Кто занимался выяснением места захоронения погибших в ВОВ?
http://www.obd-memorial.ru/ - возможно найдешь там воинское захоронение со своим дедом. На первой странице документа указано точнее его расположение.
Если там инфы нет, то стоит обратиться сначала в военкомат по месту гибели, затем к местным поисковикам.
Поищи по Если там инфы нет, то стоит обратиться сначала в военкомат по месту гибели, затем к местным поисковикам.
Деревню озвучил бы. Вдруг кто подскажет. У мужа родственники там живут. Могу спросить.
Искал прадеда жены (пропал без вести). Была известна только дата. Военкомат 50 лет указывал на 200 км севернее. Мне помог один прием: отсмотрел где погибли в тот месяц все, кто воевал с ним в одном батальоне. В те три дня, когда он был указан как пропавший без вести, бои шли только в одном месте. В документах захоронения указывали по разному (там были братские могилы но все в одном населенном пункте (просто где-то он был указан, а где-то - нет).
По вышеприведенной ссылке - Семеновка (район не указан по книге памяти - Семенково Ярцевского района. Но ни той ни другой деревни нет сейчас в Ярцевском районе.
Что там написано? Как в списках безвозвратных потерь отмечено его место захоронения?
А как узнать, в каком батальоне воевал? Ни в книге памяти, ни по ссылке этой информации нет. Обращаться в военкомат по месту гибели? Или есть другие способы?
P.S. Мой прадед первый в списке.

Итого по названию деревни:
Просто по ссылке - Семеновка
Из донесения - Семеновская (столбец, правда не заполнен)
Из книги памяти - Семенково
Сейчас на карте в Ярцевском районе - Семеново
В принципе, все эти названия могут соответствовать одной деревне запросто, но проблема в том, что всего с этими названиями сейчас в Смоленской области 7 деревень.
Стоит привязываться тогда к названию района? А если административное деление поменялось?
Вот тут твой дед похоронен:


Просто по ссылке - СеменовкаВ 56 из Семеновки перенесли захоронение в Яковлево:
Из донесения - Семеновская (столбец, правда не заполнен)
Из книги памяти - Семенково
Сейчас на карте в Ярцевском районе - Семеново

Меня еще смущала информация, что из деревни Семенково захоронение перенесено в деревню Кротово.
Займусь-ка теперь и другим дедом. Там правда сложнее - он пропал без вести, там же, где-то под Смоленском.
Реально ли найти какие-то подробности боя (где и за что был бой 22 сентября, как до этого продвигался батальон)?
Это уже в архивы надо? Или можно пошариться по тематическим форумам...
Захотел посетить место гибели прадеда под Смоленском.
Зачем?
А как кстати можно найти информацию, в каком батальоне служил?331 СД - там же в донесении о безвозвратных потерях указано. Можно в архиве запросить журнал боевых действий дивизии за указанный период, либо, возможно, где-то в инете уже в открытом доступе лежит. Также у местных поисковиков скорее всего все также есть.
Реально ли найти какие-то подробности боя (где и за что был бой 22 сентября, как до этого продвигался батальон)?
Это уже в архивы надо? Или можно пошариться по тематическим форумам...
Зачем?Цветочек положить. Нет?

По книге памяти - призван в 1941, по словам бабушки летом он еще был дома, осенью забрали.
Так что скорее всего все-таки призван 01.9.41.
Вот другой дед меньше повоевал - на второй день войны призвали, в ноябре 41 пропал без вести.
Как его искать вообще непонятно - ни батальона, ни даты гибели - только месяц.

А как там найти информацию о захоронении, куда было перенесено? Не получилось.
Цветочек положить. Нет?Расскажите мне пожалуйста, зачем это делать - цель, результат.
как-то так наверно
у меня тоже покоится родственник в братской могиле где то под орлом, надеюсь, я таки доеду
И зачем для этого куда-то демонстративно ехать? Может лучше потратить время на что-нибудь полезное, чтобы совершенствовать то будущее, которое для нас защитили? Что толку втыкать цветы в землю, где лежат трупы?
к сожалению, для них ничего уже не сделать, но хотя бы почтить память
одно другому не мешает,
Ну иди тогда говна поешь ложечку, это в принципе не мешает остальной твоей полезной деятельности
к сожалению, для них ничего уже не сделать, но хотя бы почтить память
предположу, что они не оценят

