Эвакуация британского принца Гарри из Афганистана
Старлей крови
29.07.1941 10:50 | Газета.su
Журналисты лишили Якова Джугашвили возможности служить в РККА. СМИ Советского Союза нарушили договор об информационной блокаде и рассказали всему миру, что отпрыск генсека воюет с фашистами на передовой одного самых опасных фронтов. Теперь командование Красной Армии вынуждено эвакуировать Якова с фронта – чтобы не подвергать опасности остальных солдат. В СССР – партийный скандал. Военные командиры готовят срочную операцию по эвакуации старшего лейтенанта Я. Джугашвили в Москву после того, как один из глянцевых журналов СССР нарушил товарищеское соглашение СМИ о неразглашении местонахождения сына Сталина.
Ставшая сенсацией информация о том, что Яков с самого начала гитлеровской агрессии служил на передовой, сражаясь с фашистами 2-ой танковой дивизии группы армий «Центр» в районе Витебска, вынудила советских военных задуматься об эвакуации Якова домой к папочке, сообщает газета "Правда". Окончательное решение пока не принято, но из полка, оказывающего наиболее яростное сопротивление фашистам, Джугашвили уже переехал в «безопасное место», сообщили газете "Правда" в Ставке Верховного Главнокомандующего. Командование планирует как можно скорее эвакуировать Якова в Москву, поскольку опасается, что фашисты активизируют нападение на СССР, утверждает "Правда".
Михаил Калинин уже попенял редакции журнала "Огонёк", выходящего в СССР, за нарушение строгой информационной блокады об участии Якова в Великой Отечественной Войне, где он должен был командовать батареей гаубичного артполка. О молчании договорились все советские СМИ сразу после отъезда Якова Иосифовича на службу. Журналисты признали, что красноармейцы подвергались бы большой опасности, если бы присутствие сына главковерха стало общеизвестно.
Редакция "Огонька", в свою очередь, заявила, что слышать ничего не слышала о соглашении.
Новость о секретном путешествии Якова появилась в журнале еще в июне, но в Москве на нее никто не обратил внимания. Однако в среду часть заметки из "Огонька" опубликовала одна из немецких листовок, а американский журнал "Time" упомянул ее в рубрике «Человек года». Так новость двухнедельной давности стала сенсацией. «Я очень разочарован, что эти иностранные издания разгласили информацию, не проконсультировавшись с нами», – заявил Председатель СНК, глава НКО, Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин.
Оказалось, что в качестве платы за молчание советским репортерам было позволено посещать сына генсека, фотографировать и брать интервью. Так, издание "Правда" тотчас же опубликовало обширный репортаж о службе Якова с фотографиями и его высказываниями, а по радио был выпущен сюжет о том, как Яков Иосифович командует батареей, отдавая приказы об артобстреле вражеских позиций. Выяснилось, что Яков не только сидел в штабе за картами, но и участвовал в схватках с фашистами на передовой линии менее чем в 5 километрах от позиций противника. Яков рассказал, что известие о службе в РККА ему передал сам Сталин, всячески одобряя желание сына идти на фронт.
Вопрос об отправке Джугашвили в «горячую точку» был предметом длительных дискуссий между советскими военачальниками и другими советскими военачальниками. Дело усугублялось тем, что присутствие члена семьи генсека в составе воинского контингента могло подвергнуть повышенной опасности других военнослужащих. Сообщалось даже, что Яков вовсе может оставить армию из-за невозможности служить наравне с остальными. Сам Яков намеревался служить в разведке, но советское военное командование отказалось от этой идеи из опасений что его узнают. Согласно разведданным, фашисты готовили множество планов по убийству или пленению преемника Сталина. Но Яков, окончивший в 1940 году вечернее отделение Артиллерийской академии РККА заявил, что «не намерен просиживать штаны в тылу, пока дети других наркомов будут сражаться за нашу Родину».
Правильный парень был, кстати. Только у нас он был, а в англии есть.
У нас таких правильных парней было - хоть жопой ешь. Сын Микояна был лётчиком - тоже погиб. Другой сын Сталина - Василий, воевал лётчиком. Никого не удивляло, что сын члена правительства или руководителя правящей партии работает на заводе или воюет на передовой простым командиром батареи, чем-то сверхординарным не считалось. Тут же потомок королевы (которая "царствует, но не правит") решил инкогнито из винтовки пострелять, а как возросли шансы погибнуть - так сваливает, однако ж все в восхищении храбростью, прям Ричард I.
сыновья иванова давят старушек и президентствуют в банках, есличо

Я аплодирую тебе стоя за этот креатив! Мог бы поставить +10 именно за этот пост - поставил бы.
да он как раз не правильный парень, а какой-то долбоеп, поэтому это и круто для него
Для монархии кстати это нормально, повоевать при чём на передовой.
В принципе да, у Романовых была традиция по которой цесаревич (наиболее вероятный наследник) готовился на должность царя, а остальные сыновья делали военную карьеру. Только образование они получали в академии генштаба, и звания нехилые
...Теперь командование британских войск вынуждено эвакуировать Гарри из Афганистана – чтобы не подвергать опасности остальных солдат...
командование планирует как можно скорее эвакуировать принца на родину, поскольку опасается, что талибы активизируют нападение на британские военные базы, утверждает The Guardian.
Да, весомые аргументы, ничего не скажешь

Разве они (британские солдаты) не за этим и были туда направлены, чтобы как раз воевать с талибами?! Или же они предполагали воевать не раздражая лишний раз противника, чтоб он, не дай бог, не стал сильно огрызаться?
Ребят обманули - они то думали, что в тир едут, а к ним "bullet magnet" в виде принца приставили

