Как проще всего взорвать российский Кавказ
За это время турки поняли, что в Средней Азии и Закавказье пантюркизм пока малопопулярен.На Кавказе живётся сейчас гораздо лучше в Турции, да и центральную Россию сваливать не так уж и плохо.
Так что пока только сумашедший может развивать эти идеи. Впрочем дураков в России всегда хватало, Кавказ в этом смысле не исключение.
На Кавказе живётся сейчас гораздо лучше в Турции, да и центральную Россию сваливать не так уж и плохо.согласен...турки в личном общении признавали что средний дагестанец живет лучше, чем средний турок...общение происходило в Дагестане естественно..
Так что пока только сумашедший может развивать эти идеи. Впрочем дураков в России всегда хватало, Кавказ в этом смысле не исключение.
На Кавказе живётся сейчас гораздо лучше в ТурцииС чаво ты взял

Сравнивать крайне сложно. Что-то лучше там, что-то здесь. Я знал турков, которые достаточно хорошо сидели в Москве, но при первой же возможности свалили назад.
Даже из благополучного Татарстана немало людей едут учиться и работать в Турцию.
Халявное обучение/стажировка за рубежом ? Я бы тоже поехал. Если не сильно надолго. ( впрочем в Гарвардскую школу бизнеса на халяву готов даже на 5 лет)
Работать ?Кем официантами в сезон ?
Или высококвилифицированными спецами, которым в России нет места, а в Турции рады ибо на 20-30 % дешевле, чем Европейцы обходятся.
Сравнивать крайне сложно. Что-то лучше там, что-то здесь. Я знал турков, которые достаточно хорошо сидели в Москве, но при первой же возможности свалили назад.я думаю возможность свалить на родину у них всегда была, но воспользовались они ею тока когда немного денег подзаработали

Даже из благополучного Татарстана немало людей едут учиться и работать в Турцию.едут базара нет я сам учился в турецком лицее и полкласса уехало учиться в Турцию. А фиг ли и не поехать, если предлагают льготное поступление в турецкие ВУЗы, общагу и стипендию... Большинство из моих одноклассников потом вернулись с этими дипломами обратно, тк там ловить особенно нечего было в плане приличной работы..
А как ты предлагаешь сравнивать? Один человек не нашел себя в Татарстане, а нашел в Турции кто-то наоборот. Любые критерии условны.
на Северном Кавказе тюрки - только балкарцы, карачаевцы и немного азербайджанцев. от силы 400 тыс человек.
этого как-бы недостаточно для пантюркизма.
Кто-то и в России не может устроится. Знаю, что в турецких универах работают математики из Азербайджана и Казахстана, очень довольны жизнью. У Турции очень грамотная стратегия развития, то, что в России чаще всего на уровне бла-бла-бла, там делают.
Кумыки и ногайцы еще.
Кумыки и ногайцы еще.а, да, ошибся... причем кумыков много. миллион тюрков - это уже серьезно.
Кто-то и в России не может устроится. Знаю, что в турецких универах работают математики из Азербайджана и Казахстана, очень довольны жизнью. У Турции очень грамотная стратегия развития, то, что в России чаще всего на уровне бла-бла-бла, там делают.и с этим никто не спорит но в реальности средний уровень жизни в России выше сейчас...но не факт, что всегда так будет. Турки строят современную экономику, у них другого выхода нет...а мы все нефть и газ качаем..

Средний уровень жизни, это как средняя температура по палате. Никакими деньгами, теплый климат, вкусную воду и дешевую недвижимость неизмеришь.ну да тока не забывай при этом нищие деревни внутренней Анатолии
А в России, чтоли таких деревень нет. Только в Анатолии можно два урожая в год собрать, да и бухают по-меньше, что тоже надо учитывать когда оцениваешь уровень комфорта.
да им вполне может быть и комфортно вон в Индонезии тоже комфортно: 4 урожая в год и +30 круглый год, но при этом никто не скажет что они лучше нас живут...еще на Мальдивах очень комфортно, но не сказать, чтобы коренные мальдивцы очень счастливы были...одно дело кому где комфортно, другое средний уровень благостояния граждан, который у нас выше все-таки..
