Национал-романтизм
Ну назовите языковой семьей, если "раса" не нравиться. Все люди абсолютно разные, но внутри одной "расы" отличия все же не такие серьезные, как между "расами". И людям абсолютно естественно (да и не только людям) обьединяться с максимально себе подобными индивидами. Тем более, если речь идет о таких разных социумах, как Традиционное и Европейское общества.
по языковой семье - он славянский
по расе - северный европеоид с легким налётом средиземноморской суб-
и чо? скажешь мне или любому там среднестатистическому русскому он жутко далёк и объединяться с ним противоестественно?
Да и чего все сразу евреев вспоминают? - очень неудобный пример из-за их специфической истории. Других семитов мало что-ли?
потому что мама еврейка
а знаешь сколько таких неудобных примеров?
речь о том что на бытовых суждениях о мордах и манерах не стоит строить политику
подлинный суверенитет носит территориальный, а не национальный характер.вообще национальное самосознание по настоящему родилось только во второй половине 19-ого века и более менее оформилось только в первую мировую войну, т.е. меньше ста лет назад. Сложно делать выводы на основании столь короткого участка истории.
во-первых, ну территориальному-то принципу побольше
в чисто современном виде - с Французской революции
а так вообще -тыщи лет территориальности
насчёт рождения нац.самосознания - оно родилось или его родили?
а тот вид национального самосознания, что обсуждается, этнический то есть, оформился скорее между мировыми войнами
сейчас вот на постсоветском пространстве оформляется
результаты уже недурные - для Германии - дважды распад
для Австро-Венгрии - смерть, для государств санитарного кордона - ограниченный суверенитет как политическая суть
для Украины - постоянные тщетные попытки состояться как полноценное государство
для Грузии (самой тупой в плане этнического национализма и самой последовательной) - распад и состояние failed state, для Азербайджана - утрата Карабаха, для Армении - блокада и состоятельность только через посредство диаспор
для республик Средней Азии - утрата части верхних слоёв общества и экономики и вопрос а чего делать с родными милыми соплеменниками, которые родятся в деревнях тоннами, не могут найти работу и поди ещё за оружие возьмутся
Поздновато датируете рождение национального самосознания. Оно появилось вместе с национальными государствами,т.е. позднее Средневековье-начало нового времени. А 2 пол19 века - это акме в его развитии, и только, но не начало появления.

иди прочитай для восьмого
Появление национальных государств... это мы сейчас их называем национальными государствами, а тогда никто об этом и не думал. Чей король сильнее оказался - того и территория. Бретонцы по национальности были ближе к англичанам, чем к французам, а стали частью Франции (а потом и французами стали). Но в целом по поводу зарождения спорить не хочу, т.к. период зарождения того или иного феномена определить трудно даже при наличии полной информации. Однозначный ответ дать невозможно. Но реальный выход национального самосознания на мировую арену произошел только в первую мировую. Освободительная борьба в Италии и объединение Германии (почему я и назвал вторую половину 19-ого века) все-таки не совсем то.
А сейчас началось время в котором национальное самосознание умирает. Это все происходит медленно, будет идти очень долго, но начало положено - начинается подлинная глобализация, а время национальных государств закончено. они еще долго будут бороться за свою идентичность, но в конечном счете произойдет окончательная нивелировка национальных различий и культур.

Оба раза- в результате проигранных войн превосходящему противнику. В первый раз Рейх снова объединился (при Гитлере второй- никогда не объединится из-за грамотно проведенных после войны этнических чисток.
---для Австро-Венгрии - смерть, для государств санитарного кордона - ограниченный суверенитет как политическая суть
Гы-гы-гы... дядя Адольф называл Австро-Венгрию политическим трупом именно по причине ее многонациональности: немцы (процентов 20-25 населения чехи, венгры, хорваты, итальянцы, словаки, русины- это навскидку...
---для Украины - постоянные тщетные попытки состояться как полноценное государство
В каком месте Украина- национальное государство? Вспомни хотя бы деятельность ебучего меджлиса...
---для Грузии (самой тупой в плане этнического национализма и самой последовательной) - распад и состояние failed state
Ага, ты бы еще Руанду вспомнил...
---для Армении - блокада и состоятельность только через посредство диаспор
Вот как раз за армянами особого национализма с резней и всеми делами не замечено...
---для республик Средней Азии - утрата части верхних слоёв общества и экономики и вопрос а чего делать с родными милыми соплеменниками, которые родятся в деревнях тоннами, не могут найти работу и поди ещё за оружие возьмутся
А ты там был?