Сафари не может продолжаться долго. Пострелял - уступи очередь.
А еще императирица не раз просила мужа отправить его в действующую армию. Типа шоб не разлагался в Питере морально...
Командование планирует как можно скорее эвакуировать Якова в Москву, поскольку опасается, что фашисты активизируют нападение на СССР, утверждает "Правда".Абассака! Супер!
Однако в среду часть заметки из "Огонька" опубликовала одна из немецких листовок, а американский журнал "Time" упомянул ее в рубрике «Человек года».
У нас таких правильных парней было - хоть жопой ешь.Вот это некрасиво как-то звучит.
У нас таких правильных парней было - хоть жопой ешь. Сын Микояна был лётчиком - тоже погиб. Другой сын Сталина - Василий, воевал лётчиком. Никого не удивляло, что сын члена правительства или руководителя правящей партии работает на заводе или воюет на передовой простым командиром батареи, чем-то сверхординарным не считалось. Тут же потомок королевы (которая "царствует, но не правит") решил инкогнито из винтовки пострелять, а как возросли шансы погибнуть - так сваливает, однако ж все в восхищении храбростью, прям Ричард I.
вообще-то суть монархии и аристократии была именно в том, что монарх отвечал жопой за свою политику, то есть был в числе первых, кто шел в бой.
танкист. воевал на не самом навороченном танке Рейха - Т-IV.
много раз бывал в сложных ситуациях.
например как то ехал среди советских танкистов, причем атакующих танкистов! они его не заметили!
и как то, кстати, в отличие от Гарри, он отказался от эвакуации, хотя попали в окружение. Рудольф был ранен, но место себя он настоял что бы отправили другого солдата сильнее пострадавшего.
Хотя Шторьх прислали именно за ним.
и во францию с голландией он попал вопреки воле Гиммлера. сумел затиесаться к своим соладатам, и не поехал на курсы офицерские какие то.
Папаня с Гиммлером вроде как не в самых офигительных отношениях был.
пару раз Рудольфа чуть не пристрелили. в голландии.
Просто в СССР на фронт пошло чуть ли не большинство сыновей руководителей.
Ну а то что жопой за свою политику отвечали - так это закономерное следствие отсутствия демократии в стране. Мирных процедур смены власти в стране предусмотрено не было (кроме наследования, конечно поэтому если уж кого отрывали от трона, то вместе с жопой и всем остальным

\\ посматривали, в лучшем случае.
хер там. века до 19 такое встречалось. Фридрих Великий, Наполеон- в сражениях участвовали непосредственно. Карл 12, Пётр1, Густав-Адольф, а в 16 15 14 13 веках- это было правило.
Заря феодализма была гораздо раньше.
\\ в стране. Мирных процедур смены власти в стране предусмотрено не было (кроме наследования,
\\ конечно поэтому если уж кого отрывали от трона, то вместе с жопой и всем остальным

ты что, вообще по истории европы ничего не знаешь?
у Гитлера детей не было вроде как.
у Геббельса (может путаю) дочки малолетки. которых они с мамашей сами и умертвили с собой вместе.
про других не в курсе.

давайте позовем Кобольда! он должен знать! и Ботвамэна.
Наполеон - отдельная песня (всё-таки не наследный монарх). Фридрих Второй - он прям в сечу с шашкой на голо кидался? Или так, подскакал, подбодрил вояк и назад? Да и Фридрих - это 18 век, а не 19
> ты что, вообще по истории европы ничего не знаешь?
что-нибудь да знаю

например как то ехал среди советских танкистов, причем атакующих танкистов! они его не заметили!Ээээ... я тут подумал: флаг-то он снять мог успеть... а вот кресты замазать?
у Гитлера детей не было вроде как
Был одын. Но с другой стороны фронта

у Геббельса (может путаю) дочки малолетки.
Пасынок, вроде, воевал.
Сын Гудериана, вроде, тоже.
так наверное атакующие танкисты в другую сторону смотрели?
Советские танкисты не любили высовываться из люков, а через щель видно херовато.
да и пылищща от танков наверное была...
а кто это? сын Гитлера с другой стороны?
\\ на голо кидался? Или так, подскакал, подбодрил вояк и назад? Да и Фридрих - это 18 век, а не 19
фридрих водил в атаку.
а густав-адольф вообще семнадцатый век. я тебе про другое, про то, что твоя картина про вырождение за пару поколений- гон полный.
\\ что-нибудь да знаю
тогда зачем хуйню пишешь?
был описан случай когда в упор Тигр расстрелял в деревне Т-34. и-за того, что люки были задраены у Т-34.
а закрывали потому что гранат боялись. по крайней мере в населенных пунктах так было.
Ну и подружка у него была, соответственно, из французов.
Когда немцы ушли в 1918-м, она с ним не ушла. Вышла потом замуж, из родной деревни пришлось уехать.
В 1940-м их семья была приглашена в гестапо. Ну, потолковали там маленько. Получили паек усиленный... а потом чуваг в начале 50-х узнал от матери, почему...
спасибо.
сколько их там в Европе королей было за 12-19 века? Сотен пять наверное, ну четыре. И что, все в атаку ходили?
А ещё интересно, сколько из них погибло в бою и было ранено? Сравнить бы с советскими или немецкими генералами времён 2-ой мировой
Например наследник Английского престола - знаменитый Черный принц был убит в одном из сражений Столетей войны
В той же войне непосредственно участвовали и французские короли, одного, вроде, даже в плен взяли.

знаменитый Черный принц был убит в одном из сражений Столетей войныэто давно было и не правда. У нас в то время тоже князья были героические, на Куликовом поле махались

Ну заря феодализма это лет на 500 раньше, все равно.




"Новый скандал разразился в королевском семействе Великобритании. И опять его виновником стал принц Гарри. Младший сын Дианы пришел на вечеринку в немецкой форме со свастикой на рукаве. И вот незадача - именно тогда его застукали журналисты газеты Sun. В результате первую полосу одного из самых популярных лондонских изданий украсила фотография принца под заголовком "Нацист Гарри".
Напомним, что сам праздник по случаю дня рождения одного из друзей Гарри состоялся в минувшие выходные в английском графстве Уилтшир. Тема маскарада, на которой присутствовали оба принца, была "Колонисты и туземцы". Уильям пришел в костюме льва, а вот Гарри оказался более оригинальным.
Спустя пару дней после злополучного дня рождения принц Гарри принес свои извинения за "необдуманный выбор костюма". "Я очень сожалею, если кого-то обидел или поставил в неловкое положение. Это был необдуманный выбор костюма, и я приношу извинения", - каялся Гарри. Британский еврейский совет принял извинения. "Мы удовлетворены тем, что принц извинился, - говорится в заявлении совета. - Инцидент был связан с дурным вкусом, особенно в преддверии Дня памяти Холокоста, в проведении которого королевской семье будет принадлежать одна из ведущих ролей".

