Сотрудничество рок-музыкантов с РПЦ

basildol

http://www.pravaya.ru/dailynews/7420
Лазарева Суббота русского рока


14 апреля, в канун Лазаревой Субботы, в Отделе Внешних Церковных Связей (в Свято-Даниловом монастыре) митрополит Кирилл встретился с православными рок-музыкантами: Константином Кинчевым («Алиса» Юрием Шевчуком (ДДТ Романом Неумоевым («Инструкция по Выживанию» Стасом Бартеневым («Если» Олегом Кривошеевым («Братья Карамазовы»)
 
Вопрос о необходимости миссионерского взаимодействия Русской Православной Церкви с верующими представителями русского рока назревал примерно с 2003 года. Именно тогда по благословению высших церковных иерархов в Санкт-Петербурге прогремел рок-фестиваль «Рок к Небу» (в нём принимали участие Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, БГ и Юрий Шевчук) и вышел диск группы «Алиса» «Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь», ставший первым альбомом, целиком и полностью выдержанным в духе канонического Православия. С тех пор огромными тиражами разошлись труды диакона Андрея Кураева и игумена Сергия (Рыбко) о православном смысле русского рока. А с 2004 года на сайте Правая.Ру регулярно публикуются статьи, дающие православный взгляд на самые яркие явления российской рок-музыки.
Приблизительно с начала 2006-го года очень остро встал вопрос о проповеди на рок-концертах. Несмотря на то, что православную миссию на подобных мероприятиях давно и успешно осуществляют те же отец Андрей и отец Сергий, некоторые православные миряне, ссылаясь на частные мнения определённых иерархов, усомнились в надобности просвещения Словом Божьим рядовых рок-фанов. В последнее время стали появляться довольно пристрастные статьи о якобы сомнительном статусе церковной миссии на концертах тяжёлой музыки. Очевидно, что в этой ситуации оказался необходим прямой и непосредственный диалог главных православных рок-музыкантов с высшими чинами РПЦ — без непрошеных посредников.
Такую историческую встречу организовала Правая.Ру . Несколько месяцев назад Михаил Тюренков во время аудиенции у митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла поставил вопрос о необходимости организации диалога между рок-музыкантами и РПЦ, получив предварительное согласие. А 14 апреля, в канун Лазаревой Субботы, в Отделе Внешних Церковных Связей (в Свято-Даниловом монастыре) митрополит Кирилл пообщался с Константином Кинчевым («Алиса» Юрием Шевчуком (ДДТ Романом Неумоевым («Инструкция по Выживанию» Стасом Бартеневым («Если» Олегом Кривошеевым («Братья Карамазовы»). На встречу были приглашены сочувствующие и резонёры, а также несколько журналистов.
Первым взял слово митрополит Кирилл, который, что стоит отметить, на протяжении всего разговора был настроен крайне благодушно и позитивно. Он сказал, что взаимоотношения рока и Церкви являются одним из частных случаев распространённого ныне взаимодействия культур. «Вопрос о взаимоотношении культур является основным, – подчеркнул Владыка. — Если культурные модели не состыковываются, то это приводит к конфликтам. И вы знаете, что произошло с публикацией карикатур в отношении пророка Мухаммеда. Этот пример – некий символ, который даёт понимание того, что сейчас происходит. Но слово «культура» – в том контексте, в котором я сейчас говорю, имеет, конечно, более широкий смысл. А если говорить, о предмете нашей встречи, то здесь речь идёт о взаимодействии субкультур. Собственно говоря, что такое «литургическая культура»? Это субкультура. Может ли субкультура претендовать на то, чтобы стать культурой для всех? Может, но весьма сомнительно, что она действительно этой культурой станет и всех объединит. А Церковь призвана спасать всех. И здесь мы входим в соприкосновении с очень болезненными темами».
Далее митрополит Кирилл подчеркнул, что церковная проповедь и церковная миссия должны осуществляться путём некой инкультурации, то есть – вхождения в ту культуру, которая является народной. «И сегодня молодёжь находится под сильным влиянием той музыки, представителями которой вы являетесь, – заметил иерарх. — Я не знаю, хорошая это музыка или плохая. Но совершенно очевидно, что если эта субкультура является понятной и убедительной для молодёжи, то, конечно, возникает вопрос, может ли эта культура гарантировать, чтобы в этой среде возникали предпосылки для усваивания Божественного Откровения?».