---для Азербайджана - утрата Карабаха
Утрата Карабаха произошла по двум причинам: первое- толерантность по отношению к армянам (последствия ненацаионального государства второе- проигрыш в войне.
Ну и вывод какой?
Вот как раз за армянами особого национализма с резней и всеми делами не замечено...А в Карабахе они с азерами из-за чего друг друга резали?
Оба раза- в результате проигранных войн превосходящему противнику.сместим акценты: оба раза - в результате непонятно зачем начатых войн против превосходящего противника. Хотя к первой войне национализм никакого отношения не имел, в общем-то.
Австро-Венгрию политическим трупом именно по причине ее многонациональности:А за сто лет до этого многонациональность была той же, а политическим трупом страну не называли. Так может дело в чем-то другом?
Про бывшие советские республики, кроме прибалтов, и говорить нечего - весь их сепаратизм привел к многократному ухудшению уровня жизни. А прибалтов еще при СССР "соцвитриной" делали - немудрено, что хорошо живут.
Можно еще вспомнить французский национализм времен Наполеона, который стоил Франции цвета ее населения и навсегда лишил ее статуса сильнейшей континентальной державы.
Во всем мера должна быть.
Оба раза- в результате проигранных войн превосходящему противнику. В первый раз Рейх снова объединился (при Гитлере второй- никогда не объединится из-за грамотно проведенных после войны этнических чисток.штка в том, что немцы оба раза очень много хотели и оба раза получили, выигрышна трезвая политика, а не идейная
Гы-гы-гы... дядя Адольф называл Австро-Венгрию политическим трупом именно по причине ее многонациональности: немцы (процентов 20-25 населения чехи, венгры, хорваты, итальянцы, словаки, русины- это навскидку...в том-то и дело, что австрию развалили такие как твой дядя Адольф, для которых этнос был основой для построения нации - в итоге и австрияки потеряли великую империю и венгры пролетели и большинство восточных европейцев не создали полносуверенитетных государств, хоть и осуществили почти мечты об этнической чистоте и доминировании
В каком месте Украина- национальное государство? Вспомни хотя бы деятельность ебучего меджлиса...сама попытка увязать украинскую государственность с литературным украинским языком и этническим самосознанием киевско-левобережной или волынско-подольской группы (с какой точно - не определятся) есть классический признак этнического национализма
меджлис выполнял и выполняет нужную функцию - это противовес русским Крыма как и вся тема с возвращением крымских татар
Ага, ты бы еще Руанду вспомнил...Тоже хороший пример - кто кого резать будет? татары русских или русские татар или по очереди? как в Руанде?
Вообще батенька взяли Вы гнусный дилетантский тон, Грузия очень хороший пример, если бы Вы базировались в своих умозаключениях не на общих впечатлениях от телевизера и интернета плюс платформа Майн Кампф, а на попытках адекватно и трезво оценить ситуацию, то связь между последовательной политикой этнического национализма и развалом Грузии оспаривалась бы Вами как-то с большим старанием что ли...
Вот как раз за армянами особого национализма с резней и всеми делами не замечено...угу, где не замечено? в телевизере? вы чё нить о Кавказе знаете вообще?
А ты там был?а я там живу ровно над ними, имею друга - специалиста по Средней Азии, почитываю научные журнальчики и в научных работах тему затрагивал
Утрата Карабаха произошла по двум причинам: первое- толерантность по отношению к армянам (последствия ненацаионального государства второе- проигрыш в войне.Глубочайший анализ! Восхитительно. Известно ли Вам батенька, что всего лишь при условии более вменяемой политики руководства Азербайджанской ССР армяне Карабаха и прочего Азербайджана сейчас носили бы азербайджанские паспорта, и с ними бы уезжали в Россию или челночли между Арменией и Аз или ковыряли бы свои горные склоны
79lu
Национал-романтизмТема: Рынок суверенитетов
6 октября 2005
Давид Буянер
Книги, способные перевернуть или как минимум существенно изменить взгляд человека на мир, входят в его жизнь по-разному. Знакомство с одними бывает предопределено культурной средой и даже, как ни странно, такою прозаической вещью, как школьная программа; до иных приходится "расти" - иногда не один десяток лет. Наконец, третьи буквально захватывают читателя врасплох. Так, одна из наиболее поразительных по силе мысли и обстоятельствам своего создания книг попала мне в руки совершенно случайно: однажды в библиотеке я наткнулся на небольшую книжку под необычным названием "LTI. Язык Третьего рейха". Хотя имя автора (Виктор Клемперер) ничего мне не говорило, а немецкого я на тот момент практически не знал, тема меня заинтересовала и книгу я прочел, что называется, на одном дыхании.