Нормальный парень этот Гарри.
"Как сообщает популярный таблоид «The Sun», Гарри как авиадиспетчер сбрасывал на талибов бомбы и убил, по меньшей мере, 30 человек." ("от свезло так свезло..." (c) )
Т.е. этот "мужик" не врывался в окопы талибов со связкой гранат в одной руке и окровавленой саперной лопаткой в другой с кличем "умрем за королеву и англию"

Неет - он спокойно сидел в бункере и как в компутерной игре указывал куда бросать бомбы.
Насчет "ты меня понял" - в принципе товарищ гарри может разделять взгляды nsdap - имхо англия вообще и принц гарри в частности имеют все основания для этого (см. например Дуглас Рид, "Спор о Сионе") - но нужно быть последовательным тогда уж стоять на своих убеждениях а не извиняться и оправдываться отсутсвием вкуса при выборе костюма

(см. например Дуглас Рид,+1
Самое главное, основания полностью подтверждаются Русланом Сабуровым
\\ Столетей войны
Нет. он умер от болезни. но в боях участвовал, был злым бойцом очень.
или лежал на позиции в прямой видимости и корректировал огонь. ты в том бункере сидял рядом что ли?
значит от болезни.
\\ атаку ходили?
практически все. подавляющее большинство. и почему 12-19? считай с 11 века, а то и раньше. шарлемань тоже был воином к примеру
и знать, элито то есть, ходила в атаку сама. чем понтовее перец- тем ближе к передовой.
Маза в том, что элита не посылала вместо себя людей, она непосредственно участвовала. до конца 13 века простые люди вообще не были боевой силой, как правило.
и всякие революции и прочее случились именно в период, когда эта элита свою функцию утратила.
сводную таблицу королей павших в битвах я не видел, но их хватает.
я видел к примеру список магистров ливонского ордена(а власть такого считай в ливонии и была королевской, это самый крутой босс над боссами в той местности)- там через одного идут погибшие в битве, начиная от Фолквина Шенке фон Винтерштеттена, первого магистра Меченосцев, погибшего в битве при Шауляе(Сауле).
помница как-то юному принцу генри, в битве при Шрусберри, влетело в открытое ебало стрела, на заре 15 века. врач без анастезии, специально разработанным прибором вытаскивал наконечник, а парнишка от этого не загнулся да и от передовой дальше держаться не стал, а стал впоследствии королем, Генрихом 5ым, да и Айзенкур французишкам устроил впоследствии.
каялся Гарри. Британский еврейский советПисец. Британский прин каялся перед евреями

Ага. Сидим мы значица с гарри на позициях, бомбим талибов.
Отстрелялись. И тут вроде какое-то шевеление в руинах. Oi-oi !
Ну мы с гариком не растерялись - похватали по арматурине и на чебуреков-то и прыгнули...
2: а что удивительного-то ? //..вырезано, т.к. установлено что у чарльза обычная британская рожа...// нужно изучать историю вопроса

2jobur: да, учавствовали. только не нужно забывать о том что рыцарей в то время убивали достаточно редко - гораздо было выгоднее получить выкуп за такого персонажа.
Насчет участия элиты в махаче - по-моему участие в махаче элиты настолько высокого уровня (короли и т.п.) может иметь место только в виде как Дмитрий на Куликовом поле (по легенде) делал.
Конечно, с одной стороны вид руководителя который сносит бошки оппонентам греет сердце простого пизанта, зато если случится неприятное и бошку снесут королю то пизант грустнеет, огорчается и убегает.
К тому же руководить боем гораздо удобнее со стороны. Вот например ацкая битва началась.
И чо, тут же король самолично в атаку ? А руководить кто будет ? Резервами управлять и т.п. ? Из атаки то много не накомандуешь.
имхо многие из английского правящего дома с прожидью. вон на чарльза того же посмотри. по роже так чисто дегенерат.вполне обычная британская рожа
в какое время и кто?
ты о двух видах войны хотя бы в курсе?
кроме того, наибольшее число жертв в средневековой войне случается уже после собственно битвы.
\\ Насчет участия элиты в махаче - по-моему участие в махаче элиты настолько высокого уровня (короли
\\ и т.п.) может иметь место только в виде как Дмитрий на Куликовом поле (по легенде) делал.
с одной стороны вид руководителя который сносит бошки оппонентам греет сердце простого
зато если случится неприятное и бошку снесут королю то пизант грустнеет, огорчается и
какой в жопу пизант? ты о чем вообще? какие пизанты? пизанты на полях, война не про них вообще. война доходит до них, когда начинают жечь их поля и пиздить их в целях нагадить их сеньору. в войне никакие пизанты не участвуют.
\\ К тому же руководить боем гораздо удобнее со стороны. Вот например ацкая битва началась.
\\ И чо, тут же король самолично в атаку ? А руководить кто будет ? Резервами управлять и т.п. ? Из
\\ атаки то много не накомандуешь.
1 не надо своими мерками мерить людей совершенно другого общества.
2 резервами управляют командиры резерва. если на резерв делается решающая ставка- то командует им самый главный варбосс, если меньшая- то меньший варбосс.
3 из атаки можно отлично управлять атакой, особенно если ее возглавляешь.
а то от отдаленного пригорка до передовой пока приказы дойдут- ситуация 10 раз поменяется.
зометим, чисто для общего образования, что чем главнее босс, тем пиздатее он тренирован, экипирован подготовлен к воеванию.
профессия такая у федалов- сражаться. и они это умели и любили делать.
а жертвы после битвы - это когда ходили специальные люди и добивали

