"Японское трудолюбие", "немецкая аккуратность" ...
относительно происхождения -тут проще
чтобы убедиться в японском трудолюбии, достаточно ознакомиться с историей индустриального взлета Японии в 20в, имевшего мало внешних причин (кстати, и сельским хозяйством там заниматься тяжело - каменистые почвы, стихийные бедствия, без трудолюбия никуда). кроме того, в современной Японии это самое трудолюбие+преданность корпорации возведены в абсолют.
откуда есть пошли слухи про немецкую аккуратность - тоже не секрет. скорее не аккуратность, а скрупулезность. листая книги Гильберта и Вейля (в переводе поражаюсь четкости и законченности доказательств. слушая довоенный немецкий приемник у приятеля-коллекционера, поражаюсь его долговечности и добротности. покупая современное немецкое (недешевое) шмотье, спустя годы удивляюсь тому же самому.
> историей индустриального взлета Японии в 20в, имевшего мало внешних
> причин
А у России было много внешних причин?
С сельским хозяйством та же фигня - климат холодный, зона рискованного земледелия.
> кроме того, в современной Японии это самое трудолюбие+преданность
> корпорации возведены в абсолют.
Вот про это откуда сведения?
> кроме того, в современной Японии это самое трудолюбие+преданностьсъезди в Японию хотя бы на месяц. или почитай "Сакуру и дуб", например - кстати, и об Англии кое-что интересное там есть. в частности, неожиданные параллели с Японией проводятся.
> корпорации возведены в абсолют.
Вот про это откуда сведения?
С сельским хозяйством та же фигня - климат холодный, зона рискованного земледелия.не совсем так - кроме капризного климата, стихийных бедствий и каменистых почв, там во многих местах и с пресной водой проблемы [были не столь давно еще]. в северных округах вообще мало чего с/х растет, плодородных земель по всей стране совсем мало. традиционные обеды японцев так скромны не потому, что им испокон веков хотелось жрать меньше, чем нам.
ты ездил? что видел?
> или почитай "Сакуру и дуб"
читал, только отдельно два произведения было
"Ветви сакуры" и "Корни дуба"
это оно?
> в северных округах вообще мало чего растет
аналогично у нас
> традиционные обеды японцев так скромны
вроде как крестьянство в россии тоже не особо жировало
> в северных округах вообще мало чего растету нас на земледелие земли всегда хватало, в отличие от Японии, население которой сравнимо по численности с нашим, а почвы почти везде непригодны для земледелия (площади стран при этом несопоставимы) . японского крестьянина в средневековье не имел только ленивый из власть имущих, кстати. и потом, к чему искать параллели - мы же обсуждаем истоки слухов о японском трудолюбии, а не о русской лени=)
аналогично у нас
> или почитай "Сакуру и дуб"оно. насколько я помню, там были главы о японском корпоративном духе (в примерах) в том виде, как он насаждается сейчас (преданность, переработки и пр) и как легко приживается у них
читал, только отдельно два произведения было
"Ветви сакуры" и "Корни дуба"
это оно?
> традиционные обеды японцев так скромнытем не менее, до эквивалента плошки постного риса+немного овощей и рыбы, как правило, дело не доходило
вроде как крестьянство в россии тоже не особо жировало
по поводу всего остального и вопросов, которые еще возникнут - допишу, как пиво принесу=)
частые землетрясения, тайфуны, ливни, извержения вулканов до сих пор делают жизнь в этой стране более разнообразной, чем здесь=)
последствия стихийных бедствий в средневековье ужасны и в Японии, и в Китае - доходило до десятков и сотен тысяч жертв.

> примерах)
я в детстве читал, что-то не помню нифига
А у нас при СССР не насаждалось трудолюбие, и аналог корпоративного духа?
Пятилетка в четыре года, все дела. Любовь к родному заводу, на котором всю жизнь трудишься.
Почему принято считать, что русские ленивы, а японцы - трудолюбивы?
Есть ли объективные данные, типа: при одинаковой технологии японский рабочий производит за смену (или в год) XX единиц продукции, что на YY% больше, чем рабочий из ZZZZ?