Владыка признался, что у него был единственный опыт проповеди на рок-концерте. Это случилось около двух лет назад, когда в Смоленске организовали фестиваль «Рок Против Наркотиков». Перед 16-тысячной толпой митрополит Кирилл дал краткое напутствие пастыря, вызвавшее живейший резонанс. Именно тогда Владыка понял, что рок-музыканты должны быть духовно и физически сильными людьми, чтобы постоянно выдерживать воздействие огромных децибелов. «Рок-музыкантам надо давать молоко за вредность, – шутил митрополит на встрече. – Если хоть кто-то после рок-концерта задумается о смысле жизни, то, значит, эта жертва рокерами приносится не зря».
Константин Кинчев отметил, что «децибелы» служат своеобразным молодёжным языком. А Юрий Шевчук выразился ещё определённее: «Я перефразирую: «В начале был Звук». Этот Звук, который был ни на что не похож, оказался символом Свободы, что очень важно было для нашего поколения. Потому что он отличался от всех этих пафосных маршей».
Лидер группы «Алиса» подтвердил, что рок всегда был вызовом: «Это, прежде всего, искреннее слово и прямое обращение к молодым, которых нельзя обмануть. Они очень чутки к этому».
Тут рокеры совершенно закономерным образом перешли к теме рока и попсы. Кинчев объявил «Фабрику Звёзд» «настоящим сатанизмом», а Шевчук неожиданно попросил Владыку: «Вы часто встречаетесь с Путиным. Шепните ему, чтобы на ТВ было побольше рока». На это Константин Евгеньевич резонно возразил, что митрополит Кирилл находится не в лучшем положении и сам большой кровью отстаивает у телевизионщиков считанные минутки своей проповеди.
Между тем, Владыка попросил разъяснить, чем рок отличается от попсы. Константин Кинчев поведал архипастырю, что для поп-музыки характерны усреднённые второсортные мотивчики, поставленные на конвейер, и некачественные тексты, ориентированные на низменные инстинкты. А диакон Андрей Кураев привёл наиболее универсальный пример попсовой песни: «У меня букашки от моей Наташки». Строчка произвела на митрополита просто неизгладимое впечатление.
«Сейчас важнее всего свергнуть нового идола, имя которому – «формат» и «ротации», — настаивал Кинчев. – Это настоящее неоязычество».
Тут Владыка припомнил, что однажды митрополиту Антонию Сурожскому задали вопрос: «Что общего между Православием, гомеопатией и рок-музыкой?». Тогда священник не смог уловить связи, но, тем не менее, она была. Все три сферы являлись альтернативой советскому режиму. А Константн Кинчев пошёл в своих размышлениях дальше, заявив, что рок-музыке, так же, как и Православию, полезнее испытывать постоянные гонения. Митрополит Кирилл косвенно согласился с такой постановкой вопроса, напомнив собравшимся, что, например, монастыри явились реакцией на периоды благоденствия Православной Церкви, когда после официального утверждения христианства в епископы «попёрли все, кому не лень» — генералы, министры и т. п. После этого встреча перешла в ранг свободной дискуссии. Главный редактор Правой.Ру Илья Бражников узрел особый символизм в том, что первая официальная смычка Церкви и рок-музыки случилась в канун Лазаревой Субботы. Он высказал мнение, что рок-культура является гласом живого в мире мёртвых, напомнив соответствующие цитаты из «Алисы» («Быть живым – моё ремесло, это дерзость, но это в крови») и БГ («Рок-н-Ролл мёртв, а я ещё нет»).
Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в 1992 году он написал предисловие к пластинке «Антология Христианского Рока в России», за что был огульно обвинён в сатанизме с кафедры одной из конференций. На этом основании Чаплин задал пару полемических вопросов: доходят ли рок-песни до молодёжи или остаются уделом 30-40-летних слушателей и стоит ли нести Слово Божье пьяным личностям, провоцирующим драки на рок-концертах? И Юрий Шевчук, и Константин Кинчев заверили отца Всеволода, что с многотысячными залами у них всё в порядке. В ответ на второй вопрос Кинчев деликатно заметил: «Если честно, я не знаю, стоит ли проповедовать перед агрессивно настроенными рок-фанами. Но ведь кто-то же должен этим заниматься. Тем более, что драки, пьянки и прочие беззакония случаются далеко не только между адептами этой музыки, но и во всех сферах жизни».