про рыцарей - да блин во все времена за исключением того когда нужно элиту вырезать чтоб самому элитой стать. вот нахрена кого-то убивать если можно с него денег срубить причем немало ? даже если выкупа взять не получается (вот не свезло, не рыцаря а наемника отловил) - выгодно не убивать а переманить к себе такого бойца. профессиональные подготовленные войны во все времена стоили очень дорого.
насчет руководства - да, если начальники на местах толковые и заранее выработан план то в общем-то общее руководство и не требуется. но если руководство все-таки требуется то как из атаки руководить ? из атаки ты видишь мерзкие французские рожи под забралами которые в тебя всякими острыми предметами тычут, слышишь шум и вопли будущих трупов и видишь флажки.
если флажок со львом вперед прорывается - все гут. если с лилией во фланг заходит то нихт гут. на что ты можешь влиять ? какие приказания отдавать ? (хотя это мое субъективное мнение конечно)
в случае мелкой стычки такой подход возможен - но когда крупное многочасовое сражение это недопустимо имхо.
насчет профессии не спорю

принц чарльз:

британские рожи:

по мне так ни разу не похож

как раз низший британский слой (вторая картинка) - это кроманьонские брахицефальные дегенеративные рожи, а вот чарльз таким не является
посмотри на британских интеллектуалов, ученых, первооткрывателей. они все скорее к типу чарльза принадлежат
к примеру, edmund hillary:


Ну хз. Тут подумал что поскольку я не антрополог то не нужно своим неквалифицированым мнением по этому вопросу публику смущать и про чарльза из оригинального поста вырезал.
К тому же это не чарльз афганцев бомбил