Задуманная автором как скрупулезный отчет о стилистических и иных особенностях языка гитлеровской Германии, исподволь воздействовавших даже на умы людей, к непосредственному восприятию нацистской доктрины ни в коей мере не склонных, небольшая по объему книга Клемперера оказалась значительнее и глубже первоначального замысла. Обязана этим она была как личности автора (блестящего филолога, одного из лучших специалистов по французской литературе эпохи Просвещения так и трагическим обстоятельствам, при которых она создавалась: сын раввина, в молодости принявший протестантизм и отправившийся добровольцем на Первую мировую войну, на момент прихода Гитлера к власти заведующий кафедрой романской филологии Высшего технического училища в Дрездене и автор нескольких монографий, в 1935 году Клемперер оказался уволен, а в 1940-м - выселен из дома. Он был вынужден переехать в один из так называемых еврейских домов, где жили немногочисленные евреи, благодаря верности "арийских" мужей и жен не вывезенные (как и сам Клемперер) в лагеря смерти, но подвергавшиеся бесконечным унижениям, издевательствам, избиениям в гестапо и в конечном счете обреченные на уничтожение.
В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года, во время чудовищной бомбардировки Дрездена авиацией союзников, Клемперер и его жена Ева Шлеммер оказались едва ли не единственными из 70 уцелевших к тому времени дрезденских евреев и их близких, кому чудом удалось выбраться живыми из-под горящих руин. Еще большим чудом следует признать спасение из огня записных книжек и дневников Клемперера, которые он непрерывно вел в течение всех этих лет. Как замечает А.Алтунян, "не будет преувеличением сказать, что начиная с конца 1930-х годов ведение такого дневника было действием героическим. При постоянных обысках, которым подвергались жители "еврейского дома", Клемперер каждой своей записью (зашифрованной) рисковал жизнью. Для ведения дневника он поднимался в 4 утра, чтобы до начала рабочего дня описать день предыдущий. И так каждый день..."1.
Книга "LTI . Язык Третьего рейха", созданная на основе тех самых записных книжек и впервые изданная в ГДР в 1947 году, была переведена на русский язык лишь в 1998-м. Несмотря на то, что после войны преисполненный благодарности к Советскому Союзу Клемперер вступил в компартию и даже занимал посты в министерстве просвещения ГДР, ни он сам, ни его книги не были известны в СССР. Причиной тому были прозрачные аналогии между описываемым Клемперером " Das Nazi - Deutsch " (он же LTI , то есть Lingua Tertii Imperii ) и советским новоязом. Но парадоксальным образом те же самые банальные аналогии привели к тому, что, воспринятая поверхностно (и к тому же изданная смехотворным тиражом 3000 экземпляров в России книга Клемперера не была оценена по достоинству и осталась практически никому не известна. Так, в одной из немногих рецензий наблюдение автора о глубинной преемственной связи между немецким романтизмом и нацистской идеологией удостоились следующего комментария: "...романтизм нельзя считать чисто немецкой "родовой чертой". Беспредельных романтиков (sic! - Д.Б.) знают и другие народы. Знакомому с российской историей ХХ века нет необходимости рассказывать о романтиках-большевиках"2.
Между тем эта мысль Клемперера - одна из наиболее плодотворных и, как ни странно, актуальных. И дело здесь не только в том, что, по мнению Клемперера, "... все, что определяет сущность нацизма, уже содержится, как в зародыше, в романтизме: развенчание разума, сведение человека к животному, прославление идеи власти, преклонение перед хищником, белокурой бестией...". Суть - в самом понятии нации, введенном в обиход именно немецкими романтиками и сводящемся в конечном счете к отождествлению языка и расы, что и сделало возможным появление таких абсурдных понятий, как "арийская", "славянская" или "семитская" раса. Недопустимость такого отождествления, сегодня очевидная любому начинающему лингвисту, антропологу и т.д., была, однако, далеко не очевидна в начале XIX века, когда закладывались основы современной политической терминологии. Объяснялось подобное смешение понятий в первую очередь тем, что "благоговение перед материнским языком... есть черта поздней западноевропейской души, и людям других культур оно почти неведомо, а примитивным - и вовсе неизвестно"3. Кроме того, с самого момента своего возникновения понятие нации было неразрывно связано с идеалом национального государства как формой ее существования.