Протоиерей Максим Козлов, приглашённый на встречу в качестве оппонента, высказался против организованной поддержки Церковью этого явления. «Если РПЦ заведётся синодальным отделом по взаимодействию с музыкантами, а в новостях будут сюжеты типа «священник такой-то дал проповедь на выступлении определённой рок-группы» тогда вам никакой андеграунд не поможет», — категорично обратился он к рок-музыкантам. После этого выступил лидер «Инструкции По Выживанию» Роман Неумоев, преподнёсший митрополиту Кириллу материалы о своей рок-миссии на Алтае. По мнению Романа, 80% рок-музыкантов исповедуют язычество и оккультизм и заявил, что каждый музыкант, вознамерившийся нести Свет Христовой Истины на сцене, должен получить у иерархов особое благословение. После этих слов Константин Кинчев продемонстрировал собравшимся свой нательный крест и с неподдельным недоумением произнёс: «Я не понимаю, какое благословение мне ещё необходимо». Между тем, Роман Неумоев уточнил свою мысль, предложив более детально закрепить сотрудничество православных рок-музыкантов и Церкви в миссионерском делании. В итоге митрополит Кирилл дал понять, что он видит в рок-музыкантах преданных Воинов Христовых, но необходимость повсеместного священнического напутствия на концертах пока ставит под вопрос. «Ведь христианство может присутствовать в произведении искусства подспудно, имплицитно. В «Капитанской Дочке» ни разу не упоминается слово «Бог». Тем не менее, это одно из самых христианских произведений во всей мировой литературе».
У известного политолога Кирилла Фролова нашлись свои аргументы. Он напомнил, что на Украине, где православным священникам доступ всюду закрыт, рок-концерты являются практически единственной площадкой открытых выступлений перед массовой аудиторией. «Рок-музыканты предлагают пастырям для окормления целые стадионы, а в ответ иногда слышатся заявления, что они "жанром" не вышли. Мне кажется, что вкусовщина здесь неуместна, а нужно думать о стратегии, о битве за поколение», – заявил Фролов.
«Опасения некоторых, что священники побегут выступать на рок-концерты, к сожалению, напрасны. Если наши священники в своей массе пошли бы на рок-концерты, школы и студенческие аудитории, мы давно бы жили в православной стране. В свою очередь, для рок-музыканта пустить священника проповедовать на своем концерте, означает проявить смирение и пожертвовать частью времени. Но если уж Константин Кинчев назвал себя "солдатом Церкви", то другого пути нет», — отметил Фролов после встречи.
Подводя итоги дискуссии, Владыка Кирилл отметил, что многое зависит от контекста, обстановки и способностей конкретного священника. Невозможно обратиться к аудитории рок-концерта с традиционной храмовой проповедью. "Нужно войти в эту среду и изнутри проповедовать, уметь дать слушателям правильный импульс. Если есть люди, которые могут обратиться с верными словами к этой аудитории, не надо им мешать", – сказал он.
Обращаясь к рок-музыкантам, председатель ОВЦС подчеркнул: "Если в вашем творчестве имплицитно, незримо будет присутствовать Бог, если ваши зрители будут знать о вашей вере, это будет иметь огромное миссионерское значение". В то же время Владыка Кирилл подчеркнул необходимость соблюдать во всем такт и меру.
Владыка Кирилл напомнил о еще одном миссионерском ресурсе рок-музыки. Подчеркнув самоценность православной литургической культуры, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил убеждение, что она не нуждается в модернизации. Он считает ненужным использование на богослужениях каких-либо музыкальных инструментов, в том числе электронных. В то же время председатель ОВЦС обратил внимание присутствовавших на особое направление православной миссии, в котором творчество рок-музыкантов может быть весьма полезным. По его мнению, было бы полезным в небогослужебное время проводить молодежные собрания, на которых ребята могли бы не только обсуждать различные богословские темы, но и петь под гитару, в том числе исполнять рок-композиции.
Итак, встреча состоялась. И это, безусловно, беспрецедентное событие. Хотелось бы надеяться, что и дальнейшее сотрудничество церковных деятелей и верных «солдат Церкви» — православных рок-музыкантов продолжится во имя миссионерского служения, во имя проповеди Слова Божия в том числе и на рок-концертах.