> правило, дело не доходило
есть ещё такая маза, что в холодном климате нужно больше жирной пищи, так что русские крестьяне не выжили бы зимой при такой диете
ну и сами японцы помельче, чем европейцы и русские (если труд не физический, то они более эффективны получаются)
> насколько я помню, там были главы о японском корпоративном духе (вда, я и другие книжки про Японию читал в детстве, не только ее - мб оттуда запомнил. ссылаться все равно не на что - под рукой нема ее. но дело не в этом, а в культе трудоголизма и преклонения перед начальством и вообще "старшими", проповедуемом там (кстати, трудоголизм не только японцам свойствен, китайцам и корейцам тожев немалой степени). тут уже начинаются воспоминания - круглые глаза Лёхи (менеджер Samsung когда ему сообщили, что отпуска полагается 3 нед, а корейцы те и вовсе годами не берут; круглые глаза Сани (полгода в Япониии занимался ударными волнами увидевшего, что слова шефа-профессора о бесперспективности данной экспериментальной установки (взятые им обратно через пару месяцев) означают для сотрудников-японцев больше, чем все его аргументы и тп.
> примерах)
я в детстве читал, что-то не помню нифига
А у нас при СССР не насаждалось трудолюбие, и аналог корпоративного духа?дело не в том, что делалось ,а в том. какие результаты это имело и почему.кстати, в Японии, кроме традиционно-ментальной предрасположенности к трудоголизму, он имеет и вполне осязаемые последствия: японские пенсионеры - едва ли не самые обеспеченные в мире.
Пятилетка в четыре года, все дела. Любовь к родному заводу, на котором всю жизнь трудишься.
Почему принято считать, что русские ленивыизвечный (и совсем другой) вопрос
я не беру отпуска
и не потому, что трудолюбив, а потому что и так не напрягаюсь

в то же время мой шеф-трудоголик берёт отпуска неплохие, и работает с бумагами на пляже

то есть это не аргумент
> слова шефа-профессора [...] означают для сотрудников-японцев больше,
> чем все его аргументы
вполне представляю такое же у нас, в зависимости от "корпоративной культуры" конкретного учреждения
> какие результаты это имело
пятилетки в 4 года таки были
с пенсиями в ссср было неплохо
вполне представляю такое же у нас, в зависимости от "корпоративной культуры" конкретного учреждениянет, Вова, речь идет о науке - у нас редко бывает такое единодушие
пятилетки в 4 года таки былиты все сворачиваешь на СССР и Россию, но насколько объективны разговоры о русской лени - это оффтоп в рамках этой темы=) я вообще думаю, что слухи о русской лени сильно преувеличены, и в этом с тобой не спорю.
с пенсиями в ссср было неплохо
> а корейцы те и вовсе годами не берутэто аргумент - у нас такое нельзя назвать типичным явлением
я не беру отпуска
и не потому, что трудолюбив, а потому что и так не напрягаюсь
в то же время мой шеф-трудоголик берёт отпуска неплохие, и работает с бумагами на пляже
то есть это не аргумент
> это оффтоп в рамках этой темы
неа, потому что трудолюбие можно оценить только в сравнении
неа, потому что трудолюбие можно оценить только в сравненииоценивать сравнительное трудолюбие наций по стереотипам - неблагодарное занятие
я про документальные источники спрашиваю, если ты не заметил
как знание того, кто написал сказку о Волке и Красной Шапочке, поможет узнать тебе что-либо о волках?
> (даже не сравнительные - см свой первый пост)
скажем так, основаны ли стереотипы на фактах?
зы.их распространители и создатели могли вообще ничего не знать о России
> Пятилетка в четыре года, все дела. Любовь к родному заводу, на котором всю жизнь трудишься
Лозунги и любовь - это одно, а корпоративная культура - это другое.
в России/СССР довольно ощутимо чувствуется "авось": давайте сделаем пятилетку за 4 года - давайте, при этом ни рассчетов, ни прописей, что кому и как делать, ничего нет....
Про корпоративный дух японцев - несколько раз встречал у того же Сергея Голубицкого.
Пример, очень мелкий бизнес - соседка разносит молоко по соседям, но беда - соседка умерла, так родственники соседки сначала разнесли молоко в то же время, как и обычно, а только потом начали траурные церемонии.
При чем речь идет о том, что это не единичный случай - а массовое явление.
И именно поэтому, например, Тойоте идалось первой реализовать программу работы "с колес"(без складов т.е. когда каждое подразделение не держит у себя склад - а работает на том, что привозят - при этом равномерно, без срывов и накладок.
AFAIK, это все следствие того, что в Японии витает дух чести, т.е. не выполнить договоренность - это позор, который надо искупать.
Германия - это самая близкая страна - с корпоративным духом - а значит и самая близкая страна, где люди привыкли прописывать мелочи.
