Чайна-таун в Петербурге
Хорошая статья. Не могу сказать что согласен полностью с ней, но действительно есть что надо подумать.
После октябрьского переворота 1917 года Китай всегда рассматривался большевиками сначала как объект империалистической агрессии, которому необходимо всегда помогать, а затем - во времена «вечной и нерушимой дружбы» - как важнейший союзник в распространении «мировой революции» на Востоке. Поэтому все, что касалось Китая, подлежало жесткой и всеобъемлющей цензуре. Можно смело утверждать, что вся, абсолютно вся информация о Китае давалась очень выборочно и в соответствии с марксистскими догмами.Ну это, скажем так, не совсем правда...
я слышал то же самое. Что ты можешь представить в подтверждение своих слов?

угадай сам
да?
т.к. после приграничного конфликта (в 1969 вроде году) - отношения оч. поменялись, + у Китая была война с дружественным тогда СССР Вьетнамом.
соответственно, в статье написана чепуха и похоже, что не только в этом месте.
Кстати, еще можно почитать Стругацких. Про переводы с китайского.
Цензура и сейчас есть. Факт тот, что в статье афтар-коммунистофоб представляет дело так, будто советское правительство всегда своей пропагандой выгораживало КНР. А это после боёв на о. Даманский уже не соответствовало действительности

надо лучше выбирать цитаты
"всемерно интенсифицировать" совместную разработку наших ресурсов , заселить нашу "пустующую территорию" а расплачиваться с нами "дешёвым, но приемлимым для Россиян" китайским товаром.
Лично мне Китай представляется голодным драконом раскрывшим пасть в поисках жратвы. И именно ослабленная Россия вплотную расположена с этим монстром. Такой демографической ситуации, как в наше время (Китай-Россия) в истории ещё не бывало. А правительство наше продолжает поощрять "дружественные контакты наших близких по духу, истории и культуре стран".
Думаю, Китай представлет большую угрозу целостности и культуре нашей страны.
Наверно, твой китаец был гениален, поскольку рецензент "моего" диплома (она рецензировала и другие соцфаковские китайские работы) утверждала, что они все такие. Тупые и ни о чем.
Согласен. Очень много в этих работах передирается. Там нет стройной основы. Рассуждение ведётся словно по нескольким сюжетным линиям и ясного общего вывода не делается. Зато чётко виден лейтмотив.
и ни о чем
Гы-гы. А США или Европа Россию как рассматривает? Неужто как равного партнера и развитое государство?
Надо сначала самим перестать быть сырьевым и территориальным придатком, каковым мы на данный момент объективно являемся, а уж потом на Китай смотреть.
Сколько китайских слов уже вошло в святая-святых нашей Культуры - в Русский Язык?
насчет дальнего востока - природа не терпит пустоты. Вон Япония за Курилы бьется, однако никакой срединной философии у них нет. А если есть, то бьется явно не по этой причине:)
Совершенно разные, но все дружелюбные.
Может быть они и есть самые простые люди. А китайские верхушки думают и делают не так. Лучше возьми почитать про китайскую историю, узнаешь много чего. Вот еще один характер типичный у людей востока (вроде не только у китайцев): всегда пытаться скрывать все что они думают на самом деле. Если судить только по внешнему характеру и поведению - наивно

китайским словам непросто входить в наш язык. Они не войдут в него, даже если китайцы поработят Россию. Они вообще ни в один ие-язык войти не смогут.





Посмотрим что будут делать в Мин.СельХозе, боюсь после поступления в ВТО все предприятия в стране умирают от неспособной конкуренции

12:34
Гордеев: Китай не идет на цивилизованный контакт
Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев заявляет о дискриминационной политике Китая в отношении российских сельхозпроизводителей. "У нас с Китаем принципиально разные интересы. Они не идут на цивилизованный контакт",- сказал он в ходе "правительственного часа" в Совете федерации, добавив, что, в частности, Китай не выполняет обязательств страны-члена ВТО, в том числе не предоставляет информации о болезнях скота и сельхозкультур.
По словам Гордеева, из Китая были занесены многие болезни животных и растений, в связи с чем России пришлось создать в приграничных районах "буферную зону".
Гордеев добавил, что дискриминационная политика выражается также в том, что среди импортеров зерна в Китай нет российских производителей. По его словам, китайская сторона хочет сотрудничества только в одном направлении - открытии российского рынка для поставок своей продукции. //РИА «Новости»

захотел этой ..... вызвать повальное обсирание китайцев.ясновидец, не в ту дыру посмотрел
Да нет со стороны "китайцев" никакой угрозы. Кого опасаться - китайцев, что от бедности едут в Россию торговать да укладыать тротуарную плитку? Любой национализм имеет целью спрятать реального виновника всех неприятностей - буржуев и служащих им бюрократов, набивающих карманы баблом. Вот где поискать виновников нужно. Нужно разделять простого китайца и китайское правительство, которое относиться к простым китайцам по свински (то есть как и подобает нормальному буржую). Поэтому возмущаться надо не китайцами, а вместе с китайцами против идиотских буржуйский правительств, от котрых хреново всем, вне зависимоси от национальности.