а, да, ошибся... причем кумыков много. миллион тюрков - это уже серьезно.Не уверен что тюркоязычные народы Кавказа расматривают Турцию в качестве "Большого брата". Турция всегда смотрела на Кавказ как на добычу, что она неоднократно демонстрировала. Да и еще во время Кавказской войны 19 веке показала свое истинное лицо.
Пантюркизм - необязательно включение в состав Турции. А распространение ее влияния, распространение преференций турецкому бизнесу и т.д.
Пантюркизм - необязательно включение в состав Турции. А распространение ее влияния, распространение преференций турецкому бизнесу и т.д.Тогда панславизм — это распорстранение влияния Словакии и распространение преференций её бизнесу?

странная статья...Также кумыки, азербайджанцы (особенно компактное проживание в районе Дербента ногайцы и ставропольские туркмены (но ногайцы и туркмены кавказцы постольку поскольку). Плюс закавказский Азербайджан. Плюс влияние Турции есть среди чеченцев, адыгов и абхазов (так как много мухаджиров ушло в Турцию и есть идеи вернуться со своим бизнесом, а это уже проводники турецкого влияния, плюс участие турецких наемников в чеченской войне, предоставление убежища боевикам в Баку и др.) Правда это уже будет не пантюркизм, а более широкое движение, но под эгидой Турции.
на Северном Кавказе тюрки - только балкарцы, карачаевцы и немного азербайджанцев. от силы 400 тыс человек.
этого как-бы недостаточно для пантюркизма.
при чем здесь Словакий? У нее есть идеи распространения своего влияния и доминирования на территории славянских стран?
хочет сказать, что пантюркистский не равно протурецкий.
при чем здесь Словакий?Притом же, причём и Турций

это уже яснее. Но у любой геополитической идеи есть доминирующая нация, гегемон. В пантюркизме это Турция. Есть альтернативные примеры? Более того, Турция, в случае победы там исламизма, не так как сейчас, а настоящей, с полным переходом власти и началом переустройства страны на исламский лад, - прямой конкурент Саудовской Аравии на роль центра Халифата, так как есть исторический опыт на протяжении нескольких столетий, именно как Халифата, турецкий султан был халифом.
при том, что Турция имеет данные интересы, державные амбиции, а Словакия - локальный игрок в мире.
што то мне всегда казалось что идея пантюркизма уже давно ушла в небытие(как план к реализации впрочем как и панславизм - который к Словакии не имеет отношения... туда же можно приплюсовать и идею панарабизма..
При попытке осуществления пантюркистского сценария дестабилизации обстановки на Юге России кавказским тюркам придется столкнуться не только (а может, и не столько) с собственно Россией и русскими, а с соседними нетюркскими кавказскими народами. Другое дело, что дирижерам, как иностранным, так и нашим, важен результат - дестабилизация обстановки, а она будет достигнута. Если влияние России на Кавказе ослабнет, а если Россия уйдет с Кавказа - то я боюсь представить что там начнется. Что началось в Африке после ухода колонизаторов? Не в моноэтничном Магрибе, где кроме исламских экстремистов других и нет, а в пестрой по нац. составу центральной Африке. Войны с применением геноцида. Что частично мы увидели на примере действий Грузии в Южной Осетии. А тут весь Кавказ, пестрый по нац. составу. Какое поле для "работы" политтехнологов и конструкторов конфликтов!
Любое мнение должно быть обосновано, киначе несерьезно как-то. Турция динамично развивающееся государство, правильно сказано в статье, она имеет свои интересы, экономические и геополитические, имеет хорошую, сильную армию и флот, неспроста ведь. Для продвижения своих интересов наиболее приемлемым и удачным в данном случае является пантюркизм. Даже в шиитском Азербайджане это работает, несмотря на суннизм турок. То есть этническое родство в данном случае осознается сильнее, чем конфессиональное. Татарстан, Крым, Абхазия, Сочи. А Карачай и Балкария - это прикрытие и Сочи, и Абхазии. Хотя я согласен отчасти - пантюркизм в его чистом виде скорее нереален да и вряд ли рассматривается кроме как культурологами, а вот именно гегемония Турции на Кавказе - явственно показала ситуация в августе, когда Турция придвинула свои корабли к берегам Аджарии. Как будто по инерции - почуяли что заварушка начинается и одними из первых были готовы уже принять участие в дележе добычи. Но пантюркизм как составляющая этих гегемонистских устремлений, ждущих своего часа - это вполне. Как взращивание своих адептов, создание точек опоры, баз.