> Есть ли объективные данные, типа: при одинаковой технологии японский рабочий производит за смену (или в
> год) XX единиц продукции, что на YY% больше, чем рабочий из ZZZZ?
вроде бы уже много раз говорили, что западные технологии - очень плохо приживаются на русской почве.
Поэтому желание зафиксировать - одиннаковость технологии у нас и у них - это из области фантастики.
Миф о ленности - имеет следующие корни:
детали не привезли - рабочие отдыхают,
мастер приболел - рабочие отдыхают,
станок сломался - рабочие отдыхают.
"Не горячее" задание - в срок не успеваем, а ладно потом доделаем.
"горячее" задание - все остальное бросаем, а "горячее" задание делаем.
и внешне складывается следующее впечатление: с первыми пунктами - понятно, но и по вторым пунктам - тоже складывается впечатление ленности - т.к. вроде дали мелкую задачку, а она вся тянется и тянется.
ps
Все это следствие того, что корпоративная культура так и отсутствует в России - отсутствует контроль, осутствует обратная связь и т.д.
Про корпоративный дух японцев - несколько раз встречал у того же Сергея Голубицкого.Читаю книжку, где так же примерно говорится.
Пример, очень мелкий бизнес - соседка разносит молоко по соседям, но беда - соседка умерла, так родственники соседки сначала разнесли молоко в то же время, как и обычно, а только потом начали траурные церемонии.
При чем речь идет о том, что это не единичный случай - а массовое явление.
И именно поэтому, например, Тойоте идалось первой реализовать программу работы "с колес"(без складов т.е. когда каждое подразделение не держит у себя склад - а работает на том, что привозят - при этом равномерно, без срывов и накладок.
AFAIK, это все следствие того, что в Японии витает дух чести, т.е. не выполнить договоренность - это позор, который надо искупать.
IMO клёво, что у нас такого нет, я лучше без ноутбука и т.п. обойдусь, чем жить в такой стране.
японское трудолюбие -конфуцианская философия из китая
корпоративный дух-кодекс бусидо.
Про японское производство лучше всего пишет Маасаки Имаи . Их производственную систему скопировали Америкосы и слегка видоизменили на свой лад (в отличии от японской где качество привыше всего любой ценой в американцы доводят совершенство до уровня максимизации прибыли ) и назвали сигма6 . Сейчас японскую систему активно использует китай . какими темпами он развивается видно всем. И САМОЕ ГЛАВНОЕ у них начальство технические работники рабочие и все остальные работают вместе одной командой и получают от этого моральное и материальное удолетворение.
какими темпами он развивается видно всемКакими же?
А к "Ветвям сакуры" неск. лет назад были дописаны (тоже В. Овчинниковым) несколько глав уже о современной Японии. В ряде крупных компаний оборудованы спальные комнаты, часто сотрудники прямо ночуют на работе; еще в Японии часты самоубийства на почве переутомления, даже каким-то японским словечком это явление обозвали. Ну и еще подобные примеры.
А про сравнение русских и японцев хороший анекдот был.
Встречаются русский и японский директора. Аналогичные предприятия, аналогичная продукция. У японца работает 9 человек, у русского 500. Японский директор говорит:"у меня 9 человек, а у тебя сколько?". Русскому стыдно признаться, и он говорит, что 10. На след. день японец: "Слушай, я всю ночь не спал, думал, что этот десятый у тебя делает".
http://www.japon.ru/?Text&ID=41988
Японские пенсионеры – люди почти безграничных возможностей
Александр Куланов
В каждом японском городе обязательно есть торговая улица, вымощенная красной плиткой и часто перекрытая сверху арками, защищающими от дождя. По обеим сторонам двух- и трехэтажные домики, а в них ресторанчики и магазинчики – небольшие, но уютные. Заглядывая в них, мы с женой скоро научились определять по внешнему виду те из них, что ориентированы на пенсионеров. Если у входа стоит крепенький старичок-хозяин, а стеллажи и вешалки заполнены дорогой одеждой известных западных брэндов («Поло» - особо любимый значит, это магазин для пенсионеров – самых богатых и счастливых людей Японии.
Вся жизнь впереди
Япония – страна с самой высокой продолжительностью жизни в мире: женщины живут здесь в среднем 85,1, а мужчины 77,9 года. Эти цифры неуклонно растут с 1945 года. Более 20 тысяч граждан этой страны перешагнули столетний рубеж, а 19 процентов населения Японии, то есть более 23 миллионов человек, старше 65 лет - они пенсионеры.