rada3

Чё смешного-то?

basildol

Фотки смешные. Ещё бы панков с ирокезами позвали

rada3

Ну там вообще-то есть один панк (сибирской волны) - "Ромыч" Неумоев (в шарфике стоит). Правда он счас ультра-православным стал. Летов тоже, между прочим, принял христианство, правда, своеобразно, но всё же..

karim

гавно слипаеца

Mike3

канфет нада меньше кушать

urchin

Ромыч уже лет 10 не панк.
последние песни его в панковском стиле написаны году так в 1991.

rada3

сужу по его поведению, а не по песням
Хотя и песенки можно охарактеризовать как "православный панк"

urchin

сужу по его поведению, а не по песням
Хотя и песенки можно охарактеризовать как "православный панк"
-----
В музыкальном плане панка давно уже нет.
А по поведению как можешь судить?
Знаешь его лично?

Mike3

а был?

urchin

Был конечно. Послушай альбомы 1986-1991 года

rada3

А по поведению как можешь судить?
Знаешь его лично?
Лично, увы..
По его форуму сужу

urchin

Я лично с ним на концерте общался, даже автограф взял. Но хорошо поговорить не дал какой-то мужик сказал, что Ромыч устал бла бла бла и увёл его.

rada3

Песенки "Северная страна", "Начало зимы", "Всё пройдёт", "Суицид", "Посвящение Кручёных" и т.д.

Mike3

что круче: православный панк или наци-гей?

rada3

Со вторым не знаком, первый - ничё кроме такого определения в голову не пришло

Mike3

а можно текст суицида, если не трудно?

rada3

Нормуль, но для общения нормального надо ИМХО на квартирники ходить

urchin

Неужели Летовский вариант не слышал?

urchin

что круче: православный панк или наци-гей?
-----
Под наци-геем ты имеешь в виду того пидорка, чьи фотки ты постил в форуме?
Если да, то это обычный позёр, который усирается что бы привлеч к себе внимание.

urchin

Нормуль, но для общения нормального надо ИМХО на квартирники ходить
----
Согласен

rada3

Автор: Роман Неумоев
Альбом: Инструкция по выживанию
Hm Em F# Hm
С каждым днём всё дальше, чья-то боль всё лучше.
Em F# Hm
Новый мир всё старше, каждый бой все круче.
Em F# Hm
С миру по идее — мертвому землицы,
Em F# Hm
Молоту Христову не остановиться.
G F#
А у малиновой девочки взгляд
Hm
Откровенней, чем сталь клинка.
Em F# Hm
Непрерывный суицид для меня.
Непрерывный суицид для меня.
Непрерывный суицид...
От прямого хука онемеют яйца.
Животы худеют, животы боятся.
Из зловещих окон холодеют лица.
Животы жиреют от живой водицы.
А у малиновой девочки взгляд
Откровенней, чем сталь клинка.
Непрерывный суицид для меня.
Непрерывный суицид для меня.
Непрерывный суицид...
Из холодных окон прыгают наружу
Раненые звери с добрыми глазами.
Детвора смеётся, в детских лицах ужас,
До смерти смеётся, но не умирает.
А у малиновой девочки взгляд
Откровенней, чем сталь клинка.
Непрерывный суицид для меня.
Непрерывный суицид для меня.
Непрерывный суицид...