2 .
футбол очень любят я так подозреваю

p.s. cэр Эдмунд Персиваль Хиллари крут ("Well, George, we knocked the bastard off").
это "Фирма"- банда, выросшая из футбольных фанатов.
войны промеж добрых христиан, и с остальными.
\\ а жертвы после битвы - это когда ходили специальные люди и добивали
сами же военные резню устраивали. или пиздили бегущих, или пиздили лежащих. или просто пленных.
\\ про рыцарей - да блин во все времена за исключением того когда нужно элиту вырезать чтоб самому
\\ элитой стать.
\\ вот нахрена кого-то убивать если можно с него денег срубить причем немало
обьясни это стреле, копью, язычнику-пруссу, латгалу, шотландцу, валлийцу, турку-сельджуку или фанатику-еретику. или что еще хуже- пехота противника. которая почти не участвует в сражении(века до 14)- но вот зарезать упавшего рыцаря для такой- милое дело.
да, на войне промеж добрых людей старались не особо убивать, не только из коммерческих соображений, но и из солидарности рыцарей- но и там были жертвы, кроме того, после битвы при пуатье к примеру тупо заебашили всех кроме самых-самых знатных.
\\ даже если выкупа взять не получается (вот не свезло, не рыцаря а наемника отловил) - выгодно не
а переманить к себе такого бойца. профессиональные подготовленные войны во все времена
\\ стоили очень дорого.
ты нихуя не сечешь тему. говорю же,это другое общество, не общество потребления какое.
наемника сразу повесить, вообще без разговоров.
рыцаря переманить- это как?
рыцарь- это феодал. у него владение на землях противника, семья там и род. кроме того- у него оммаж сеньору. верность сеньору- добродетель еще круче, чем умение воевать.
тот рыцарь, который предал- он чорт и пидор по понятиям(такие были конечно, но и относились к ним соответствующе)
\\ из атаки ты видишь мерзкие французские рожи под забралами которые в тебя всякими острыми
\\ предметами тычут, слышишь шум и вопли будущих трупов и видишь флажки.
флажок со львом вперед прорывается - все гут. если с лилией во фланг заходит то нихт гут. на
\\ что ты можешь влиять ? какие приказания отдавать ?
с 10 метров до людей донести всяко быстрее, нежели с пары сотен. а с холма в отдалении ты что сделаешь? пока человек с приказом доедет туда обратно- все 10 раз поменяется.
а в самой атаке можно и в опасное место кинутся, и прорыв сделать, и собственным копьем(то есть ты сам+падаваны) перехватить прорыв и много чего.
Это следствие того, что они там на своем острове не имели притока свежей крови и размножались только внутри своих сословий. Неспроста книжка "Машина времени", предполагающая распад человечества на бездельников и мурлоков-шахтёров, была написана именно английским писателем.
Кстати, отличная иллюстрация того, что британцы имеют два ярковыраженных типа рож, только обычно я в пример фотки Гэри Невилла привожу и Уэйна Руни. То есть либо лошадиное аристократическое лицо, либо круглолицый сельский парень.это многие ученые-антропологи замечали, так что наблюдение в принципе верное.
Выкуп, как он понимался первоначально, есть цена, которую побежденные предлагают победителям за отказ от общепринятого права войны предать поверженного врага смерти или продать его в рабство. Природа выкупа, стало быть, двойственная — экономическая и гуманитарная. Эта двусмысленность проявляется уже в рассказе Павла Дьякона {Paul Diacre) о победах, одержанных франками в Италии в конце VIII века: после овладения всеми укрепленными городами они увели в плен всех их жителей, за исключением горожан Феруджи. За последних по просьбе епископов Савонты и Трента они приняли выкуп, колеблющийся между 1 и 600 су за человека (очевидно, в зависимости от социального ранга пленника). В XI веке лексический оборот «воины, попавшие в плен на поле боя» обозначал, как правило, только рыцарей. На пехотинцев и даже на сержантов из-за их низкой рыночной стоимости он не распространялся, так что воины, принадлежавшие к этим днум разрядам, принимались во внимание лишь изредка. Практика выкупа, получившая в течение XII века всеобщее распространение и признание, институировала плен как социальное учреждение, гарантировавшее сначала для рыцарей, а затем для прочих хотя бы минимум человечного обращения. Изменение менталитета не столь уж мало. Выкуп все в меньшей и меньшей мере рассматривался как компенсация за плен, зато плен оправдывал себя в качестве ожидания выкупа: имел место поворот оси взаимозависимости. В XV веке, на конечном этапе этой эволюции, состояние плена вообще сводилось по времени к нулю, если выкуп мог быть выплачен немедленно. Плен существовал всего лишь как гарантия того, что за пленного его родственниками и друзьями в определенный срок будет выплачена требуемая сумма. Состояние плена исключало тем самым дурное обращение с узником. Если последнее все же имело место, то происходило как бы нарушение договора и пленник становился тем самым свободным от выполнения собственных обязательств. Изменение рыцарских нравов и ценностей между XII и XIV веками в этом отношении весьма знаменательно.
С самого начала, однако, длительность плена и условия содержания пленного находились в зависимости как от рождающегося кодекса чести, с одной стороны, так и от суммы выкупа и сроков его выплаты — с другой. Величина суммы колебалась в весьма широких пределах. Она прежде всего зависела от не всегда явных намерений победителя. Если он не желал отпустить на волю своего пленника, то назначал непомерно высокую сумму. Речь, впрочем, не всегда шла именно о денежной сумме. Как показано выше на одном из примеров, могли иметься в виду и женитьба, и передача крепости, и принятие вассальной зависимости, и заключение военного союза — в общем, все то, что победитель был в состоянии «выжать» из побежденного. Но начиная с XII века первое место в выкупе занимает все же выплата в звонкой монете. Под предлогом «наказания» победитель мог заломить огромную, выходящую за пределы разумного сумму выкупа. Однако распространение практики выкупа как своего рода экономической сделки вело к установлению и в этой области некоей средней нормы. За «рядовых» рыцарей было принято требовать такую сумму, которая не разорила бы их окончательно и не стала бы непреодолимым препятствием к их дальнейшему занятию военной профессией. Выкуп должен быть именно «разумным», соответствующим рангу пленных и их экономическим возможностям. С малоимущих и низшего ранга рыцарей брали по нескольку ливров, а иногда ограничивались удержанием коня и доспехов, что, впрочем, тоже могло стать причиной их разорения. Напротив, за персон высокого ранга или за тех, кого желали удержать в заточении, запрашивали значительные суммы. Император Генрих VI требовал 150 тысяч серебряных марок и передачу ему в вассальную зависимость Английского королевства от Ричарда Львиное Сердце, незаконно арестованного на территории Империи, когда тот возвращался из Святой земли. В данном случае пленение вовсе не «рыцарственное» (на поле боя а скорее политическое. Отчасти политический характер имели и требования огромного выкупа зa Людовика Святого (200 тысяч ливров плененного мусульманами в Египте, и за Иоанна Доброго, попавшего в английский плен в битве при Пуатье (1356). Для нас более поучителен казус со знаменитым рыцарем Бертраном дю Гескленом. Черный принц, взявший его в плен в Испании, предпочел, не требуя выкупа, держать в тюрьме опасного противника, но под давлением общественного мнения Англии и обычая все же согласился отпустить его на свободу за выкуп, который назовет сам пленник. Жест театральный и весьма двусмысленный. С одной стороны, он должен был показать щедрость и великодушие наследника английского престола, а с другой — подтолкнуть узника к ннутреннему психическому конфликту, ставкой которого становятся ценности рыцарской этики. Опять-таки, с одной стороны, это — чувство чести, самоуважения, стремление к утверждению своего реноме, даже тщеславие, которые требуют сверхвысокой оценки выкупа, с другой — желание как можно быстрее оказаться на свободе, которое ведет к снижению суммы. Дю Гесклен остановился на 100 тысячах франков. Принц, выказывая широту души, выплатил половину этой суммы и немедленно освободил дю Гесклена с тем, чтобы тот смог собрать вторую половину, которая, в конце концов, была выплачена французским королем и его союзниками.