Выйдя на пенсию в 60-65 лет, японские пожилые люди осознают, что из их жизни исчезает важная составляющая, заполнявшая все их время на протяжении четырех десятилетий – им не надо ходить на работу. Но, оказывается, им уже не надо и выплачивать многочисленные ссуды, ибо к этому времени практически каждый японский пенсионер живет в отдельном доме или квартире, кредит за которые полностью погашен, машина стоит во дворе, а на двух-трех банковских счетах накоплено достаточно денег, чтобы не только обеспечить себе безбедную старость, но и помочь уже взрослым детям. Если, конечно, есть такое желание, ибо в современной Японии все чаще дети не просто живут отдельно от родителей, но нередко поддерживают с ними сугубо формальные отношения на уровне обмена поздравительными открытками.
Поэтому все чаще, выйдя на пенсию, старички оказываются в эйфории свободы и спешат порвать узы, связывавшие их не только со службой, но и с поднадоевшими членами семьи – развод пенсионеров здесь постепенно становится обычным делом. Бывает даже, что какая-нибудь японская бабуля платит несколько тысяч долларов буддийскому храму за разрешение покоиться ей после смерти отдельно от мужа. Это в нарушение строгих буддийских канонов, но независимость прежде всего.
Независимость стоит денег, но у каждого пенсионера их здесь достаточно, чтобы жить самостоятельно, а современная бытовая техника и миллионы ресторанчиков круглосуточно готовы решить проблемы готовки, стирки и подобных бытовых мелочей. В каждом районе есть муниципальные клубы по интересам «Для тех, кому за…», а расходы на лечение покрываются медицинской страховкой. Великолепно развитый туристический бизнес зазывает пожилых в бесконечные путешествия по стране, нередко со скидкой. Вот и колесят миллионы японских бабушек и дедушек по Японии, беспрерывно щелкая «Никонами» и «Кэнонами» и жалеют лишь о том, что их путешествия за границу ограничены возможностями… желудка. Особенность японского менталитета заключается в том, что окружающий мир эти люди воспринимают через кулинарию. Японская кухня, хоть отличается регионально друг от друга, но все же привычна, а за границей не все блюда подходят старческому желудку, иначе японцы путешествовали бы во много раз больше.
Но откуда же берут миллионы японских пенсионеров миллиарды долларов на свою вторую жизнь, которая продолжается около тридцати лет?
Пенсионный «бигмак»
Стандартный бюджет японского пенсионера складывается из многих составляющих – примерно как любимое блюдо местной молодежи – «бигмак». Слоями такого «пенсионного бутерброда» становятся собственные сбережения, выплаты национальной пенсионной системы, выходное пособие при увольнении, корпоративная и индивидуальная пенсии.
Что касается собственных сбережений, то Япония лидирует по этому показателю в мире – 14 триллионов йен, и, естественно обладателями этих сбережений являются те, кто дольше всех копил – старики. Поэтому и самые дорогие магазины для них, и львиную долю туристов составляют они (вспомнили стайки постоянно делающих зарядку низеньких старичков в панамках в любом аэропорту мира? и в ресторанчиках бабушки и дедушки непременные и желанные посетители. Примерно представляя себе объем сбережений в каждой семье, начинаешь сомневаться, а нужны ли японцам пенсии вообще?
Основу же пенсионного обеспечения составляют национальные общественные пенсии, выплачиваемые в рамках нескольких пенсионных систем, построенных на принципах страхования и имеющих различные государственные дотации. Все «общественные» пенсионеры получают базовую пенсию в размере 60 тысяч йен (чуть меньше 600 долларов) в месяц, а те, кто работал, еще и дополнительную – в зависимости от размеров взносов и трудового стажа. Все жители Японии (включая иностранцев) в возрасте от 20 до 60 лет платят ради этого страховые взносы в размере от 12 до 18 процентов заработной платы в зависимости от разных факторов (места работы, отрасли, должности и т.д.).
Финансируются общественные пенсии и за счет обществ взаимопомощи и пенсий благосостояния, источником которых являются страховые взносы. В результате среднемесячный размер пенсии по старости составляет в этой стране 158 тысяч йен (1500 долларов).