предположу, что они не оценятэто для себя делается, для чувства единой цепи поколений что ли
Просто меня удивляет, что неглупые люди ведутся на эти тупые штампы и ритуалы для быдла, которому нечем занять себя в свободное время и которое на подсознательном уровне чувствует собственную ничтожность и бесполезность, поэтому наполняет свою жизнь водой из таких вот "интересных, ""значимых", "важных", "духовных" дел, как, например поболеть за любимую футбольную команду, за "наших" на олимпиаде, съездить на могилу предков.
это не "тупой ритуал для быдла", ты что-то совсем запутался
И зачем для этого куда-то демонстративно ехать? Может лучше потратить время на что-нибудь полезное, чтобы совершенствовать то будущее, которое для нас защитили?Вот я поехал на могилку к своему дяде (брату отца) и выяснилось на месте, что весь его взвод разведки лежит в братской могиле, а дядя числится там как "безымянный солдат". Дальше за несколько лет добились того, чтобы у дяди появилось имя на могиле. В качестве бонуса нашли бабушку, первые слова которой были: "пойдемте ко мне - я все видела. Я вам расскажу, как их убивали". Бабка каждый год ходит на 9 мая к могиле и раздает по какому-то кавказскому обычаю прохожим деньги. Как говорится: "это было недавно, это было давно".
Дальше за несколько лет добились того, чтобы у дяди появилось имя на могилеОчень полезное достижение ящетаю.
Вы не подумайте, что я какой-то черствый человек, или пытаюсь косить под сурового поца а-ля , мне правда вообще непонятны и чужды вот эти все походы на могилы, не вижу ни малейшего смысла. Погрустить и повспоминать покойного можно и дома.
Просто меня удивляет, что неглупые люди ведутся на эти тупые штампы и ритуалы для быдла, которому нечем занять себя в свободное время и которое на подсознательном уровне чувствует свою ничтожность и бесполезность, поэтому наполняет свою жизнь водой из таких вот "значимых", "важных", "духовных" дел.Мой дед, отец моего отца, погиб на фронте. Мой отец все еще жив. Для него просто придти на могилу к отцу - уже бесценно, вот только могилки этой нет нигде...
Ну или второй вариант, человек просто недалекого ума, и неспособен развлечь себя другим способом, а также осознать что умершего больше нет и надо его просто выкинуть из головы, а хождение к костям ничего не меняет, с таким же успехом можно ходить в диаметрально противоположном направлении и глубокомысленно заседать там.
тупые штампы и ритуалы для быдлаНебыдло — подвид быдла, в силу ряда субъективных причин не считающий себя таковым. Отличается уверенностью в своей явной богоизбранности и в определенном превосходстве над остальными (хотя 99% небыдла в лучшем случае превосходит только своего соседа алкаша, и то — далеко не факт что).
Это какое-то психическое отклонение, когда человеку нравится ходить на место, где закопан труп.ну мне нравится ходить на место с трупами
у меня нет и никогда не будет больше возможности увидеть их живыми и поговорить с ними, о чем я бесконечно жалею, а так, на могиле, вспоминаешь их, и как будто вы по-прежнему рядом
у писателей это лучше получалось сказать, но ты понял
Только одно объяснение приходит в голову - люди боятся смерти и забвения, поэтому культивируют эти обычаи "уважения предков", чтобы их тоже типа вспоминали потом, когда умрут.
но очень скучаю по некоторым своим умершим близким и распространяю это свое отношение на тех, кто совершенно не заслуженно, на мой взгляд. забыт - в смысле и личность, и ее последнее пристанище, так сказать
поэтому, думаю, хорошо, когда люди, собирают информацию о своих пращурах и находят их могилы, их настоящие имена и факты из их жизни и обстоятельства гибели
это благородно
как то так
для того, чтобы сказать, сделать или почтить, то что не успели при жизни.
мне не совсем понятна твоя реакция)
но это не так
многие не хотят забывать, только потому что умер
для того, чтобы сказать, сделать или почтить, то что не успели при жизни.Зачем что-то говорить трупу, делать для трупа, и почитать труп? Тем более ехать куда-то, и тем более затрачивать ресурсы на какие-то изыскания и выгравировывания его имени на табличке?
в силу множества причин, включая то, что личность и ее поступки = это не эквивалент органики
пока помнят - человек в некотором роде жив
Тебе даже что-то объяснять бессмысленно, у тебя как у голема - ни души ни памяти.
Моя бабушка прошла блокаду Ленинграда, дедушка участник ВВ и они похоронены в другой стране и городе
а прадедушки и бабушки - не известно где (
я уже не говорю, о том что хотелось бы найти живых родственников на Украине
Тебе даже что-то объяснять бессмысленно, у тебя как у голема - ни души ни памяти.Окау(
ти такой молодой ещё
Расскажите мне пожалуйста, зачем это делать - цель, результат.бля

