Николай Фёдоров
Меня очень радовали в юности его рассуждения о смерти. Он много писал о том, что человеческая смерть — природно обоснованное явление, направленное на контроль за численностью человечества на Земле, пока человечество не придумало, каким образом самим контролировать и регулировать природную жизнь и каким образом переделать в себе мотивы разрушения на мотивы созидания. То есть, он считал, что, когда люди научатся не убивать всё вокруг и себе подобных и окружающий мир, то проблема смерти отпадёт за ненадобностью, потому что люди станут бессмертными.
Кстати, пути Фёдорова и Циолковского пересеклись не только в московской библиотеке. Оба они преподавали в Боровском уездном училище, правда, конечно, в разное время.
Как игроки словами или эмоциями писатели и мыслители да — есть, но когда вы знаете, что вся вообще фигня в вашей жизни, суть игра аминокислот там всяких химических и электрических игр нейронов и прочей гниющей фигни, неужели вам не становится обидно, что вот а зачем господь сотворил это с нами?
Достоевский писал Петерсону: "Он (Федоров) слишком заинтересовал меня... В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои".
Чтобы какая–то идея жила и развивалась, нужна среда — нужны люди, которые будут об этой идее думать.
Фёдоров создал такую среду. К нему в библиотеку приходили люди — там был дискуссионный клуб. Выдающиеся люди приходили.
А другие — состояли в переписке.

И библиотекарем он был не простым — начиная с того, что он сам составил каталог этой библиотеки, и прекрасно ориентировался в собрании книг, и заканчивая тем, он частенько предлагал читателям книги, которые они не заказывали, и о существовании которых не знали, но эти книги им оказывались очень полезны. Циолковский, например, пишет, что Фёдоров ему и запрещённые книги приносил.
gtr
Главной идеей христианства Николай Фёдоров считал весть о грядущем телесном воскрешении всех когда–либо живших людей. Путь к этому он видел в развитии науки и объединении всего человечества. Поскольку Земля станет тесной для такой толпы людей, Фёдоров считал необходимым освоение космического пространства.Николай Фёдоров общался лично и состоял в переписке с огромным числом учёных, писателей, мыслителей и богословов того времени. Его идеи оказали большое влияние на развитие философии и стали основой русского космизма. Бердяев писал: «такой радикально–дерзновенный проект всеобщего спасения, как у Федорова, никогда ещё, кажется, не был высказан на человеческом языке». В наши дни философия Фёдорова была использована в фантастическом романе «Квантовый вор».
Важнейшей задачей Фёдоров считал просвещение — центрами общественной жизни по его мнению должны были стать библиотеки. Он пропагандировал международный книгообмен и выступал против системы авторского права. Много лет Фёдоров проработал библиотекарем в Чертковской публичной библиотеке — единственной бесплатной в Москве. Ежедневно много часов в этой библиотеке проводил юный Константин Циолковский. Он признавал, что Фёдоров заменил ему университетских профессоров.
После первого полёта человека в космос, в одной из французских газет вышла статья с заголовком «Два Гагарина», посвящённая идеям русского космизма. Заголовок статьи указывает на происхождение Николая Фёдорова, отцом которого был князь Гагарин.