Во всех странах Юго-западной азии китайцы и их поддержанные структуры играют особо большую роль в экономике и в политике. В Индонезии они контролируют больше 70% экономики страны (а составляют меньше 3% населения). В тайланде и в малайзии им принадлежит значительная часть экономики (премьер министр Тайланда - китаец по происхождению). Сингапур - это фактически китайская страна.
А исключительно все они лет 50-100 назад были бедными беженцами. Вот за это я их уважаю


Блин, вот что забыл. Не было бы угрозы с стороны КНР и китайцев если бы в России есть нормальное правительство и менее продажных чиновников во всех уровнях власти. Надо послать всех хреновых чиновников нах.мля, по русски без акцента говорить научись, а потом указывай что нашему правительству делать

по русски без акцента говорить научись, а потом указывай что нашему правительству делать Какой то иммигрант указывает что нам делать с другими иммигрантами:)
Пишется "по-русски" и "какой-то". Предложения разделяются точками, части сложного предложения - запятыми. Вот ты, , откуда иммигрант, что по-русски писать не умеешь?






ЗЫ. C акцентом точно не исправлюсь


ЗЫ2. А честно говоря, ваша страна мне очень дорога

он просто китаефил, спорить бесполезно
C помощью черно-общественных организаций ?
кстати, нашел интересный факт. Слово "книга", скорее всего, тоже китайского происхождения.
Вот что пишет Д. Макгован: «Имея дело с китайцами, не надо забывать, что склад их ума и морали совершенно иной, нежели у европейцев. В то время как мы прямо выражаем то, что хотим сказать, говорить о чем-либо прямо не в натуре китайца, и он предпочитает кружить вокруг да около. Не нужно даже долго жить в Китае, чтобы подметить эту черту китайского характера. Из разговора с китайцем вы далеко не всегда догадаетесь, что ему от вас нужно. Он будет долго говорить с вами с самым откровенным и простодушным видом, и в то же время вы чувствуете, что между его словами и тем, что он думает, лежит целая пропасть. Привычка говорить одно и думать другое настолько вкоренилась в китайцах, что даже в самых простых случаях вам трудно заставить китайца прямо ответить на ваш вопрос...Прямо поставленный вопрос противоречит всем его привычкам и всему складу его ума. Прямая постановка вопроса кажется ему почти грубой...они никогда не говорят того, что думают, представляя своему собеседнику угадывать свои мысли каким угодно способом».В верности процитированного абзаца я уже почти убеждён, проработав с китайцами полгода.
между прочим, во многих культурах невежливым считается сразу переходить к делу

ведь в СССР это тоже развито было, пригласить на чай, а потом только все и обговорить
чай во время обсуждения пьют не для того, чтобы отвлечься от дела, а наоборот. Чтобы не отвлекаться на чувство голода или усталости.
Я не про это. С китайцами (гонконгцами) у меня постоянно было ощущение, что человек отвечает тебе одно, а думает что-то другое.
во многих культурах невежливым считается сразу переходить к делу
вопрос китайской иммиграции весьма не однозначен. для россии, имхо, самая большая опасность в продажных чиновниках. китай - это вода, которая проникнет везде - где есть слабость. дача взяток историческая реальность, традиция. деньги у китайцев сейчас есть, купить могут с потрохами любого, кто готов продаться. несправедливость в том, что обсуждение "желтой угрозы" приводит только к погромам простых китайцев, а те, кто действительно выигрывает от экспансии - не заметят этого.
меня не китайцы на рынках тревожат, они просто на виду, а факты типа того, что например сеть Мегафон по всей России ставит китайская компания Хуавэй, она же прокладывает оптоволокно Транстелекому, работает с кучей местных телекомов, Ростелекомом и т.п. И с МТС тоже. я не знаю, может быть это паранойя, но ведь это все виды связи, это ведь можно прослушки ставить везде, или вывести из строя в нужный момент - зная как. масштабы их проектов от Калининграда до Находки. все виды сетей.
про преступность это загнули в статье, китайцы никогда ничего силой не завоевывали. они всегда договаривались, покупали, мягко ассимилировали. если сейчас поездить по китаю в разных местах - очевидно, что они очень разные внешне - проглядываются остатки ассимилированных народов. но менталитет - они все китайцы. сильная нация. а человек по природе своей стремится к сильным, идентифицировать себя как часть этой силы.
ассимиляция русским не грозит, имхо, разные расы, россия тоже сильная нация. ребенок, рожденный и выращенный в россии не будет себя считать китайцем, так же как и американские китайцы, которые родились и выросли там, они зачастую не умеют писать и даже говорить по-китайски и в китай рвутся как и все другие только за экономической выгодой. в культурном смысле с китаем себя связывают слабо. но китай делает все, чтобы поддерживать своих эмигрантов и держать их на своей стороне, в отличие от России. какая связь у нас с русскими эмигрантами? а ведь их тоже много по всему миру.
