Качество образования и достижения в науке

Galaxy_

В общем задумался я на тему образования, образованности, ума, достижения реальных результатов в науке, технике, экономике и т.п., в общем хотелось бы понять почему у нас столько всяких институтов и так мало реальных прорывных работ и результатов в различных технологических сферах ... Конечно наверно не все только связано с качеством нашего образования в различных областях, но хотелось бы рассмотреть частный вопрос взаимосвязи между качеством образования и результатами и задать вопрос о том, что происходит в образовании, если нет головокружения от результатов?!
Частенько приходится слышать мантру, что "образование ума не прибавляет, а только расширяет кругозор" ... Где же наше все - то молодое талантливое поколение, которое способно перевернуть горы и добиться высочайших результатов в науке, технике, экономике?! Что то пока не видно у нас особых достижений... так почему так получается?! Какова причина?!
И как-то случайно наткнулся на статью одного препода (Сыктывкарский ГУ) об отношении студентов к учебе... Я вот в свое время был просто прогульщик а как обстоят дела сейчас?
О ментальных прогульщиках
29.09.2014 .За последнюю неделю ряд студентов сильно удивили меня своими взглядами на обучение, а ведь этих людей я считал способными и талантливыми. Ошибался? Скорее нет, просто эти люди стали жертвами собственного ума, но обо всем по порядку.
Негативное отношение к студентам, пропускающих пары, со стороны преподавателей и собственных более ответственных коллег очевидно. Пропуски занятий ведут не только к потере части материала конкретного курса, но и к нарушению системности всего процесса обучения в целом.
Последнее время я заметил, что помимо реальных прогульщиков, отсутствующих на занятиях, есть ещё и «ментальные». Физически, такие студенты отбывают номер на паре и даже выполняют задания, однако по прошествии времени оказывается, что эффективности от таких занятий — ноль. Особо удивительным становился тот факт, что среди таких студентов есть те, которые считаются наиболее талантливыми и перспективными!
Как раз на этой неделе я окончательно уяснил для себя с чем это связано и к чему это может привести. Ряд студентов, считающих себя особо умными, допускают для себя критическую оценку «нужности» того или иного вида занятий. Не до конца разобравшись, такие личности, посчитав конкретные занятия бесполезными для себя, теряют концентрацию и мотивацию. Результат работы на этих «ненужных» занятиях очевиден: помимо недополученных знаний студенты начинают откровенно халтурить и лишаются ко всему прочему ещё и опыта.
Такие студенты по разному объясняют для себя бесполезность работы на ненужных по их мнению парах. «Я и так знаю этот предмет», «Мне скоро ехать домой», «Вам не понять» — вот далеко не полный перечень оправданий, которые мне довелось слышать.
В итоге получается, что такое поведение приводит к «ментальному прогулу». Студент вроде бы и присутствует, но на самом деле он недополучает знания и опыт.
Главная проблема такого поведения в том, что «реальный» прогульщик прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что он не получил какую-то часть знаний. «Ментальный» прогульщик по прежнему считает себя прилежным учеником: «Я же не нарушаю правила!».
По этому поводу есть замечательное высказывание Лессинга:
Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью.
Хотя по своей сути «ментальный» прогульщик ничем не отличается от реального — результат один, точнее отсутствие этого самого результата.
Ко всему прочему, помимо очевидных негативных последствий в виде нарушения системности обучения, студент начинает терять понимание того, чего он на самом деле стоит. Разочарования начинаются когда такой талантливый студент попадает в реальную практическую ситуацию. Отзывы работодателей о таких «кадрах» оказываются очень эмоциональными.
Наверное, мало кто дочитал эту статью до конца. Однако я надеюсь, что те, кому она адресована, со временем придут к осознанию того факта, что несмотря на весь их ум и талант, прежде чем «забить», стоит всё-таки попробовать разобраться и найти для себя хоть чуточку пользы.
http://blog.akorablev.ru/mental-quitter.html

Eva3712

Да, это, к сожалению, у нас очень распространенная ситуация, когда люди занимаются совсем не тем, чем хотели бы заниматься.