"Как идеология, пантюркизм окончательно сформировался к концу XIX века, и должен, в связи с этим, рассматриваться как аналог панславизма или пангерманизма. Пантюркизм стал одним из элементов идеологии младотурков, вследствие чего османское правительство оказывало помощь различным После так называемой «кемалистской революции», идеи пантюркизма были на долгое время забыты официальной идеологией Турции, так как Мустафа Кемаль Ататюрк взял курс на перестройку страны в «западном» стиле."
то о чем ты говоришь, является постоянными геополитическими интересами Турции... не надо мешать одно с другим - пантюркизм -это идеология, у нас тоже идеи панславизма периодически в той или иной форме восстают из могилы..
Я вообще-то сказал, что пантюркизм в его чистом виде вряд ли возможен, все со временем меняется, модернизируется, да и сложно представить протурецких якутов или тувинцев, но то, что пантюркизм исчез - заблуждение. Хотя бы взять создание турецких миссий именно под тюркскими лозунгами в Татарстане, Башкирии, Казахстане, в Крыму. Идеи Великого Турана живут и некорректно только на исторических монографиях основываться, тем более какой-то определенной, и к тому же не указав источник (но стиль изложения как из советского учебного пособия). Распространение культурного влияния - база для распространения влияния экономического и политического. Иначе откуда бы столько бабла под это дело? "Серые волки" - боевая организация, действующая в Турции и имеющая филиалы в Азербайджане и др. регионах.
ты считаешь, что государство Республика Турция проповедует и всячечки поощряет модернизированную идею пантюркизма?
хорошо, а чем отличается понятие геополитических интересов гос. Турция в нашем регионе от того, что происходит сейчас..с появление миссий и прочего?
ты считаешь, что государство Республика Турция проповедует и всячечки поощряет модернизированную идею пантюркизма?да
и вообще то Турецкая Республика
хорошо, а чем отличается понятие геополитических интересов гос. Турция в нашем регионе от того, что происходит сейчас..с появление миссий и прочего?не понял вопроса
ответь на 2 вопрос?
Наши интересы с точки зрения геополитики на Балканах мало изменились, например, но никто не говорит о панславизме) другой вопрос, что мы ничего реального там не делаем...
а попытка кричать везде пантюркизм и панарабизм - это сеяние паники...
это элемент геополитики, и он более выражен чем наш "панславизм", который вообще сейчас не имеет место. В 90-х Тургут Озал и Сулейман Демирель инициировали экономическое содружество тюркских стран Средней Азии, Азербайджана и Турции, именно на основе этнического родства, совершали визиты в эти страны именно с публичной этнической подоплекой. У нас такое есть? Чтобы мы пытались что-то подобное создать на этнической основе? Хотя бы те же миссии взять. Какие подобные русские миссии в славянских странах?
пока они не призывают объединяться под флагом "неопантюркизма", пока это межнациональный и меж этнический обмен, мне кажется не стоит кидаться громкими фразами....
Русские миссии... мда
а попытка кричать везде пантюркизм и панарабизм - это сеяние паники...а кто кричит везде? идея действенна, панарабизм - это скорее всего уже прошлое, потому что показала свою несостоятельность на практике, в отличие от пантюркизма. И опять же как рассматривать пантюркизм - как единое государство Туран - от Стамбула до Колымы - конечно нет, как интеграционное пространство с турецким влиянием, в пределах от Турции до Синьцзяна - вполне.
пока они не призывают объединяться под флагом "неопантюркизма", пока это межнациональный и меж этнический обмен, мне кажется не стоит кидаться громкими фразами....тогда уже поздно кричать будет, да и не кричат особо, или написать статью - это уже называется кричать? НКВД что ли? Человек высказал свое мнение.
пока это межнациональный и меж этнический обментолько когда он односторонний, это не обмен, а именно продвижение своего влияния. Оно не обязательно должно быть явным. Об этом в последних абзацах статьи и говорится. Причем говорится прямо - что откровенно насаждать пантюркизм Турция не будет в силу ряда причин, которые и приведены.