Совершенно разные, но все дружелюбные.Китайцы они снаружи всегда милые и дружелюбные, но что у них внутри, они никогда не покажут. Такой менталитет. Этим и опасны. Реальное мнение их о русских тебе очень сильно не понравится (если ты сам русский).
Реальное мнение их о русских тебе очень сильно не понравитсяя вот не понимаю эти слова. что значит реальное менние ИХ. Кого ИХ. каждого китайца? Большинства китайцев? правительства? Уточни. А то так какой-то фобией выглядит.Типа миллиард человек о русских думают очень плохо, но искусно это скрывают.

Вообще говоря, я тоже думаю, что китайцы всех зарулят. Но мы этого не увидим.
Государственность, патриотизм, нация, и прочие дурацкие идеи, как я слышал, для китайца вообще не важна - превыше всего ставится Семья. Ну и плюс коварство ума и плюс готовность подождать пару веков. В долговременной перспективе выигрывают именно такие общности - имея преимущество перед Западом с его войной "всех против всех". У китайца по сравнению с американцем будет всегда ОГРОМНОЕ преимущество - за ним будет стоять Семья. Как минимум, если не в форме реальной поддержки (хотя почему нет? то в форме долгосрочных устремлений. Как и за "джыгитом". Как и за евреем. Это только русские без роду без племени пытаются "избранность" и "соборность" - глубоко иллюзорные абстракции - пропихнуть.
Примеров в истории - масса. Всегда более сплоченная национальность вытесняет менее сплоченную.
В том-то и фишка - не скрывают. Просто мы для них - "лао-ваи". Чужаки. О чем с нами говорить? О нашей неполноценности? Мы для них - варвары. Ты же не обсуждаешь с каждой дворнягой собственное превосходство? И так все ясно.
Как и за "джыгитом". Как и за евреем. Это только русские без роду без племени пытаются "избранность" и "соборность" - глубоко иллюзорные абстракции - пропихнуть.Это всё болтовня
Примеров в истории - масса. Всегда более сплоченная национальность вытесняет менее сплоченную.

У древних римлян был явный упор на государство, а не на семью - ничо, очень даже неплохо вытесняли значительно более патриархальные народы
И где теперь эти завоеватели? Сами стали китайцами?
Еще раз - были в истории бойцы и армии побольше и получше. Но армии уходят - нации остаются.
Сиюминутные цели и задачи забываются, менталитет и долговременные ценности - нет.
Говорят, китайцы- это азиатские евреи. Это так?
А по-моему, кружить вокруг да около- очень невежливо.
особенно на научном семинаре
Irina_Afanaseva
ПОДНЕБЕСНАЯобзор ситуации
http://www.iraqwar.mirror-world.ru/article/80268
Древние расисты
В газете «Мир новостей» от 5 июля 2005 г. была помещена знаменательная статья «Зачем Петербургу Чайна-таун?». При этом автор подчеркивает, что место для Чайна-тауна выбрано в одной из лучших пригородных зон Петербурга, где планировалось возведение яхт-клуба и других строений, обеспечивающих отдых и здоровье горожан. Предполагается здесь поселить несколько десятков тысяч китайцев. Само же это решение принимается келейно, за спиной жителей Санкт-Петербурга, что вызвало демонстрации и протесты населения.
В нашей печати это уже не первая статья, где в той или иной степени рассматривается идея строительства Чайна-таунов и не только в Санкт-Петербурге. К сожалению, до недавнего времени в большинстве материалов та проблема обсуждалась либо апологетически для Китая, либо, в крайнем случае, нейтрально. И только совсем недавно в прессе стали заметны нотки определенной тревоги, однако серьезного анализа данному вопросу не дается.
Что касается Китая, то происходящее там и особенности китайского народа, могущие иметь значение для населения СССР, известны намного хуже, чем других народов мира. На первый взгляд это утверждение кажется невероятным и не соответствующим действительности - наши отношения насчитывают не одну сотню лет, а у СССР и Китая наличествовала самая протяженная в мире сухопутная граница - 8,5 тыс. километров. Однако тут надо учитывать следующее.
После октябрьского переворота 1917 года Китай всегда рассматривался большевиками сначала как объект империалистической агрессии, которому необходимо всегда помогать, а затем - во времена «вечной и нерушимой дружбы» - как важнейший союзник в распространении «мировой революции» на Востоке. Поэтому все, что касалось Китая, подлежало жесткой и всеобъемлющей цензуре. Можно смело утверждать, что вся, абсолютно вся информация о Китае давалась очень выборочно и в соответствии с марксистскими догмами.
Китай - страна уникальная и не только потому, что это одна из самых древних цивилизаций на земле, но и потому, что это, пожалуй, единственная страна в мире, где чувство превосходства заложено в самом наименовании государства. Тысячелетиями Китай назывался и называется сейчас «Чжун го», что означает «срединное государство». Настоящее официальное наименование Китая переводится как «Срединная Китайская Народная Республика», а правительство - «срединное народное правительство». Везде эта «середина», которая переводится еще как «центр». Откуда же это взялось?