Suveren

Да, это, к сожалению, у нас очень распространенная ситуация, когда люди занимаются совсем не тем, чем хотели бы заниматься.
угу. я вот императором хочу быть.

Kizel

угу. я вот императором хочу быть.
Это хорошо, если ты этого искренне хочешь и готов преодолеть все трудности и лишения на пути к императорству.

raushan27

Ряд студентов, считающих себя особо умными, допускают для себя критическую оценку «нужности» того или иного вида занятий.
А еще были сволочи, которые марксизм-ленинизм прогуливали и списывали на экзамене. Вот из-за них то СССР и распался.

BSCurt

Я думаю те которые не прогуливали внесли больший вклад в распад.

raushan27

 Ну я просто немного экстраполировал моралфажескую логику топикстартера. И аватарка его соответствует.

Serg1912

Это я.

Xephon

А еще были сволочи, которые марксизм-ленинизм прогуливали и списывали на экзамене.

У меня есть пара знакомых 50 лет, которые чрезвычайно талантливы и умны.
Марксизм-ленинизм они считали ересью, но изучали подробно как теорию массового обмана :)

Slawik75

Марксизм-ленинизм они считали ересью, но изучали подробно как теорию массового обмана
Вот тут и порылась отгадка. Каждый должен быть как-то заинтересован в том, чтобы тратить свои усилия. Они молодцы, нашли какой-то смысл. Но было совершенно нормально его не находить. У меня было тоже самое, я совершенно не понимал, зачем учусь. Конкретные знания, которые мне давали, совершенно не пригодились и это угадывалось заранее (да, происходи все то же самое на пару лет позже, путь в науку был бы интереснее, учиться имело бы смысл). Знания, которые мне были нужны, пришлось добывать на работе и другом обучении.
А это уже системная проблема. Мы (как общество) создаем странную ситуацию. А потом обвиняем студентов, что они "неправильно" на нее отреагировали.

antru

Мне тоже часто для мотивации не хватало от лекторов и преподов пятиминутки в стиле "это вам может пригодится там-то, поэтому ботайте усердно".

cvii

То, что в МГУ убого преподают многие предметы (говорю про программирование, например) - это давно уже свершившийся факт. Чего уж там говорить про Сыктывкарский ГУ. Бьюсь об заклад ценность 5 - 10 курсов на Курсере выше, чем 5 лет специалиста в Сыктывкарском ГУ. А еще более интересный вопрос - где на просторах Сыктывкара нужны полученные знания. В общем-то студенты-герои этого опуса вполне здравомыслящие люди.

BSCurt

Ты вот вроде мехмат закончил, а работаешь страховщиком, от чего тогда удивление?

Galaxy_

А мне вот кажется, что Универ и не должен быть тем детским садом, где все досконально разжевывают и отслеживают каждую порцию знаний, которую стараются донести...
Условия должны быть созданы таким образом, чтобы люди сами хотели чем-то заниматься, видели перспективу, был реальный интерес и т.п. Например, чувствуешь, что плохо тебе что-то преподнесли, не прочухал тему, так, пожалуйста, не поленись разобраться в материале сам и преподы тут совсем не причем как бы... другое дело, что иногда бывает препод и тему то знает отлично, но не умеет преподнести, распиарить ) ... это да...

antru

где все досконально разжевывают и отслеживают каждую порцию знаний, которую стараются донести...
Немного разные вещи "разжевать и отслеживать знания" и "донести для чего эти знания вообще нужны и где их применять можно"

cvii

Тут проблема несколько не в этом. Не то, чтобы препод неправильно преподнес материал из учебника и кто-то что-то не понял. Проблема в том, что этот учебник, по которому читает препод давно пора сдать в библиотечный архив, а иногда и того лучше сжечь. Но поскольку преподу влом переучиваться и вообще следить за развитием собственной научной ветви, получаем что и образование такое в общем-то не очень нужно. Студенты подсознательно это чувствуют и кладут болт. Скажем, по моим наблюдениям если студенты видят, что после того как заботают книжку Х будут получать на выходе зарплату Y, откуда ни возьмись появляется недюжее рвение к учебе :)