Тема «пощады»
Эти очень высокие выкупы не должны заслонять практику высвобождения из плена рыцарей более скромного ранга. О самых неимущих мы уже и не говорим, так как источники обходят их участь молчанием. Зато судьбы рыцарей среднего достатка иногда становились достоянием истории. Хорошим примером могут послужить приключения и злоключения английского рыцаря Жана Буршье, умершего в 1400 году. Взятый в плен осенью 1371 года в одной из стычек между Бретанью и Пуату, он провел семь лет в тюрьме. Через два года, не видя в своей судьбе никакого просвета, Буршье написал жене, жалуясь на тягучую медленность переговоров об условиях его освобождения. Наконец в мае 1374 года было заключено соглашение о выкупе в 8 тысяч франков плюс 4 тысячи франков, выплачиваемых в качестве компенсации за «содержание» в заключении. Сумма выкупа в узком смысле слова примерно была равна двухгодовому доходу с земель Буршье. Чтобы ускорить ее получение и, следовательно, свое освобождение, рыцарь снова пишет жене, требуя продать или заложить часть его земельных владений, подчеркивая, что в противном случае он будет искалечен или предан смерти (реальная это опасность или искусственная драматизация?). После того как жена выплатила часть требуемой суммы, он наконец обрел свободу (1378 дав слово выплатить остаток величиной в 8 тысяч франков в течение двух лет. Кроме того, согласно обычаю, он дал обязательство не воевать против французов до тех пор, пока сумма долга не будет уплачена полностью. Итак, он освобожден под честное слово. Свои обязательства он выполнил в предусмотренный срок (1380 получив при этом расписку в их погашении. Тут же Буршье, обедневший и обремененный долгами, вновь бросается в боевую деятельность, надеясь добычей и выкупами поправить свое пошатнувшееся имущественное положение. Приведенный пример позволяет судить о том, в каких отношениях практика выкупа за два века претерпела изменения и в каких — она осталась той же самой.
Благодаря ей закованные в латы рыцари получают дополнительно страхование своей жизни даже в случае поражения. Война для них становится не столь уж смертоносным занятием, за исключением, правда, довольно-таки редких общих битв. Впрочем, не стоит преувеличивать надежность этих гарантий. Например, на основе анализа битв, произошедших с XI по XV век, можно показать, что в них гибло довольно много рыцарей даже в XIV—XV веках, то есть тогда, когда и доспехи достигли предела своей прочности, и практика выкупа успела стать общепринятой. Число убитых рыцарей от общего числа при Куртрэ (1302) составило 40%, при Касселе (1323) — 50%, при Пуатье (1356) — 40%, при Азенкуре (1415) — 40%. Даже для рыцарей риск смерти никак нельзя признать незначительным, что отражает следующая статистика: согласно Фруассару, при Креси погибло 11 высоких сеньоров, 83 знаменных рыцаря (bannerets — сеньоры, имевшие право развертывать собственные знамена, под которыми сражались их дружины) и 1212 рядовых рыцарей, не считая «мелкого люда», то есть «неблагородных» бойцов. На этот раз средневековый историк все же нашел нужным количественно оценить и «всех остальных», погибших при Креси: 30 тысяч человек.
Но выше речь шла именно о крупных битвах, в которых рыцарству наносился особо тяжкий урон. К тому же в упомянутых сражениях видная роль принадлежала фламандским пехотинцам и английским лучникам. Им же современники событий ставили в вину истребление если не наибольшей, то достаточно большой части погибших рыцарей: эти «мужланы» не знали правил рыцарского кодекса. В боевых операциях меньшего масштаба и потери были значительно меньше, особенно среди рыцарей.
Если же говорить об эпохе в целом, риск попасть на поле боя в плен и потом выплачивать разорительный выкуп был для рыцаря куда более высок, нежели риск смерти. Практика выкупа свела, за упомянутыми исключениями, вероятность фатального исхода для благородных воинов к минимуму. Справедливо и обратное суждение: та же практика впереди всех прочих мотивов войны поставила голый материальный интерес, чем не только не сузила ту базу, на которой военные конфликты обычно возникали, но, напротив, расширила ее. Война, повседневная экономическая необходимость для бедных рыцарей, сделалась для командиров делом весьма прибыльным. Перебить пленных врагов в этих условиях значило, оставив рыцарей без их части выкупа, породить неразбериху в расчетах между командованием и подчиненным ему войском. Иногда такое решение все же принималось, например, когда противник вдруг переходил в успешную контратаку. Так было при Азенкуре или при Альхубароте. По этому поводу Фруассар замечает, что перед лицом стремительно развивавшегося контрнаступления англичан и португальцев французы вынуждены были перебить захваченных ранее пленных; он сокрушается при мысли о том, что в ином случае они, французы, могли бы получить в качестве выкупа около 400 тысяч франков. Рыцари смотрели на подобного рода побоища косо — из побуждений прежде всего экономических, но также и моральных.
Верно, однако, то, что они могли претендовать лишь на часть выкупа. Как и относительно добычи, обычай раздела выкупных платежей следовал следующему принципу: королевской власти — треть, командованию — еще треть. Рыцари-победители, захватившие в плен вражеских рыцарей, должны были передать их военачальнику, а последний — королю. Быть может, именно этот обычай имеют в виду рыцарские романы, рассказывая о том, как их герои отсылали побежденных врагов ко двору короля Артура; Ричард Львиное Сердце точно так же препроводил пленных, взятых в ходе кампании в Пуату (1176 своему отцу и сюзерену королю Генриху II. Генрих их вернул в распоряжение своего победоносного сына. В 1179 году Гийом ле Марешаль передал в руки короля Генриха, на платной службе у которого он состоял, захваченный им замок Милли. Король по своей щедрости и из признательности за одержанную победу «дал» этот замок Марешалю. Эти факты как будто указывают на следующее правило: решение участи пленных относится к прерогативе военачальника, и он же имеет на них и экономические права, от которых может, правда, при случае и отказаться. С другой стоороны, и взявший в плен имеет на пленного свои права, которые должны быть компенсированы, решит ли его командир сохранить пленнику жизнь или предас его смерти. В XIV веке Оноре Боне утверждал, что плененный рыцарь (равно как и захваченный город) принадлежал не только тому солдату, который его непосредственно взял, но также — его капитану и командующему армией. Он полагал также, что убить противника на поле боя — значит совершить поступок вполне законный, а вот убить пленника — совсем иное дело, противоречащее законам войны. Вместе с тем он установил следующее ограничение для общего правила: «как только противник сдался и сделался пленником, к нему следует относиться с милосердием, и его убийство становится актом незаконным... кроме тех случаев, когда он может, ускользнув или будучи освобожденным силой, нанести ущерб пленившей его стороне». Что касается выкупа, то Боне, ссылаясь на Гратьена, высказавшего убеждение в том, что недопустимо ни запрашивать баснословные суммы, ни принуждать к уплате выкупа вообще бедных рыцарей; размер выкупа, короче, должен быть «разумным».