По традиционным представлениям, в центре Земли, где живут самые лучшие люди, где самая лучшая природа и лучший климат, где все самое лучшее, - живут китайцы. По углам же от китайцев живут другие народы, которые традиционно назывались «варварами». И чем дальше от центра, тем все хуже - и люди, и обычаи, и поведение людей, законы, культура и даже природа.
Интересно отметить, что подавляющее большинство китайских революционеров, боровшихся против иностранных захватчиков, превративших Китай в XIX столетии в полуколонию, видели конечную цель своей борьбы вовсе не в том, чтобы изгнать иностранцев и объединить Китай. Конечной целью они видели «возрождение» мифической «мощи» Китая, когда он якобы был «гегемоном в мире». Кстати, этих чувств не лишен был и весьма известный у нас знаменитый создатель гоминьдана доктор Сун Ятсен.
«Какое место занимал в мире Китай в древности?» - спрашивал он в шестой лекции о национализме. И отвечал: «Прежде Китай был очень сильной просвещенной страной, в мире он был первым могущественным государством и занимал место намного более высокое, чем современные державы вроде Англии, Америки, Франции, Японии. Ибо в то время Китай был в мире гегемоном».
А ведь это говорилось тогда, когда Китай еще был слаб, и для европейцев, читавших подобные высказывания, все казалось смешными фантазиями. Однако были и те, кто понимал, что за, казалось бы, смешными фантазиями стоят вопросы куда более серьезные.
Как тут не вспомнить яркие наблюдения русского дипломата-востоковеда Ивана Коростовца, который писал следующее: «Житель Поднебесной убежден, что все китайское лучше некитайского, и не в состоянии представить себе, что на свете есть нечто иное, заслуживающее внимания». И далее: «Национальная гордость, конечно, великое качество, и жалок народ, у которого его нет. Но китайцы в этом отношении заходят слишком далеко. Их национальная гордость, в сущности, не что иное, как чванливость и презрение ко всему некитайскому; ослепленные своим, они не дают себе труда узнать и проверить и осуждают огулом все иностранное, клеймя его словом варварское».
Хотелось бы привести интересный отрывок из книги «Китайцы у себя дома» английского миссионера Д. Макгована, написанной и переведенной на русский язык еще до октябрьского переворота. Книги, подобные сочинениям И. Коростовца, Д. Макгована и других авторов, при советской власти у нас никогда не переиздавались, а изданные изымались из обращения.
Вот что пишет Д. Макгован: «Имея дело с китайцами, не надо забывать, что склад их ума и морали совершенно иной, нежели у европейцев. В то время как мы прямо выражаем то, что хотим сказать, говорить о чем-либо прямо не в натуре китайца, и он предпочитает кружить вокруг да около. Не нужно даже долго жить в Китае, чтобы подметить эту черту китайского характера. Из разговора с китайцем вы далеко не всегда догадаетесь, что ему от вас нужно. Он будет долго говорить с вами с самым откровенным и простодушным видом, и в то же время вы чувствуете, что между его словами и тем, что он думает, лежит целая пропасть. Привычка говорить одно и думать другое настолько вкоренилась в китайцах, что даже в самых простых случаях вам трудно заставить китайца прямо ответить на ваш вопрос...Прямо поставленный вопрос противоречит всем его привычкам и всему складу его ума. Прямая постановка вопроса кажется ему почти грубой...они никогда не говорят того, что думают, представляя своему собеседнику угадывать свои мысли каким угодно способом».
Можно сказать, что это, мол, дело прошлого. Но вот пример сравнительно недавний. В 1974 году в теоретическом журнале ЦК КПК «Хунци» появились статьи, рассказывающие о политике древнего китайского императора Уди (кстати, один из любимых персонажей Мао Цзедуна) в борьбе против сюнну (гуннов). В одной из них говорилось, что «северные варвары сюнну, алчно пуская слюни длиной в три чи, зарились на Западную Хань, как на кусок отборного мяса». Заявлено это было в самый разгар нападок на Советский Союз и его политику.
У европейца эти слова могут вызвать просто улыбку. Однако для китайцев, даже и не очень образованных, вполне очевидно было, что здесь речь шла об «агрессивных замыслах СССР против КНР».
Большинство изречений, подобных вышеприведенным, помещались в прессе КНР без всяких объяснений и комментариев еще тогда, когда официальная пропаганда проповедовала о приверженности к марксистско-ленинскому учению и «вечной и нерушимой дружбе» между КНР и СССР. В опубликованных материалах всячески подчеркивалось превосходство китайцев, или ханьцев, над другими людьми, которые людьми-то и не считались. Поэтому понятие «варвар» расшифровывается скорее как существо, близкое к животному миру. Недаром в Китае существует поговорка «цинь шоу син», что означает «поведение птиц и зверей», которые якобы присущи только «варварам», а не истинным ханьцам, которые назывались «этическими людьми».
Весьма интересно, что еще в начале XX столетия при династии Цин деление официальных должностей в Китае следовало этому правилу. Должности правителей, мудрецов, философов и всех тех, кто участвовал в духовном и политическом управлении государством, предназначались только для «этических людей». «Варвары» же, в силу своей «звериной природы», могли занимать должности военачальников и не могли претендовать на управление государством.