Galaxy_

Я не говорю, что все темы актуальны... и что все сразу нужно применять ...я думаю, что есть базовые вещи которые стыдно не знать и которыми стыдно не владеть. И каждый, как минимум, должен был чего-то хотеть к чему-то стремиться, раз выбрал себе ту или иную тему для учебы. Т.е. если ты хотел разобраться в том как устроен мир и пошел на физфак, то наверно ты узнал что-то новое и стал лучше понимать, как этот мир устроен. Но не имея критерия оценки удовлетворения твоего хотения, трудно сказать достиг ты результата или нет. А если ты хочешь применять, так применяй ... кто ж мешает, приносит ли это деньги, согласуется ли с твоими хотелками, удовлетворяет критериям .... это вопрос к тебе.

Galaxy_

Никто не мешает ботать по более правильным учебникам и учится в более правильных вузах ... ) Разве не так?!
PS Кстати, мне как-то стремно жечь тома "Ландавшица"

antru

я думаю, что есть базовые вещи которые стыдно не знать и которыми стыдно не владеть.
За образовнанием в основном идут не для того чтобы "стыдно не было", а с вполне прагматичной целью нормально зарабатывать в последующей жизни.

Galaxy_

Соглашусь, что образование так или иначе влияет на заработок, но есть примеры, когда и без высшего образования люди неплохо зарабатывают ...
Я, например, когда шел в универ вообще не думал особо о деньгах, было просто интересно... кстати, все мы знаем, что в универе учеба занимает менее 50% времени в среднем... остальное время мы тратили на другие не менее занятные вещи

Dimon12

для тебя страховщик судя по всему то же самое что для федечки менеджер

cvii

Это из разряда "зачем ездить на жигулях, если можно на бентли?" :)

asgrig

для тебя страховщик судя по всему то же самое что для федечки менеджер
скорее, продавец

Galaxy_

Ну это в том смысле, что если кто-то приходит в универ по собственному желанию, а потом говорит, что там то-то и то-то плохо и не научили, как надо, а он при этом сам что-то сделать не захотел, для того чтобы доучится...
Т.е. я считаю, что самостоятельность, осознанный выбор и умение самообучаться - это главное! Т.е. все от самого человека зависит...
При этом можно посмотреть на ситуацию по другому ... типа в этом универе то-то плохо ... пойду в другой доучусь, так не идут же... просто хотят получить корочку, связи, чуть попиариться, и заниматься совсем другими делами )

karim

а разве можно было понять насколько хуёвый курс тебе предстоит?
да и самим преподаю было бы намного проще показывать студентам возможные прикладные решения чем надеятся что студенты сами будут копаться, тем более что студентам это гораздо сложнее в силу необразованности в этой теме

demetrius86

угу. я вот императором хочу быть.
Вступай в ЛДПР, повысь свои шансы. :)

Galaxy_

Так в том то и дело, раз чуваку не особо интересно, то он от обычной программы и не отступает ... понятно, что программы у нас меняются и не супер актуальны (по базовым вещам вполне нормальные, кстати) но ведь нужно и самому интересоваться ... а если интереса нет... то можно придумать любое объяснение ...
Кстати, взять того же Ландау ... ему почему-то Кембридж, Оксфорд не нужен был, вроде сам неплохо справлялся Т.е. опять все от человека зависит ...
Ну а человек, естественно, не в пустоте, а в обществе... т.е. получается, что чуваку нужно корректно соотнести внутренние идеальные хотелки с теми тенденциями, которые есть в обществе ...
При этом (так для смеха гран. случаи)
Хочу знать * Хочу хорошо проводить время = результат 0, но время проходит хорошо
Хочу знать * Хочу работать = результат близкий к 0, если работа не связана со знаниями
Хочу знать * И пофиг на все = возможен результат, но на все остальное болт
Т.е. получается, чтобы был результат нужно, чтобы работа и наука были взаимосвязаны )
Но это блин на дельта-функцию больше похоже, чем на реальность ... т.е. массовости явления не наблюдается ...