Mike3

ааааа
ну да-да. просто старый советский панг очень самобытный.
совсем отличается от того, что в англии всякие crass делали.
ну а термины одинаковые. так уж сложилось)

urchin

Ностальгия.
Вечером буду ИПВ слушать

Mike3

что круче: православный панк или наци-гей?
-----
Под наци-геем ты имеешь в виду того пидорка, чьи фотки ты постил в форуме?
Если да, то это обычный позёр, который усирается что бы привлеч к себе внимание.
я вроде этих не постил, но про них чото даже на ленте-ру писали
да-да, я понимаю, что позеры. просто религия и панк - тоже типа вещи несовместимые, вот я и сравнил

urchin

В религию может удариться любой человек, в том числе и рок-музыкант. Не вижу в этом противоречий.

lenmas

На самом деле, что-то в нем осталось панковское, по крайней мере чувствуется, когда внимательно вслушиваешься в исполнение. Хотя романсов стало тоже многовато. Явно не все слова Ромыча привели из беседы, он резкий такой дядька, за словом не полезет Одним словом, панк!

Mike3

хотя не весь советский панк такой. был и более классический.
например, в конце 80-ых был в сибири такой чувак "курт". вот обложка одного из альбомов.

слева по борту из мусорного бачка выглядывает сам летов.

rada3

Просто, когда это происходит - мировоззрение и поведение такого человека всё же претерпевают заметные изменения и он, ИМХО, всё перестаёт быть панком, хиппи и т.д. каким был прежде.
Кстати, встречал пару статей про католические и православные металл-группы, правда не слушал

Mike3

ну вот я и говорю, что советский панк очень самобытный.
в классическом представлении утверждается, что организованная религия разрушает личность.

Mike3

Просто, когда это происходит - мировоззрение и поведение такого человека всё же претерпевают заметные изменения и он, ИМХО, всё перестаёт быть панком, хиппи и т.д. каким был прежде.
именно.
Кстати, встречал пару статей про католические и православные металл-группы, правда не слушал
у меня были какие-то. ничем не отличается музыкально, только тексты во славу Господа.

rada3

У нас в стране в то время были другие проблемы. Так получилось, что религия и рок-музыка оказались на одних баррикадах и при равных условиях выживания

Mike3

У нас в стране в то время были другие проблемы. Так получилось, что религия и рок-музыка оказались на одних баррикадах и при равных условиях выживания
а что, ранние летов и неумоев - тоже религиозны? что-то я такого не припомню...

urchin

Неумоев религиозен достаточно давно

lenmas

Ромыч с детства был верующим (детство тяжелое было а Летов был "нелюдем", по его же классификации. Может, сейчас тоже верующий

lenmas

А кто самый левый из музыкантов на фотке, косматый такой, похож еще на Джорджа Харрисона?

Mike3

хм. я помню летов в интервью начала 90-х критиковал кого-то из друзей, ушедших в религию,
так что это, вероятно, единичный случай на тот период.
а вобще неудивительно: с такими-то личностными и философскими текстами с уклоном в самоанализ.

rada3

Неумоев, насколько я знаю, никогда не выступал против того же христианства. Летов отделил самого начала для себя христианство и церковь и все его наезды относились всё же к последней (а текстов, в которых встречается христианский взгляд на вещи или стремящийся к нему у него достаточное кол-во)

urchin

Не Неумоева ли он критиковал?

urchin

Я немного в Летове разочаровался. Слишком уж он пессиместичен. Да и суицидная идеология совершенно не приемлема.