Тема «пощады» с XII звека превращается в клише рыцарской литературы: рыцарь-победитель чуть ли не на каждой ее странице дарует пощаду своему побежденному противнику и делает его своим пленником. Романы артуровского цикла постоянно обращаются к этой теме, начиная с Кретьена де Труа, так как она вполне созвучна личным подвигам странствующих рыцарей. Авторы, заставляя своих героев «щадить» поверженных врагов на каждом шагу, несомненно способствуют упрочению той же нормы поведения и в действительности.
Слово чести Рыцарская солидарность Рыцарская солидарность
Верность данному слову несомненно представляет собой один из краеугольных камней рыцарской этики. «Слово чести», скорее всего, имеет своим источником практику выплаты выкупа, по крайней мере частично.
Именно в этом понятии, как в зеркале, отражается весь складывающийся и упрочивающийся кодекс рыцарского поведения. Чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, часто нужно было освобождать пленника, по крайней мере на время. В такого рода случаях обычно обращались к древнему институту заложничества: сын, брат или кто-нибудь из родственников замещали собой на установленный срок пленника, становясь тем самым гарантом выполнения соглашения. Заложник в замке рыцаря-победителя имел уже статус не пленника, а гостя. Во второй половине XI века и еще в большей степени в течение всего XII века параллельно развертывались два взаимообусловленных процесса — все более углубляющееся разложение «familia» («большой семьи», родственного клана) и развитие индивидуализма, получившего свое литературное выражение сначала в рыцарской эпической поэзии, а затем и в циклах рыцарских романов. Герои романов, странствующие рыцари, дают, согласно установленному литературному клише, «слово чести» на каждом шагу и остаются, разумеется, ему верны во всех испытаниях. Вот это клише и подняло значимость раз данного слова в глазах всей читающей публики, принадлежавшей почти без всякого исключения к рыцарской же среде. Изменение менталитета этой среды за полтора века вполне очевидно. Слово чести в самом деле имеет торжественный характер, но лишено какой-либо ритуально-религиозной окраски. Оно произносится не на мощах святого и не ведет к гибели души в случае нарушения. Залогом верности ему служит всего лишь репутация произнесшего его лица. Оно, таким образом, самодостаточно. Однако его принимают на веру лишь в том случае, если дающий его принадлежит к социальной единице, пользующейся признанием и уважением. Эта единица является элементом более широкой общности или, если угодно, «ордена» как в социопрофессиональном смысле, так и в плане морали, которая приобрела идеологическую значимость. Только тогда, когда единство этих двух сторон достигнуто, можно говорить именно о рыцарстве, а не только о тяжелой кавалерии или об элитарной части войска.
Гийом (Вильгельм) Рыжий прекрасно пояснил этот тезис на деле. Взяв в плен (1098) множество рыцарей из Пуату и Ле-Мана, он обращался с ними уважительно, велев даже развязать им руки, чтобы они смогли достойно поесть. Его подчиненные высказывали сомнения в разумности такого послабления. Он им резко возразил: «От меня далека мысль, что истинно доблестный рыцарь сможет нарушить данное им слово. Если бы он такое сделал, то стал бы навсегда презренным существом, поставленным вне закона».
Монах, автор хроники, мог, конечно, и приписать королю свои собственные взгляды, то есть взгляды человека церкви, чтобы представить рыцарскую этику такой, какой она, по его убеждению, должна быть, что ему не помешало констатировать немало случаев того, как рыцари вовсе не следовали идеальной модели поведения. Вообще говоря, его свидетельство (и не только его одного) вполне может быть истолковано как церковная интерпретация рыцарской, то есть светской в основе своей этики.
Известны, конечно, рыцари, которые не держали своего слова. В 1198 году Гийом де Барр (des Barres плененный Ричардом при Манте, бежал из его лагеря на дорожной лошади, несмотря на данное им слово. Правда, сам де Барр представлял другую версию события, которая объясняет его пренебрежение к собственному слову. По его мнению, Ричард, оказавшись не в силах победить его на поле боя, ударом меча убил боевого коня де Барра и лишь после этого далеко не рыцарского деяния завладел всадником. Бегство Барра и особенно объяснение им мотивов этого бегства породили между ним и Ричардом яростную вражду, которая привела к поединку на копьях в Мессине, а тот, в свою очередь, вылился в неистовую драку, пренебрегающую всеми рыцарскими правилами.
Многочисленными были нарушения в Крестовых походах: гарнизонам многих восточных крепостей давались обещания сохранить жизнь в случае сдачи, и обещания эти не выполнялись. Но тут речь шла о врагах веры, а далеко не все христиане разделяли прямоту Людовика Святого в вопросах морали. К великому удивлению своего окружения, король потребовал, чтобы сарацинам были вручены те 10 тысяч ливров (из общей суммы в 200 тысяч ливров выкупа за него которые удалось было хитростью утаить. Однако с конца XI века кодекс воинской чести начинал, кажется, требовать, чтобы слово, данное даже «неверным», все же выполнялось. В 1086 году король Альфонс VI намеревался нарушить слово, данное Юсефу, но был разубежден своим окружением, которое сочло такое поведение недостойным короля и рыцаря.
Пока что говорилось о государях, о финансовых и политических соображениях, что не приблизило нас к основной теме — к освобождению рядового рыцаря из плена под слово чести. Пожалуй, лучшим свидетелем по последнему вопросу выступает Жордан Фантосм. В своей рифмованной хронике (конец XII века) он рассказывает о некоем доблестном рыцаре Гийоме де Мортимере, который на поле боя атаковал и выбил из седла нескольких рыцарей; среди них оказался Бернар де Байол, которого Гийом пленил, но тут же под слово чести отпустил. Автор уточняет: «как и принято поступать рыцарю», показывая тем самым, что поступок, в его глазах, довольно обычен, так как для рыцарства характерен.
Рыцарская солидарность
В 1150 году в ходе конфликта с Пуату Жефруа Анжуйский взял пленными четырех рыцарей из этой провинции и велел своему подручному по имени Жосселен заточить их в замке Фонтэн-Милон. Потом он о них забыл. Чтобы привлечь его внимание к их печальной участи, Жосселен, который им сострадал, пошел на «военную хитрость»: он пригласил Жефруа в свой замок (Фонтэн-Милон) и перед парадным обедом, которым собирался угостить своего сеньора, сделал так, чтобы его узники под окнами башни, где была приготовлена трапеза, пропели жалобную кантилену собственного сочинения. Жефруа, хорошо расслышав ее слова, спросил Жосселена, что это за люди. «Это, — ответил владелец замка, — ваши бывшие враги, пленные рыцари, которые в темнице томятся очень долго, но которым я в честь вашего прибытия даровал один день порадоваться солнечному свету». «Ты правильно сделал, — одобрил Жефруа и добавил сентенцию, которую молва широко разнесла повсеместно: — Бесчеловечно не сострадать людям своей собственной профессии. Мы рыцари, а значит, и должны сочувствовать рыцарям, особенно тем, кто попал в безвыходное положение. Снимите же с этих рыцарей их узы, дайте им возможность вымыться, оденьте их в новые одежды, чтобы они смогли сегодня же сесть за мой стол».