Минимальные, но гарантированные государственные пенсии призваны защитить ту категорию населения, которая по каким-то причинам не смогла выработать нужный стаж, например, многочисленных домохозяек. Как и везде, государственные пенсии особенно невелики – в среднем 37 тысяч йен в месяц (около 360 долларов но они практически никогда не являются единственным источником дохода пожилых японцев. Согласно данным японских социологических опросов, средний доход семей престарелых в этой стране составляет в условиях экономического кризиса (!) 3-3,5 млн. йен в год или, чтобы было понятнее, 2,5 – 3 тысячи долларов в месяц, из которых около половины приходится на общественную пенсию, 34 процента – на доходы от работы, 8,3 процента – от собственности и так далее.
Сбережения корпоративной системы выплачиваются в двух вариантах. Первый – через один из 1900 Пенсионных фондов для более чем 12 миллионов наемных служащих. Второй вариант – накопительные пенсии, руководство фондом которых находится внутри компании, и которые получают более 11 миллионов пожилых людей.
Выходное пособие, о котором в нашей стране даже как-то не принято и говорить, в Японии составляет в среднем 15,35 миллиона йен, то есть около 145 тысяч долларов – хорошая прибавка к пенсии, не правда ли? Для этого, правда, необходимо проработать в компании с числом служащих от 300 до 999 человек не менее 30 лет, но и сотрудники других фирм, выходя на пенсию, не чувствуют себя обездоленными. Если, конечно, они не были владельцами собственных фирмочек, разорившихся во время экономического кризиса, продолжающегося с 1991 года.
В условиях быстро стареющего общества японцы ищут пути облегчения государственного бремени в этой области и одновременного улучшения условия жизни стариков. Основаны специальные пенсионные фонды для никогда не работавших домохозяек, постепенно увеличиваются размеры пенсионных отчислений, предоставляются специальные налоговые льготы для введения компаниями фиксированных пенсионных вкладов, что особенно важно учитывая нарастающее желание японцев чаще менять место работы. Планируется повышение пенсионного возраста (пока он официально не установлен и колеблется от 55 до 65 лет) и многие другие перемены, суть которых нам трудно порой уловить из-за особенностей совершенно иного жизненного уклада в Японии. Так же как трудно нам бывает понять, почему все чаще японские старики просят, чтобы их на склоне лет отправили в… дом престарелых.
Предпоследняя пристань
Несколько лет назад мне довелось побывать в «Саду божественной любви» - именно так в переводе на русский язык называется дом престарелых «Син Ай Эн», что в городе Саппоро. Помню, что на автоматических стеклянных дверях, видимо, специально к нашему приезду, повесили бодренький плакатик: тогдашний президент Ельцин жмет руку ныне уже покойному премьер-министру Обути. Выведенная от руки надпись на плакате гласила «Добро пожаловать в Дом престарелых!».
При довольно высоком уровне пенсионного обеспечения и падающей тяге разных поколений к общению друг с другом, помноженным на неудовлетворенность своими жилищными условиями, японцы все чаще обращают свои взоры в сторону домов престарелых. К тому же, продолжительность жизни, хоть растет, но, к сожалению, у каждого отдельно взятого старика здоровье ухудшается неуклонно – день за днем. Японцы ищут выход из этой ситуации самыми разными способами, в том числе, столь необычными, как, например, использование роботов. Японская старушка может купить специального плюшевого мишку, который будет с установленной периодичностью разговаривать с ней (словарный запас у такой игрушки может превышать аналогичный показатель у внука-рэпера расспрашивать о жизни, о погоде, а главное – внимательно слушать. И если мишка не услышит ответа на заданный вопрос на протяжении, допустим, часа (настройки индивидуальны то автоматически подаст сигнал в специальную станцию слежения, которая вызовет к старушке скорую помощь – проверить, все ли нормально.
Конечно, никакая игрушка не заменит человеческого общения и медицинского ухода. Вот и ищут японские старички обители вроде «Сада божественной любви». Кто еще хорошо себя чувствует, приходят сами в «Группу дневного пребывания», кто не может или не хочет жить дома, но пока в состоянии ухаживать за собой, занимают «Дом социальной защиты», а еще около 70 стариков, нуждающихся в постоянной опеке, становятся постоянными жителями «Сада». Их средний возраст – 82 года (самому старому – 102 все они тяжело больны и 80 процентов из них – женщины.