karim

а с чего бы интересоваться когда унылый лектор под нос бубнит программу 50ти летней актуальности? если даже специалист по теме не считает свой предмет интересным, с чего бы студенту считать вдруг?

Slawik75

Ты вот вроде мехмат закончил, а работаешь страховщиком, от чего тогда удивление?
Работал в страховой компании, действительно. Но не агентом, а в риск-менеджменте. Так что базовое образование было в тему. Но все равно, очень большая дистанция между тем, к чему готовили, и тем, чем занимаюсь.
И это чувствовалось еще в универе.

demetrius86

Проблема в том, что этот учебник, по которому читает препод давно пора сдать в библиотечный архив, а иногда и того лучше сжечь.
Матан уже не актуален?

Galaxy_

Слушай я же говорил, что важна самостоятельность.. причём тут препод и его курс ... видишь что лажа не ходи... А так как тебе надо зачёт получить то тебе придётся идти ... мне такая ситуация не нравится... мне нравится когда есть пул курсов из которых можно было бы выбирать причём необязательно чтобы эти курсы были именно в твоём универе... но результаты засчитывались... тогда студент имел бы выбор... не нравится курс у этого препода... пошёл к другому... не нравится в этом универе ... иди в другой... было бы прикольно если бы был рейтинг курсов.. я думаю что эта свобода выбора способствовала бы так же тому, что преподы лучше готовили свои курсы и боролись за студентов ...

BSCurt

Ну всё равно ты какбы в бок работал, тут всё-таки мехмат это именнно то что написанно на этикетке.

karim

зачем вообще ходить в вуз если ты такой дохуясамостоятельный? еще госденьги на лекторов-дармоедов тратить

lena1978

ссаными тряпками таких преподов гнать

Galaxy_

Не, ну рассматривать крайности не надо... замечу, что заочное образование тоже есть и никто его не отменял... плюс уже не новый тренд - куча бесплатных курсов в интернете ... правда в России пока мало качественных курсов ... но тенденция есть )
По поводу гос или не гос денег - вообще не принципиально, если есть спрос на квалифицированных работников, то будут вкладывать деньги в образование и не важно откуда деньги.
Т.е. я за определенную свободу, а не за вседозволенность Т.е. базовую программу и пул курсов должны делать профессионалы ... но возможны и небольшие отступления от базовой части ) Я за это!
На своем примере могу сказать что использовал вуз для проживания (так как приехал из Мурманской области) и с 4 курса работал на постоянке ) т.е. ни на какие лекции и семинары я особо не попадал ... основной гемор был - зачотная неделя ну и не было такого предмета, который нельзя было заботать за 3 дня и 3 ночи Кафедру по халявнее выбрал ) Зачетов автоматом не было, приходилось решать задачки освоение материала было минимальным... но зачеты получал ) С экзаменами было проще
Диплом так до сих пор и лежит на ФФ, хотя успел отучиться в аспирантуре, правда не на ФФ )
Так что я и не собирался в науку или близко с ней связанное идти, а просто использовал возможности, которые были ) Но это было связано с тем, что других возможностей тогда не было... и думалось не как чо заботать, а как денег заработать

karim

ёбаный паразит :(

Galaxy_

Да как хочешь назови... это только тебя опускает

karim

это прекрасно сочетается с твоим аватаром :crazy:

Galaxy_

Да причем тут мой аватар, он уже 11 лет не менялся ) Ты на свой посмотри