мне слабо верится в реальность такой интергации
Arbyz89
-11-12 Игорь БоковКак проще всего взорвать российский Кавказ
Косовский инцидент в свете пантюркистской перспективы
С момента провозглашения так называемой независимости Косово не прошло и года, а события развиваются в самом что ни на есть негативном ключе. Как и следовало ожидать, «процесс пошёл», трансформация сложившейся в XX веке политической мировой системы и перерисовка карты мира продолжается.
Российский ответ Косову — признание независимости Южной Осетии и Абхазии, действительно отвечающий насущным внешнеполитическим интересам РФ, объективно, темнее менее, продолжает этот новый этап «парада суверенитетов» и явно будет не последним.
Теперь следующий ход за условным «Западом», и сделан он скорее всего будет там, где у России одно из самых слабых мест — на Кавказе.
НЕМНОГО ТЕОРИИ: КУДА ИДЁТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?
Мировая политика после Косова — часть колоссального общечеловеческого процесса, который начался отнюдь не вчера. И завершится не завтра. Это процесс разложения привычных, традиционных политических структур.
В начале 90-х гг. умы экспертного политологического сообщества Запада были заняты двумя проблемами, которые назывались так — «распад СССР» и «распад Югославии». Проблемы старались осмыслить всерьёз, стратегически, концептуально. И приходили примерно к одинаковым выводам.
Мы переживаем особые времена. Исторически конец XX века знаменует собой вторую эпоху процесса, которого мы условно назовем движением «Великого Отказа». Имеется в виду окончательный отказ человечества от так называемых «больших проектов» идеологического или религиозного характера.
Первая эпоха случилась примерно за семь десятилетий до этого и сопровождалась всеобщим крахом многонациональных христианских монархий (и одной исламской этих «архаических структур» цивилизации.
Однако на смену им пришли не менее идеологизированные проекты — коммунистический, нацистский, маоистский, проект «многонационального народа» (послевоенная Индия баасистский (арабский национал-социализм) и т.п.
Главная беда этих проектов, по мнению западных исследователей, состояла в том, что они объединяли массы населения по внеэкономическим и вненациональным признакам, то есть подавляли (или недостаточно эксплуатировали с выгодой для себя) два типа человеческой идентичности — деловую и национальную. Причем, по мнению западных теоретиков, основным стержнем нового, «постототалитарного» мира станет именно экономическая составляющая, а национальная — главным инструментом окончательного разрушения «старых» государств и формирования отдельных филиалов будущей мировой мегакопорации.
Суть концепции «дивного нового мира» — это окончательный переход к чисто экономическим методам взаимодействия людей. Язык рынка понятен всем и всех уравнивает. Поэтому только он абсолютно справедлив.
Трудно сказать, что здесь первично — намерение подвести идеологическую и научную базу под процесс разрушения крупных многонациональных государств (потенциальных конкурентов в первую очередь России и Китая, или же желание объяснить, изучить и, соответственно, взять под свой контроль объективные процессы их ослабления и усиления международных корпораций. Это сродни вопросу о первичности курицы и яйца.
Для России как одной из первых предполагаемых жертв этого процесса, важна фактическая сторона дела — сценарий дезинтеграции большого многонационального государства предполагает два основных этапа:
- создание новых национальных общностей (диаспор желательно не совпадающих с нынешними очертаниями политической карты России
- вхождение их в новый «мировой рынок» как формально самостоятельных субъектов, а фактически — в качестве нового кластера некоего мирового синдиката, состоящего из нескольких десятков крупнейших международных корпораций.
ПРАКТИКА — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ: КАВКАЗСКИЙ ПОЛИГОН
Кавказ как нельзя лучше подходит для обкатки такой схемы в «российском варианте» — множество наций и народностей, проживающих компактно, огромный конфликтный потенциал, обусловленный историей региона, состоящей практически из сплошной войны всех со всеми, ну и наконец, география — транспортировка энергоносителей с Востока на средиземноморский рынок без кавказского логистического узла по сей день невозможна.
Вспомним первый пункт универсального сценария дезинтеграции «устаревших многонациональных государственных конструкций» — формирование этнических сообществ, которым по тем или иным причинам существующие госграницы «жмут».
