-то финские православные

ну так сформулируй претензии к ним
это ты к автору треда обращайся - какова цель бояна (хотя от него имхо вряд ли дождёшься, он походу не очень хорошо читает)
а вообще для разнообразия мог бы и свои мысли написать
Соответственно вопросы: кто такой Никитин и чем он заслужил такое внимание? Кто заинтересован в публикации подобных сведений и кто собственно этим занимается?
Все ли факты, изложенные в письме, соответствуют действительности?
Почему никто не дал слово противоположной стороне? - а именно православной церки Финляндии (или как там ее).
З.Ы. Мое личное мнение: сильно похоже на какую-то негативную заказуху. Человеку оказали помощь, этого никто не отрицает. Каким образом на него оказывали давление непонятно, да и нужен ли он кому-нибудь еще тот вопрос.
Соответственно вопросы: кто такой Никитин и чем он заслужил такое внимание? Кто заинтересован в публикации подобных сведений и кто собственно этим занимается?Я так понимаю, это было на форуме атеистов-гуманистов. Там наверняка есть и ещё люди, известные на форуме, но неизвестные тебе.


Осталось только прояснить ситуацию по остальным вопросам и дать высказаться собственно представителям хосписа.
если ты читаешь кураевский форум, то можешь там поискать обсуждение данного письма, наверняка же было (правда, говорят, злобные модераторы любят удалять темы)
ну или съезди в хоспис и расспроси тамошних

и то только по интересующим меня вопросам
собственно, я только обозначил вопросы, которые возникли у меня после чтения этой темы
возможно кто-то ответит на них, возможно нет
тем не менее, считаю изложенную позицию односторонней и достаточно предвзятой
По разному бывает.
Они только на словах ассоциируют, а помочь ничем не хотят?
Да и православные те самые 10 % за себя не плохо платят. И в советское время собирали деньгу, да правительство эти деньги у них воровало в фонд мира. Не надо православных нахлебниками называть, если фактов не имеешь.
Ну например те, кто ведут клубно-ресторанный образ жизни, действительно платят деньги и эту проблему решают.
В чём тогда проблема?
Не знаю точно в чём ваша проблема, но вы уж как сильно их недолюбливаете. При чём сами толком не знаете за что.
В чём тогда проблема?
Так всё же, что мешает ведущим воцерковленную жизнь собираться вместе в Моске столь же эффективно, как ведущим жизнь клубно-ресторанную?
З.Ы. Мое личное мнение: сильно похоже на какую-то негативную заказуху. Человеку оказали помощь, этого никто не отрицает. Каким образом на него оказывали давление непонятно, да и нужен ли он кому-нибудь еще тот вопроса что, разве Никитин или кто-либо еще ОБЯЗАН поверить за то, что ему оказали услугу? в принципе, церковь декларирует свою задачу помощи ближним, причем бескорыстную.
> что ему оказали услугу?
Ну типа тут всё честно. Поверить не обязан, достаточно каждый день по несколько раз отказываться, ничего страшного

В соседнем треде было высказано предположение, что он был некомпетентным религиоведом, если ожидал от христиан чего-то иного, и поэтому типа сам виноват - похоже на правду.
что он был некомпетентным религиоведом, если ожидал от христиан чего-то иного, и поэтому типа сам виноват - похоже на правду.Ы? Он же сам сказал, что хотел типа сына своего от пьянства отучить и ради того пошёл на преступление против своей совести.
Прочитай ещё раз последовательность событий.
Прочитай ещё раз последовательность событий.
я принял причастие только ради сына
правда, по тексту непонятно, какой у него был выбор - может, остальные варианты были хуже
Irina_Afanaseva
Никитин ВладимирПоследнее слово. Полный текст.
(продиктовано на диктофон)
Я, Никитин Владимир Николаевич, доцент кафедры религиоведения, кандидат исторических наук, заболел и попал сначала в Александровскую больницу. Там намечалась резекция желудка и кишки, но потом выяснилось, что болезнь значительно серьезнее, что у меня целый букет болезней и в принципе я не подлежу операции. И меня решили передать в так называемый хоспис. Это - специальное медицинское учреждение для умирающих, где пытаются снять последнюю боль и сделать так, чтобы человек ушел из жизни без боли.
Но хоспис, где я сейчас нахожусь, необычный. Он содержится благодаря благотворительности православной церкви Финляндии. Поэтому после того, как меня привезли сюда, я подвергся мощному давлению медперсонала во главе с главврачом, склонявших меня подвергнуться обряду христианского причастия, чтобы заслужить после смерти прощение бога. Я противился этому, объясняя, что у меня другое мировоззрение, что я - последовательный ученый-материалист и атеист. Но эти доводы не действовали, и мучительная обработка продолжалась.
Положение осложнилось тем, что один из двух моих сыновей - пьяница. Никакие мои уговоры прекратить пьянство не приносили результата. Чтобы помочь сыну преодолеть болезнь алкоголизма, я устраивал его на работу в религиозную секту саентологии, деятельность которой была предметом моего изучения как ученого-религиоведа. Там он какое-то время продержался, но окончательно избавиться от пьянства не смог, и его выгнали. Сейчас его берут под свою опеку христианская церковь и невеста - кандидат психологических наук и православная верующая. И я подумал, что если подчинюсь давлению и приму причастие, то мое мировоззрение от этого не изменится, зато мой шаг, может быть, благотворно подействует на сына и поможет ему найти в себе силы бросить пьянство. Это моя последняя надежда и последнее желание.
И вот вчера, 18 июля, этот обряд состоялся (а крещен я был еще младенцем).
Но, дорогие мои друзья, на пороге смерти я клятвенно заверяю, что как был, так и остался убежденным атеистом и ни на одну секунду не склонился к вере в бога. Больше всего я боюсь, что после моей смерти станут говорить, что Никитин испугался божьей кары и стал верующим. Нет и нет, я принял причастие только ради сына. Я многим жертвовал для него при жизни и теперь сделал эту формальную уступку церкви, коли это так важно для нее и будущего моего сына.
Друзья, у меня уже совсем не осталось физических сил, но мозг еще работает. И, продолжая мыслить, я все больше прихожу к убеждению, что у людей не было и нет лучшего мировоззрения, чем гуманизм, уважение к человеку как таковому, защита его права на жизнь и свободу. Поэтому ни атеисты не должны осуждать простых верующих, ни верующие - атеистов. И те, и другие должны совместно противостоять как религиозному, так и атеистическому фанатизму и поддерживать добрые отношения между собой для общей деятельности по устройству справедливой и счастливой жизни на нашей с вами Земле.
Все, прощайте, люди добрые. Будьте счастливы. Я любил вас.
Владимир Никитин
Санкт-Петербург, 19 июля 2001 г.