Легко заметить, что оба понятия - нации и национального государства - были и остаются по сей день основными категориями международных отношений; в самом слове "международный" (international) заложена идея "нации" как субъекта политики. Неудивительно, что возникшие на осколках Австро-Венгерской, Османской и - с большим опозданием - Российской империй национальные государства основываются все на тех же "романтических" принципах. Как результат - все они рано или поздно сталкиваются с кризисом суверенитета, в котором традиционно усматривают следствие происков внешних врагов, не замечая порочности самой идеи.
С этой точки зрения особый интерес представляет история сионизма, возникшего как реакция на пресловутое "пробуждение национального самосознания" угнетенных народов, часто сопровождавшееся (в частности, на Балканах) антиеврейскими эксцессами. Как водится, пример был взят с врага: "евреи слабы, беззащитны и гонимы, оттого что не имеют своего государства; следовательно, для того, чтобы стать "равными среди равных", им нужно обзавестись собственным государством".
Клемперер, наблюдавший активность сионистских организаций в нацистской Германии, призванную направить поток еврейских беженцев в Палестину, уловил парадоксальное сходство в их базовых принципах с идейными первоосновами нацизма. "Сионисты, - пишет Клемперер в дневнике за 1934 год, - мне так же враждебны, как и нацисты. С их любопытством к составу крови, с их "культурными корнями", с их партийным лицемерием и туповатым стремлением повернуть историю вспять - они два сапога пара с нацистами". Он вернется к этой теме в книге о "нацистском диалекте немецкого", в главе, повествующей о трактате главного идеолога рейха А.Розенберга "Миф ХХ века". Достав, ценой огромного риска, книгу Розенберга (евреям запрещалось читать, а тем более хранить книги нацистских авторов Клемперер обнаружил в ней черты поразительного сходства с программным трудом Т.Герцля "Еврейское государство". Впрочем, собственное открытие не вызвало у Клемперера особого удивления: к тому времени он успел прийти к полному отрицанию "нации" как основополагающего принципа любого государства.
"Еврейское государство", о котором мечтал Герцль, появилось через год после выхода в свет книги Клемперера. Сегодня оно переживает один из тяжелейших кризисов с момента основания: уникальность нынешней ситуации заключается в том, что самая космополитическая страна мира, всегда считавшаяся главным союзником Израиля (несмотря на его ярко выраженный национальный характер) и игнорировавшая претензии палестинцев на "национальное самоопределение", в изменившихся условиях оказалась именно тою силой, которая заставила Израиль пойти на принципиальное допущение создания Палестинского государства. Если (когда?) оно будет создано, это будет ничто иное как очередное искусственное национальное образование, созданное ценою гекатомб его защитников и врагов, а также "десуверенизации" другого столь же эфемерного государства, воплотившего в свое время романтический псевдоморфоз еврейского мессианизма.
Аналогичные процессы "десуверенизации", происходящие сейчас по всему миру - от Сербии до Киргизии, носят, казалось бы, парадоксальный характер, так как, будучи естественным порождением глобализма, вовсю эксплуатируют "национальную" мифологию и соответствующую риторику: "...весь идейный язык бархатных революций - "демократия, свободный выбор, суверенный народ etc." - неразрывно связан с понятием национального суверенитета, носителем которого этот самый народ и является. Если признать, что суверенитета больше нет, а есть бархатные мероприятия некоторого благодетельного инкогнито, тогда и вся риторика оказывается несообразной"4.
На самом деле противоречие здесь мнимое: подлинный суверенитет носит территориальный, а не национальный характер. В результате органического развития на основе государства может возникнуть нация, понимаемая как некое сообщество людей, имеющее единую историческую судьбу. Обратный процесс - создание эфемерных государств на национальной основе - способен лишь усугубить кровопролитие, что и происходит везде, где в принцип бывает возведен произвольно трактуемый "национальный суверенитет".
Примечание:
1 А . Алтунян , " Lingua Tertii Imperii versus Lingua Sovietica", Знамя , 2000, # 8
2 Е.Беркович, "Слово и дело", "Вестник", # 14 (221 06.07.1999
3 О.Шпенглер, "Закат Европы", т. II , гл. 2, п. 2
4 М.Соколов, "Бархатная десуверенизация", "Эксперт", # 46, 06.12.04