Конечно, было бы неверно утверждать, что сейчас каждый китаец мыслит именно таким вот обнажено расистским образом. Но тысячелетия истории, в течение которых в той или иной степени это проповедовалось постоянно, безусловно, оставили глубокий след прежде всего на уровне подсознания. И в периоды, когда по тем или иным причинам правители обращаются к национальному чувству, это моментально всплывает наружу, как бы оно ни маскировалось внешне.
Вообще опыт истории показывает, что там, где не дают отпор представлениям о своей особости, там махровым цветом расцветает ультранационализм и шовинизм.
Центр мира
А зачем далеко ходить и углубляться в даль веков. Стоит только осмотреться вокруг, и мы увидим, что малообразованные, плохо говорящие по-русски, далеко не лучшие представители своих народов, но хищные по натуре торгаши и спекулянты, с явного поощрения и при явной продажности власть имущих, захватили и монополизировали наши рынки и уже начинают смотреть на нас, коренных жителей, как на людей второго сорта из-за того, что у нас меньше денег. Их же дети с помощью награбленного у нас же богатства активно проникают в самые престижные учебные заведения (вот что значит платное образование, о преимуществах которого взахлеб твердят нам так называемые «демократы» и мы не успеем оглянуться, как нам на шею взгромоздятся и будут управлять нами потомки вчерашних жуликов, спекулянтов и разбойников со всеми присущими этой публике традициями, взглядами на жизнь и поведением.
Опыт истории также показывает, что когда в том или ином государстве компактно живут иностранцы, не желающие смешиваться с коренным населением и даже соблюдать местные обычаи и законы, а власти из-за ложно понятых идей «толерантности», «прав человека» или по каким-то другим причинам ничего не предпринимают, то для общества это чревато весьма неприятными последствиями. Это лишний раз говорит о том, что национальные вопросы для любого общества являются одними из самых важных.
Как бы ни старались проповедники «общечеловеческих ценностей», «всемирной любви», «толерантности» и прочих идеалов, широко пропагандируемых в последние пятьдесят лет, но преодолеть многовековые традиции не так-то легко и просто.
Есть еще одна особенность, которая не сразу воспринимается умом, воспитанным в европейской системе координат. В качестве примера можно привести следующее.
Все знают, что компас вроде бы изобрели китайцы. Везде в мире стрелка компаса указывает на Север. Как бы головой на Север, а ногами на Юг. В Китае же изначально главное направление стрелки компаса обращено на Юг. Или головой на Юг, а ногами на Север. Отсюда и зависело расположение Центра, или Середины и прилегающих или отдаленных от Китая государств.
Такое представление о мире показывает еще и главное направление интересов Китая - прежде всего на Юг, в самые благодатные и теплые районы земного шара. Для нас, при теперешнем плачевном состоянии нашего государства, это величайшее счастье. Однако временное, о чем никогда нельзя забывать.
Вот именно из представления о том, что Китай - Центр, и вытекает, что все остальные государства суть государства внешние, или, по китайской мысли, «окраинные», не принадлежащие к Центру, а, соответственно, и не равные Центру. Отсюда и традиционное деление мира на «чжун» и «вай», или «Центр» и «Окраина». При этом нельзя забывать, что при иероглифическом написании это оказывает особое влияние на человека, воспитанного в иероглифической грамотности.
В китайском понимании все государства мира составляют как бы круги вокруг Китая и носят соответствующие китайские названия. Есть круги ближние и круги дальние, как бы окраинные.
Например, США называется «Мэй го», т.е. «прекрасное государство», а Россия «Э го» - государство неожиданностей, т.е. затягивания и мгновенных перемен, и оба они находятся в дальних кругах. Отсюда же проистекает древняя китайская традиция, существующая по настоящую пору и заключающаяся в том, что внешние окраины должны взаимно уравновешивать друг друга.
Как видим, здесь речь не идет ни об «однополюсном», ни о «двухполюсном», ни о «многополюсном» мире. Все эти модные сейчас рассуждения к политике Китая никакого отношения не имеют. В их понимании Китай - это «Центр», относительно которого должны быть уравновешены все окраины, т.е. другие страны мира. И если это равновесие нарушается, то Китай может и даже должен сделать все, чтобы восстановить равновесие мира вокруг Китая даже с помощью вооруженной силы, когда для этого есть возможности (например, вторжение во Вьетнам в 1979 году). Отсюда и традиционное отношение к соседям и даже терминология, которая сохранилась до настоящего времени. Когда китайцы вторглись во Вьетнам, то китайская пресса того времени пестрела такими терминами, как «одернуть Вьетнам», «поставить Вьетнам на место», «наказать Вьетнам». Это абсолютно то же самое, что использовалось в китайской политике на протяжении тысячелетий - когда «варвар внешнего кольца» начинал вести себя неподобающим, по их мысли, образом, то его необходимо было «поставить на место», «одернуть», потому что «варвар» нарушал «порядок в Поднебесной», знаменитый «Да тун» с Китаем в центре мира. Соответственно, и применение силы ни в коем случае нельзя считать агрессией или еще чем-то привычным европейскому сознанию. Это как бы решение внутренних дел, сохранение равновесия внутри их «системы».