Десять лет назад на российском Кавказе такой фокус уже попробовали продемонстрировать в Чечне. Не вышло, Россия оказалась все же попрочнее в военно-политическом отношении, чем предполагали авторы сценария.
Для следующей попытки в работу примут скорей всего уже не отдельный малый народ, а некую национальную общность, существенная часть которой на данный момент находится вне России. Так что взламывать «тюрьму народов» теперь будут уже снаружи.
Наиболее удобным инструментом для этого является пантюркистская идея.
Турция на данный момент — серьезная и динамично развивающаяся региональная держава, в российских северокавказских субъектах федерации (не говоря уже о соседних бывших республиках СССР) проживает немало этносов тюркской языковой группы, исламский фактор налицо, иными словами, есть все необходимое для работы.
Судя по ситуации в некоторых российских кавказских республиках, работа уже идет.
В Кабардино-Балкарии, например, к тюркским народам относится балкарское меньшинство, от имени которого последние годы на удивление эффективно в пиаровском отношении выступает несколько групп оппозиционеров, наиболее раскрученной из которых является «Совет старейшин балкарского народа». Недавно он провел в Нальчике очередной «съезд», принявший резолюцию, которая фактически ставит властям республики ультиматум: до 31 января 2009 г. конституция КБР должна быть изменена таким образом, чтобы соблюсти принципы паритетного представительства балкарцев и кабардинцев. Если же это не произойдет, то балкарцы в очередной раз провозгласят независимость от Кабардино-Балкарии (это уже пытались делать в ноябре 1991 г).
Помимо очевидного противоречия таких требований конституции России, и явных логических перекосов, (для балкарцев требуется паритет с кабардинцами, при том, что балкарцы составляют около 10%, населения КБР, русских там, например, вдвое больше) в этой истории есть откровенно комичные детали.
Например, главные активисты «Совета старейшин» — это преимущественно отставные милицейские начальники, отодвинутые от власти в процессе чистки управленческого аппарата республики после прихода администрации действующего президента КБР Арсена Канокова. Перед ним изначально стояла задача если не сломать, то хотя бы ослабить местную коррупционно-клановую систему отношений, к 2005 году разросшуюся до совершенно неприличных даже по кавказским меркам масштабов. Результат этой зачистки теперь налицо — несколько местных финансово-политических групп, привыкших за предыдущие десятилетия практически к полной безнаказанности, сейчас объединились в попытке вернуть утраченное и самой благодатной почвой для этого стал тезис угнетения тюркского меньшинства.
В соседней Карачаево-Черкессии ситуация обратная: там тюркский этнос — карачаевцы — является как раз доминирующим, а черкесы — меньшинством. Недавно здесь случился прецедент, нарушена еще советская традиция пропорционального представительства этносов во власти — при президенте республике карачаевце позицию премьер-министра занял уже не представитель черкесского меньшинства.
В данном случае не просто проигнорирована абстрактная «политкорректность», тут была сломана одна из немногих схем, обеспечивающих в местных условиях отсутствие серьезного противостояния локальных элит по национальному признаку.
В публичной практике тех же балкарских оппозиционеров КБР в последнее время появился ранее отсутствующий тезис — «мы не просто меньшинство, нас 500 миллионов», то есть впервые в истории России (как минимум, постельцинской России) была открыто артикулирована пантюркистская идеология. Таким образом, процесс формирования той самой новой «не признающей границ этнической общности», предусмотренной первым пунктом «универсального сценария» начался.
Теперь впору задаться вопросом, что такое вообще этот пантюркизм, и насколько сама Турция готова принимать участие в этом процессе глобальной автономизации. Грубо говоря, настолько ли это нужно самой Турции - или, может быть, все дело в «хотелках» тех, кто намерен ею прикрываться.
«ВЕЛИКИЙ ТУРАН» КАК ШЕСТЕРЕНКА ГЛОБАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Нет никаких сомнений в том, что Анкара хотела бы повысить свою значимость в регионе, это естественное стремление любого динамично развивающегося государства. Но на уровне официальной политики никакой формальной декларации идей пантюркизма она допустить не может - по ряду причин, совокупность которых, пусть и с натяжкой можно сравнить с послевоенным комплексом «вины за нацизм» у современных немцев.