rada3

Они и счас друг друга критикуют То Летов каку-ть хадость скажет в адрес Ромыча, то Ромыч по Летову пройдётся

urchin

Я был на одном из совместных концертов года 4 назад. Они уже критиковали друг друга.

rada3

Ну, у многих из наших поэтов напрвленность поэзии нефетовская. Но последние альбомы ("Долгая счастливая жизнь" и "Реанимация") мне очень понравились, пожалуй, лучшие после "100 лет одиночества"

Mike3

наверняка неумоева.
Да и суицидная идеология совершенно не приемлема.
собственно это одно из главных отличий летова от классического панка.

urchin

Надо послушать.
Я просто не ожидал что у Летова может быть что-нибудь интересное

urchin

У классического панка нет суицидной идеологии?

Mike3

да, реанимация мне тоже понравилась в целом.

urchin

ХМ надо послушать

Mike3

нет конечно! зачем им суицид? лучше давайте все дружно верить в анархию!

rada3

Дык, как Летов сам охарактеризовал своё творчество "мы единственная в России группа которая играет гаражный психоделический пост-панк". А в пост-панке и на Западе не всё гладко и по жанру с текстами

urchin

На самом деле у обычных панков идеология саморазрушения.
И достаточно пессиместичная, несмотря на весёлый задор в песнях.

urchin

мы единственная в России группа которая играет гаражный психоделический пост-панк".
----
Ух ты. Я даже не в курсах, что это такое.

Mike3

На самом деле у обычных панков идеология саморазрушения.
И достаточно пессиместичная, несмотря на весёлый задор в песнях.
приведи примеры групп.

rada3

несмотря на весёлый задор в песнях.
Скорее не задор, а что-то близкое к истерики и безнадёги, а к суициду это очень близко. Вспомнить хотя бы Сида или Кёртиса и всё встанет на свои места

Mike3

все верно, все верно... пост-панк вобще понятие растяжимое, как и любой "пост-", наверное

urchin

Не знаю, знаешь ли ты название такой малоизвестной группы.
Ну как там её?
Блин забыл.
А вспомнил Sex Pistols

urchin

Скорее не задор, а что-то близкое к истерики и безнадёги, а к суициду это очень близко. Вспомнить хотя бы Сида или Кёртиса и всё встанет на свои места
----
Задор таки есть. Меня он заводил в своё время.
ИМХО ОЙ лучше

Mike3

нууууууу. про них много всего написано-понаписано...
я склонен считать, что они просто любили поглумиться и ни о каком саморазрушении там не было и речи.
у них же акции их - самое веселое. их выступления на ТВ или концерт на параходе в честь британской королевы.
а идеологии там не было, как таковой.

rada3

ИМХО ОЙ лучше
ОЙ! - Расколбас, это тебе не "Мотылёк догорал на свечке..". Это как рок-н-ролл спокойно слушать его не получицца

urchin

Отчасти с тобой согласен. Мне поэтому и нравились пистолеты.
Особенно нравилась акция Сид Вишеса, когда он гулял по еврейскому кварталу с свастикой на майке хехе.
Но идеология саморазрушения таки есть, это видно в поведении группы, и в том факте что и Сид и Ненси умерли от наркоты.

rada3

Тут, скорее, стремление отдельных личностей к тому самому суициду, целенаправленное самоуничтожение (Сид Вишез, например; Селиванов, Янка Дягилева, хотя Летов в конце 90-х это опроверг хотя, это наблюдалось и не у панков (Моррисона или Игги Попа раннего хотя бы взять).

urchin

Янка Дягилева, хотя Летов в конце 90-х это опроверг
----
В смерти Янки, Летова обвинял Чёрный Лукич, тоже из этой же панковской компании чел, у меня друзья с ним в очень тесной тусовке тусили как-то.

rada3

Попробуй найти, кто его в этом не обвинял. Между прочим один из первых конфликтов Летова с Неумоевым тоже был с этим связан.
Чёрный Лукич - тоже странный панк...душевный чел - мой друг на его квартирнике в прошлом году был