Само же китайское население воспринимало все это как вполне естественное явление, как раньше, так и в настоящее время. В отличие, например, от нашей интернациональной интеллигенции. Вспомним, какую бурю, не утихающую до сих пор, вызвало и вызывает введение наших войск в Чехословакию в 1968 году. В Китае же ничего подобного не наблюдалось и не наблюдается. Более того, китайская диаспора в других странах активно поддержала материковый Китай, хотя, казалось бы, с точки зрения марксизма-ленинизма, зарубежные китайцы сплошь состоящие из людей капиталистической направленности, не должны были бы поддерживать коммунистов в КНР.
Сейчас в их представлении левый Восток, в совокупности обладающий населением в миллиард человек (мусульманский мир и Россия должен быть уравновешен «золотым миллиардом» правого либерального Запада.
Мост на китайский берег
Сейчас многие западноевропейские страны, ранее широко открывшие свои двери для зарубежной иммиграции, начинают осознавать, что районы компактного поселения чужеземцев, куда зачастую боится показываться даже полиция, превратились в очень опасные центры преступности: распространения наркотиков, бандитизма, торговли живым товаром, нелегальной эмиграции и так далее. Это вынуждает многие западноевропейские страны, несмотря на все крики об «общечеловеческих ценностях», вводить ограничения на въезд в свои страны. Многие деятели на Западе в погоне за дешевой рабочей силой в свое время не учли, что в первую очередь особую активность проявляют не те, кто создает материальные ценности, а лица, стремящиеся к легкой жизни, быстрой выгоде, а также преступные элементы. К сожалению, в советском, что вполне понятно, и в нашем обществе этим явлениям не уделялось должного внимания.
Те же законы действуют и в среде китайской эмиграции, но они еще усугубляются количеством населения и особенностями китайского общества.
Все китайцы, живущие за рубежом, сами себя называют «хуацяо», что означает «мост на китайский берег». И именно по этому мосту Китай получает самую современную научную и техническую информацию и технологию и в свою очередь наводняет чужие рынки своими товарами. Особую роль в этом всегда играл Гонконг, через который проходила масса товаров, производимых в КНР. Затем в Гонконге на них прикреплялись гонконгские этикетки и этикетки других фирм, а сбывались они большей частью через хуацяо по всему миру. Английские власти закрывали на это глаза или просто бессильны были что-то сделать.
После победы народной революции во Вьетнаме в 1975 г. мы впервые получили более или менее точные данные о позициях «хуацяо» в жизни Южного Вьетнама и некоторых других стран ЮВА. Насчитывая по численности около полутора миллионов человек, «хуацяо» контролировали свыше 80% внешней торговли Южного Вьетнама. В их руках находилась вся торговля рисом, торговля по рекам, а это то же самое, что железнодорожный транспорт в Европе и США, которого во Вьетнаме не было вообще. В руках «хуацяо» находились почти полностью запасы валюты и золота, крупнейшие банки Вьетнама - «Бэнк оф Чайна», «Бэнк оф Коммуникэйшн», «Ист Эйша Бэнк».
Эти банки были тесно связаны с Гонконгом, Тайбэем и Сингапуром. Еще в 1967 г. американский журнал «Вьетнам перспективс» отмечал: «Экономическая сила китайцев в Южном Вьетнаме настолько велика, что слишком большое давление со стороны сайгонского правительства может привести буквально к молниеносной парализации всей страны».
Такая же точно картина наблюдалась и наблюдается в Индонезии, Малайзии и других странах ЮВА. При этом Пекин всегда выступал как опора «хуацяо», вне зависимости от классового состава общин, которые состояли в подавляющем большинстве из торговцев и капиталистов. В частности, во Вьетнаме (Южном) рабочих-китайцев было менее 15% от общей численности «хуацяо». И все они работали только на предприятиях, принадлежащих китайцам, и составляли как бы «рабочую аристократию» для коренного населения. Как писала советская исследовательница Т.М. Котова, «Пекин выступал не только как поборник сохранения «монополистических позиций китайской буржуазии в экономике Вьетнама», но и мешал социалистическим преобразованиям и восстановлению порядка на юге страны».
В этой связи неплохо вспомнить и другой почти анекдотичный случай, на сей раз с американцами. В 1972 г. состоялся знаменитый визит Никсона в Шанхай и его переговоры с Чжоу Эньлаем, которые привели к установлению дипломатических отношений между КНР и США. Тогда Соединенные Штаты очень активно и небезуспешно для себя постоянно обвиняли соцстраны в том, что они препятствуют выезду своих граждан за рубеж. К этой же проблеме обратился и Никсон. Реакция Чжоу Эньлая для американцев была неожиданной и даже ошеломляющей.
«Вы хотите, чтобы мы не мешали выезду китайцев за рубеж? Пожалуйста. Завтра же один или два миллиона китайцев будут в Соединенных Штатах».
Никсон явно смутился, увел разговор в сторону, и больше этот вопрос на китайско-американских переговорах никогда не возникал.