Когда они за него сели, Жефруа принялся упрекать их в том, что они несправедливо разоряли в прошлом его земли, за что Господь и покарал их, передав в его руки. Оставят ли они теперь в покое его землю, спросил он их. Те выразили готовность дать клятву не только в том, что никогда не поднимут на него оружие, но и в том, чтобы служить ему верно как на войне, так и в мирные времена. Граф не пожелал принять клятву, которую они не смогли бы сдержать (так как они оставались вассалами другого сеньора, графа Пуату). Он им вернул и коней, и оружие, велев их освободить.
Этот текст свидетельствует, как иногда приходится слышать о социальной солидарности между князьями и рядовыми рыцарями. Этот вывод мне представляется заводящим слишком далеко. На мой взгляд, речь здесь идет не о солидарности социальной, а о чисто профессиональной. В социальном положении между графом Анжу и простыми рыцарями из соседнего Пуату — пропасть, но и он, и они, как в тексте сказано совершенно недвусмысленно, занимаются одной и той же профессией. Они — воины, причем принадлежат к одной и той же категории элитарного воинства, к рыцарству. Граф, как и рядовой рыцарь, рискует в бою попасть в плен, а потому и сочувствует им как сотоварищам по оружию.
Рыцарская этика имеет, следовательно, черты профессиональной морали. В эпоху, когда дальних походов, за исключением Крестовых, уже более не предпринимали, когда большие сражения уступили место локальным конфликтам «феодального» типа между соседями, даже между родственниками, — в эту эпоху профессия элитарного тяжеловооруженного конного воина становится достоянием сравнительно узкого круга лиц. Лица эти составляли своего рода корпорацию, члены которой встречались друг с другом постоянно — при дворах, на турнирах и, не в последнюю очередь, на войне. Корпорация эта, как и всякая иная, имеет свои корпоративные интересы. Она заинтересована в том, чтобы породившая ее профессия была доходной, почетной, надежной как способ существования и, наконец, приятной. Решению всех этих задач обычаи и служат, подчиняя практику профессии определенным правилам, изгоняя из нее все, что вредит достоинству корпорации в целом. Совокупность таких обычаев мало-помалу преобразуется в этический кодекс, который в качестве основной цели профессиональной деятельности ставит обретение известности, почестей, славы и который, ограничивая поведение каждого из членов корпорации известными рамками, тем самым защищает глубинные, коренные интересы корпорации в целом. В последнем и состоит главная его функция. Тяжелая элитарная конница смогла превратиться в рыцарство, лишь обзаведясь таким кодексом. Именно в нем оно, рыцарство, обретает и смысл существования в своих собственных глазах, и миссию, и идеологию. В конце XII века Кретьен де Труа стал едва ли не первым выразителем этой идеологии, выдвинув в своих романах на первый план моральное достоинство рыцарства. В одном из них «рыцарь без страха и упрека» Горнеман де Гоор, научив Парсифаля начаткам своего ремесла, посвящает его в рыцари ударом меча плашмя по его плечу. Автор так изображает эту сцену: «Ударив мечом, тот сказал ему, что посредством меча он дарует ему вход в самый высокий из орденов, которые созданы Господом: в орден рыцарства, несовместный с любой и всякой низостью». Под «низостью» поэт разумеет всякое поведение, которое противоречит рыцарскому идеалу, то есть тому идеалу, пропаганде которого Кретьен де Труа посвятил все свои сочинения. Идеал этот имеет много граней: поведение рыцаря в обществе, его отношение к женщине, его отношение к церкви и пр. Что касается чисто военной этики, то весьма поучительны изменения в ней на сравнительно небольшом временном отрезке. Еще в XI, даже в XII веке не считалось недопустимым нападать скопом на одиночного, отбившегося от своих или раненого всадника. Или наносить удар в спину: рана на спине скорее свидетельствовала о трусости получившего ее, так как такого рода ранения отмечают собой бегущих с поля боя. Позднее удар в спину рыцарским обычаем был осужден. Остается подозрение в том, что, исключая этот прием из, так сказать, «военного оборота», рыцарство сводило к минимуму риск бесславия для отдельных своих членов.
Действительное поведение рыцарей, наверное, испытало на себе воздействие этого идеала, который сам по себе был не чем иным, как сублимированной реальностью, ее моделью, в которой опущены некоторые неприглядные подробности оригинала. Мифический двор короля Артура побуждал рыцарей принять его кодекс чести, который, собственно, и превратил тяжелую кавалерию в рыцарство, дав последнему и смысл существования, и оправдание его привилегий.
(с) Жан Флори, "Повседневная жизнь рыцарей в средние века". Часть 2, "Война", глава 8, "Законы войны и рыцарский кодекс".
А "собчаг" точно не старинная английская аристократическая фамилия ?
а жертвы после битвы - это когда ходили специальные люди и добивалиВообще-то, это и в новое время актуальности не потеряло: основные потери войска несут после поражения и при отступлении.
Как грится, "наступление теряет всякий смысл, если не заканчивается преследованием": в тот момент, когда ты наступаешь, ты несешь большие потери, чем противник. А вот когда противник дрогнул и побежал- тут-то счет и выравнивается.
Число убитых рыцарей от общего числа при Куртрэ (1302) составило 40%, при Касселе (1323) — 50%, при Пуатье (1356) — 40%, при Азенкуре (1415) — 40%. Даже для рыцарей риск смерти никак нельзя признать незначительным, что отражает следующая статистика: согласно Фруассару, при Креси погибло 11 высоких сеньоров, 83 знаменных рыцаря (bannerets — сеньоры, имевшие право развертывать собственные знамена, под которыми сражались их дружины) и 1212 рядовых рыцарей, не считая «мелкого люда»,
ну, и касательно безопасности мелких стычек там на самом деле загнуто, потому что гибли даже на турнирах, и даже короли.
4 Марта 2008 (вторник)
Принц Гарри получит медаль «За афганскую компанию»
Первая боевая миссия принца Гарри в Афганистане отмечена на родине повышением его в звании и увеличением зарплаты.
За героическое поведение 23-летний внук королевы Великобритании стал полным лейтенантом, опередив в звании старшего брата – 25-летнего принца Уильяма, а ежедневная оплата его ратного труда увеличилась на 11 фунтов (22 долларов). Теперь ежегодный заработок Гарри превысит 24 тысячи фунтов (48 тыс долларов). Правда подобная прибавка для принца погоды не делает. Он – обладатель наследства в 8 млн фунтов (16 млн долларов – передает ИТАР-ТАСС.
Гарри будет также вручена медаль «За афганскую кампанию». Прикрепить боевую награду на грудь принцу решила сама его бабушка. А заодно королева согласилась наградить еще сотни солдат, которые служили и служат в Афганистане, – сообщает телеканал НТВ.
Принц должен был воевать до апреля, но вынужден был покинуть Афганистан после того, как его местонахождение раскрыли вездесущие журналисты. Дальнейшее его пребывание в «горячей точке» было связано с большим риском.
© Экспертный канал «ФедералПресс»
akmal9288
Что тут можно сказать... Принц молодец. Такие принцы заставляют задуматься о пользе монархии. Пусть он править и не будет, но хотя бы сможет показать каким надо быть.