При этом внешнеполитической положение Турции в этом смысле еще хуже — ее приоритетной задачей является вступление в ЕС, и этот процесс настолько сложен, что появление какого-нибудь «пантюркизма» в официальном формате означает для нынешней турецкой элиты полный внешнеполитический крах.
Сейчас центральная идея турецкой внешней политики — это наращивание значимости страны при сохранении нынешнего «статус кво». Кроме того, сама Турция весьма уязвима в национальном смысле — курды составляют примерно 20% населения страны, и если в политике будет наблюдаться уж слишком большой «тюркский перегиб», это немедленно приведёт к серьезным внутренним проблемам.
Но то, что невозможно на официальном уровне, вполне допустимо на других.
В стране немало людей, проникшихся пантюркистскими идеями, у них давно имеются деньги и возможности. Поэтому «тюркское братство» активно используется турецкими бизнесменами. Оно позволяет им проникать в такие места, где другие (скажем, американцы) будут восприняты в штыки.
Надо сказать, что после победы республиканского строя в Турции несколько раз наблюдался всплеск пантюркизма. Причём всегда он был связан с ослаблением России.
Во время Второй Мировой турецкое руководство активно прощупывало возможность создания на территории СССР тюркского государства (поначалу казалось, что Советский Союз близок к краху) - с помощью нацистов, естественно. Но когда выяснилось, что гибель Советов откладывается, все контакты с Берлином по этому вопросу были прекращены.
Следующий относительно заметный всплеск случился после распада СССР и продолжался года три-четыре. За это время турки поняли, что в Средней Азии и Закавказье пантюркизм пока малопопулярен. Поэтому и официальная риторика турецких руководителей поменялась, они уже почти не говорят о «едином тюркском мире». Тем не менее, такие механизмы «пантюркизма», как ТИКА (Турецкой агентство по сотрудничеству и развитию) и «Тюрксой» (организация, занимающаяся развитием культурных связей тюркских народов созданные как раз в начале 90-х, продолжают существовать. То есть пантюркистский элемент все же фактически стал частью турецкой внешней политики.
При этом, если на Кавказе начнутся некие серьезные политические процессы, использующие националистические настроения тюркских народов, то найти здесь «руку Анкары» будет сложно — турки слишком дорожат своим имиджем в Европе, чтобы экономить в таких случаях на маскировке. А вот бизнес вполне себе может заняться пантюркистскими экспериментами в регионе. К примеру, Турецкий профсоюз металлистов финансирует деятельность информационно-аналитического центра «Тусам», известного как раз пантюркистскими симпатиями.
Впрочем, на Турции свет клином не сошелся.
Никто не сказал, что идеи тюркского национализма можно продвигать только из Анкары, а например, из какой-нибудь из «мировых столиц» — нельзя. История с выращенным в пробирке сначала английской а потом и американской разведками «ваххабизмом» это отлично подтверждает.
И не стоит забывать опыт киевского Майдана. Грамотная работа западных стратегов и аналитиков с региональными (в том числе и «сопредельными») политическими и бизнес-элитами может творить прямо-таки чудеса.
Между прочим, усиление тюркистской риторики в политической практике тех же балкарских «милиционеров-оппозиционеров» в КБР наблюдается со второй половины этого года, что чудесным образом совпадает с грузинским кризисом. Надо понимать, что многие тюркские этносы (карачевцы, ногайцы, балкарцы, кумыки) российского Кавказа расселены в преимущественно в приграничных республиках, в том числе в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Дагестане, граничащих с Грузией. Учитывая все своеобразие режима Саакашвили, его специфику понимания государственного суверенитета, да и вообще природную «праздничность» официально-грузинского менталитета, нетрудно сообразить, как хорошо себя чувствуют в таком идеальном «перевалочном пункте» прикомандированные издалека специалисты по тюркской идее.
Как показывает практика многочисленных оранжевых и розовых революций, схватить в подобном случае за руку администрацию ни одного иностранного государства как правило нельзя, но результат получается — любо-дорого. И Кавказ сейчас — очень удобная площадка для подобных экспериментов.
Так что России лучше заранее приготовится.
http://www.apn.ru/publications/article20992.htm