Несколько лет тому назад в американском журнале «Ньюсвик» появилась статья, где американец явно с тревогой писал о китайской эмиграции в США и подчеркивал, что при ее темпах в начале XXI века в США уже каждый шестой житель будет китайского происхождения. XXI век уже наступил, и каждый может сам делать выводы из написанного.
Такое завоевание
Опыт мировой истории, именно мировой истории, ясно свидетельствует, что политика «тихого и мирного» завоевания чужой территории, особенно приграничной, разработана в тонкостях и передается и на уровне психологии китайского населения, и на уровне государственной, когда этот захват уже осуществлен или почти осуществлен, например, во Вьетнаме в 1979 году.
Во время так называемой «Культурной революции» было приоткрыто очень много такого, о чем китайские власти, наверное, очень сожалеют. И ни в коем случае нельзя обманываться и думать, что раз сейчас об этом не говорят, то вроде бы как-то забыли.
Ученик уже упоминавшегося Кан Ювэя, очень известный в свое время «реформатор» Лян Цичао рассматривал историю Китая как последовательный процесс «расширения китайской нации». В частности, он писал в 1922 г. в шанхайском журнале: «Есть одно великое дело, ради которого наши предки трудились непрерывно пять тысяч лет. Что это за дело? Я называю его «расширение китайкой нации». Сначала наша китайская нация представляла собой всего лишь несколько маленьких племен, проживающих в Шаньдуне и Хэнани. В течение тысяч лет росли, росли, росли и выросли в великую нацию, создавшую огромное и величественное государство. Наша нация росла двумя путями: первый путь - это ассимиляция бесчисленных народностей внутри и за пределами наших границ; второй путь - это переселение из года в год людей нашей нации к границам и расширение территории: ...История в течение пяти тысяч лет шла этим путем...».
Очень важно обратить внимание на последнюю фразу, в которой четко указываются методы, с помощью которых китайцы проводят свою политику до наших дней. Эта работа без всяких комментариев была перепечатана центральной китайской прессой во время «Культурной революции».
Начинается все всегда с проникновения китайских рабочих, появления китайских ресторанчиков, барахолок - другого названия они не заслуживают, где продаются дешевые некачественные и вредные для здоровья товары, затем появления Чайна-таунов, а оттуда уже проникновение в финансовую систему и т.д. Нужно помнить также, что китайцы всегда стремятся создавать обособленные организации, куда местному населению путь закрыт, а там, когда появляются хотя бы десять китайцев, тут же возникает тайное общество, явно враждебное интересам страны пребывания.
Что же касается «хуацяо», то у нас, как уже говорилось выше, о них всегда говорили очень мало, в отличие от иностранной прессы, где этому явлению придавалось значительно больше внимания. Приведем только некоторые примеры:
В 1976 г., после победы вьетнамского народа, когда вьетнамцы стали жестко преследовать компрадорскую буржуазию, вьетнамские «хуацяо», т.е. самые откровенные эксплуататоры и капиталисты, бросились за защитой...к коммунистическому Китаю! В 1976 г. Мао встретился с ними и обещал поддержку.
Вторжение во Вьетнам в 1979 г. как раз и было вызвано этим.
В 1982 г. впервые в Китае произошло награждение китайским орденом «хуацяо» за то, то «они делают все, что только в их силах, для модернизации родины» («ЖМЖБ» от 03.01.1982 г.)
12.02.2005 г. из передачи нашего ТВ «Вести» мы узнали, что в США за шпионаж в пользу КНР привлечены 3 тысячи компаний.
Не совсем мирные...
Говоря о «хуацяо», Чайна-таунах и китайских эмигрантах, никак нельзя не сказать и о том, что всегда сопровождает китайскую эмиграцию. Это - организованная и жестко контролируемая преступность.
Очень важную роль при том играют именно Чайна-тауны, где преступники растворяются среди «своих» и никто из жителей Чайна-таунов никогда их добровольно не выдает, а местной полиции практически невозможно провести соответствующие оперативные действия.
Собственно говоря, наши граждане уже сами могут сделать соответствующие выводы, ибо на наши экраны хлынул поток фильмов, где «героями» являются китайские бандиты в разных странах мира, в первую очередь в США, Гонконге, Сингапуре и других странах.
О китайских бандах в других государствах и китайской мафии, «триадах», «драконах» и прочих написаны горы литературы. Конечно, всем известны похождения и мрачная слава «мадам Вонг» и ее пиратской и бандитской империи. Однако как у нас, так и за рубежом стараются избегать вопроса о том, почему китайская община столь сильна и непроницаема для чужаков. К сожалению, китайская преступность добралась уже до нас и с каждым годом по мере продажности властей захватывает все большие позиции.
Совсем недавно газета «Мир криминала» писала о деятельности китайской мафии в Москве. Если раньше китайцы нелегально проникали через русско-китайскую границу на Дальнем Востоке, то сейчас, как пишет газета «Мир криминала», «Ситуация круто изменилась во времена перестройки и потепления советско-китайских отношений. Толпы китайских челноков хлынули на просторы северного соседа. Несмотря на видимую любезность дипломатов, спецслужбы Китая не оставляли попыток воспользоваться благоприятной ситуацией в своих целях. Так, в секретном отчете одного из региональных управлений КГБ за 1988 г. приведен факт выявления двух диверсантов в группе китайских строителей...