Приют пользуется очень хорошей репутацией из-за высокого для Японии уровня обеспеченности специальной медицинской техникой и особой заботы персонала в духе христианских традиций. Хотя это никак не влияет на возможность проживания в доме престарелых, все руководство «Син Ай Эн» относится к протестантской общине Саппоро. Тем не менее, любовь к ближнему не единственный критерий, по которому сюда можно попасть. Хотя государство и выплачивает ежемесячно 290 тысяч йен (примерно 2,8 тысячи долларов) на каждого из 70 пациентов «Сада», что позволяет покрыть расходы по зарплате на 30 человек обслуживающего персонала, чтобы оказаться здесь, надо заплатить немалые дополнительные деньги и выдержать порой многолетнюю очередь. При этом «Син Ай Эн» не платит налогов и ежедневно принимает пожертвования частных дарителей – обычно 400-500 долларов с человека в день. В приютах, где уровень финансовой обеспеченности не столь высок, у желающих получить на склоне лет гарантированный уход и заботу, могут возникнуть серьезные финансовые проблемы. Бывает, что приходится продавать дом, на который копил всю жизнь десятки миллионов йен, но который оказался не нужен наследникам, уехавшим куда-нибудь в столицу.
Кстати, именно в «Син Ай Эн» я увидел пример того, как японцы ради стариков нарушают собственные инструкции: в палате с 82-летней пациенткой, страдающей слабоумием, живет ее муж, каждые 10 дней продлевающий «гостевую визу» и терпеливо ждущий своей очереди на вход в «Сад божественной любви». Домой он ездит на электрической тележке, которая есть здесь едва ли не у каждого пенсионера и которая почему-то каждый раз вызывает у меня острый приступ жалости – к нашим пенсионерам, надеющимся , что зимой хотя бы посыпят песком лед у подъезда, чтобы они смогли дойти до ближайшей булочной.
Журнал «Пенсионные деньги»
Фото Анатолия Филина
20 / 06 / 2005
Автор статьи, источник публикации Японский журнал - Japon.. Все права защищены. За присланные рукописи, фотоматериалы и за содержание рекламных текстов журнал ответственности не несет. Запрещается воспроизводить полностью или частично статьи, фотографии, опубликованные в журнале "Japon.ru - Интересный журнал о Японии" без письменного разрешения редакции. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи. Статьи, отмеченные знаком ADV, публикуются на правах рекламы.
Японские пенсионеры расходуют в год лишь 13 процентов своих сбережений.
А они на протяжении всей своей трудовой жизни откладывают на будущее вдвое
большую долю доходов, чем американцы или немцы. И вот оказывается, что на
долю людей старше 65 лет приходится 38 процентов всех личных сбережений
японцев.
Сейчас в стране открыто 1300 "Центров серебряных трудовых ресурсов".
Они подбирают для пожилых посильные рабочие места. Наиболее распространенные
занятия - быть репетитором, реферировать книги или научные журналы,
ухаживать за садом, вести видеосъемку на свадьбах.
Огромной популярностью в Японии пользуется ассоциация "Вторая жизнь".В_В_Овчинников_ Ветка сакуры тридцать лет спустя (новые главы)
Там есть школы бальных танцев, кружки чайной церемонии и икебана, курсы
иностранных языков. Все это дает поводы для встреч и общих увлечений. Именно
пенсионеры были главными телезрителями уроков русского языка на канале
Эн-Эйч-Кей, для чего приглашали дикторов из Москвы. Оказалось, впрочем, что
большинство отважилось изучать столь трудный язык не ради укрепления уз
добровоседства, а по совету врачей как профилактическое средство от
старческого маразма.
Откуда вообще пошли сведения про сабж?Оттуда откуда взялась сказка про русскую изобретательность. Мифы это всё агитация и дребедень...
Наверное, я бы предпочёл жить без ноутбука, чем пахать без выходных. Но я вот подумал, а если вопрос стоит так: или все въё..вают как черти, или будут голодать. Собственно, выбор небогат. Вот все и начинают вкалывать. А ноутбук - это уже как побочный эффект.
А мелкие Японцы как раз из-за питания. По-моему там не было коров. И вообще, с мясом плохо.
Есть, кстати, ещё один стереотип: говорят, приезжие в среднем зарабатывают больше, чем москвичи. И объясняют: приезжим, мол, деваться некуда. Там откуда они приехали ещё хуже (нет денег, перспектив и т.п.). А в Москве нужно выживать. У меня есть знакомые не москвичи, которые действительно работают вообще без выходных (не строители).
Nefertyty
Откуда вообще пошли сведения про сабж?Есть ли документальные источники в Сети, чтоб ознакомиться?