С течением времени китайская диаспора в России только росла. В одной только Москве в 1991 г. насчитывалось 4 тысячи граждан КНР, в 1997 г. - 50 тысяч, а в 2004 - 250 тысяч. Они уже давно обустроили в российской столице свой китайский мирок, где выходят газеты и радиопередачи, работают рестораны и клубы. И каждый из граждан «российского «Чайна-тауна» боится только одного - встречи с представителями «триады».
В октябре 1994 г. впервые в истории Москвы бандитской состоялась «стрелка», разрулившая сферы влияния китайской братвы. Тогда у гостиницы «Космос» собрались около 100 человек, вооруженные прутьями и бейсбольными битами. По-хорошему договориться не удалось, в результате 15 тяжелораненых «быков» попали в больницы. Так прошел первый передел сфер влияния между действующими в столице северной, пекинской, южной и фудзянской группировками» (Мир криминала. - 2005. - Февраль - С. 8).
Вот мы и дожили до того, что давно, как ржа, разъедает страны ЮВА, США, некоторые страны Европы, а теперь уже добралось до нашей столицы. И здесь особое возмущение вызывает даже не позиция наших продажных чиновников, с ними все ясно, а то, что журналисты, люди, казалось бы, с широким кругозором, как бы соревнуются в обмане нашего населения, особенно молодежи, всячески восхваляют Чайна-тауны, призывают власти способствовать их появлению и даже договариваются до следующего: в журнале» «Русский ньюсвик» на русском языке некий Александр Баунов пишет: «На 100 девушек в Китае приходится 117 молодых людей. Замуж не выходят только самые плохонькие...
...Одинокие русские женщины, воспряньте: утопия мастера культурного детектива Хольмана ван Зайчика о единой русско-китайской нации близка к осуществлению как никогда» (N за 25.10-31.10.2004. С.24)..
Большей глупости или откровенного предательства интересов страны трудно даже себе представить. Как будто у этих людей нет детей, внуков, родственников, и они не представляют себе, что в погоне за сомнительной «славой» и деньгами они тем самым призывают к тому, чтобы лишить наше население, а значит и своих родных и близких возможности нормального или вообще существования на своей родной земле. Ведь ученые давно подсчитали, что территория современного Китая может выдержать нагрузку не более чем в 900 млн. человек, а уже сейчас там живет около полутора миллиардов (официально - 1 млрд. 300 млн.). И еще раз повторим, что при теперешнем состоянии нашей экономики и обороны нас спасает пока только то, что главное направление китайской экспансии нацелено на Юг и на США. Однако это явление временное.
Надо взвешивать
Подводя итог всему сказанному выше, мы можем сделать вывод, что китайская эмиграция далеко не такое простое явление, как это может показаться многим, и относиться к ней надо с очень большим вниманием и пониманием. Конечно, для освоения наших просторов нам необходима рабочая сила, в том числе и из-за рубежа, но приток иностранной рабочей силы должен тщательно контролироваться соответствующими государственными органами и соответствующим законодательством, где у нас существуют очень большие пробелы и недостатки.
К счастью, похоже, это начинают понемногу понимать и в высших эшелонах власти. Совсем недавно в Совете Федерации Федерального Собрания РФ прошли слушания по вопросу о законодательстве в связи с привлечением иностранной рабочей силы. В материалах слушаний, опубликованных в 2005 г., в разделе о проблемах национальной безопасности России, в частности, говорится, что «серьезную озабоченность в России вызывают проблемы, связанные с незаконной миграцией граждан Китая и Вьетнама. Органами внутренних дел России в 2000 г. зарегистрировано более 300 тыс. китайцев и 70 тыс. вьетнамцев (20% от общего числа зарегистрированных иностранных граждан свыше 70% из них находятся в регионах Дальнего Востока и Сибири. По некоторым оценкам, в Дальневосточном регионе численность китайских иммигрантов превысила 130 тыс. человек. В приграничных районах происходит интенсивное формирование китайских общин, которые по своей численности и влиянию постепенно вытесняют коренные этнические группы».
И далее в документе говорится, что «мигранты из КНР, КНДР, Вьетнама, Монголии в значительной степени нелегально устраиваются в сферах торговли, обслуживания населения, строительства, лесозаготовок, их особенно привлекает доступность наших природных ресурсов и возможности их вывоза. При этом они не вкладывают инвестиции в развитие экономики регионов, а используют их территорию только как сырьевую базу» (выделено. - Ю.Г.).
И если в этих условиях позволить существовать на нашей земле практически неконтролируемые властными структурами Чайна-тауны, а, похоже, это будет именно так, то последствия для страны, кроме как крайне неблагоприятные, назвать просто невозможно. И нужно тысячу раз взвесить и подсчитать все плюсы и минусы, прежде чем принимать соответствующее решение.