самый дебильный вопрос месяца на флокале
лучше паяй девайсы
раз это такой простой вопрос для тебя - напиши ответ
зы. тебе уже ответили выше
Зачем что-то говорить трупу, делать для трупа, и почитать труп? Тем более ехать куда-то, и тем более затрачивать ресурсы на какие-то изыскания и выгравировывания его имени на табличке?Ты знаешь, любовь, привязанность, долг, верность - это все психические отклонения, которые заставляют людей сопереживать. Это такое особое свойство человека - чувствовать.
Возможно, миру было бы проще, если бы мать не переживала за здоровье ребенка, сын не переживал за здоровье матери, муж и жена спокойно трахались на стороне, один человек мог взять в долг у другого и не вернуть. Но в современном обществе все эти вещи причиняют моральные страдания. По этой причине люди стараются в массе своей либо не причинять такую боль друг-другу, либо делать все, чтобы как-то загладить свою вину, если они такую боль причинили. Не все в жизни материально. Иногда человеку проще сделать что-то за "спасибо", нежели за деньги.
Что касается посещения могилы. Знаешь, иногда так бывает, что ты перед каким-то человеком в неоплаченном долгу. Когда есть человек, давший тебе больше, чем ты успел дать ему. И главное, когда этот человек не просил ничего взамен. И вот когда такой человек уходит, этот долг висит на душе тяжелым камнем. И у тебя возникает естественное желание хоть как-то вернуть свой долг - оградку поправить на могилке, свежие цветы положить. В этом нет ничего рационального - это душевное. Это чувства.
ты наш чувствительный
Что касается посещения могилы. Знаешь, иногда так бывает, что ты перед каким-то человеком в неоплаченном долгу. Когда есть человек, давший тебе больше, чем ты успел дать ему. И главное, когда этот человек не просил ничего взамен. И вот когда такой человек уходит, этот долг висит на душе тяжелым камнем. И у тебя возникает естественное желание хоть как-то вернуть свой долг - оградку поправить на могилке, свежие цветы положить. В этом нет ничего рационального - это душевное. Это чувства.при этом разум понимает, что в этих могилах лежат обычные люди, которые в реальной жизни пили, дрались, матерились и Пушкина не читали. Земля полита кровью обычных людей, не каких-то особенных.
Что касается посещения могилы. Знаешь, иногда так бывает, что ты перед каким-то человеком в неоплаченном долгу. Когда есть человек, давший тебе больше, чем ты успел дать ему. И главное, когда этот человек не просил ничего взамен. И вот когда такой человек уходит, этот долг висит на душе тяжелым камнем. И у тебя возникает естественное желание хоть как-то вернуть свой долг - оградку поправить на могилке, свежие цветы положить. В этом нет ничего рационального - это душевное. Это чувства.А у меня в таком случае возникает естественное желание что-то сделать для его тех, кто был ему близок, или(и) о ком он хотел бы позаботиться будучи живым, например для других ЖИВЫХ достойных людей.
А у меня в таком случае возникает естественное желание что-то сделать для его тех, кто был ему близок, о ком он хотел бы позаботиться, но уже не может, например другие ЖИВЫЕ достойные люди.Ты следующая версия человека просто. У меня старая прошивка.
А у меня в таком случае возникает естественное желание что-то сделать для его тех, кто был ему близок, или(и) о ком он хотел бы позаботиться будучи живым, например для других ЖИВЫХ достойных людей.одно другому не мешает
Зачем что-то говорить трупу, делать для трупа, и почитать труп? Тем более ехать куда-то, и тем более затрачивать ресурсы на какие-то изыскания и выгравировывания его имени на табличке?а чо, я в 20 тоже не понимал всего этого.

не объясняют тебе - потому что это как раз очень сложно. настолько сложно, что для большинства и словами-то не сформулируешь, только
начать придётся издалека. с тех далёких времён, когда у людей только началось такое дело, как обучаемость. когда начали появляться дела, которые нельзя завершить за время одной жизни. когда кузнец придумывал свой, уникальный сплав - и передавал его секрет своему сыну, чтобы он им пользовался, усовершенствовал - и передал ещё дальше, своему последователю. где-то тогда и появилось такое понятие - дух предков, почтение к предкам.
теперь о том, зачем он нужен, этот дух и как он связан с совершенно материальными и бездуховными табличками. которые и впрямь, трупу-то нахер не сдались. а нужен он, внезапно, как раз-таки для человека, живущего сегодня. поиски, табличка, сам факт её изготовления - это всего лишь стимул к душевному поиску (ответы на эти чёрт возьми идиотские, но так и не решённые вопросы типа кто я? зачем я? чем заниматься по жизни?) - точнее, к части этого поиска, касающейся своих предков. кто был мой дед? чем он жил? чем он хотел бы чтобы занялся его внук? - та часть, которую называют связью поколений. и, собственно, пока ты ищешь, делаешь эту табличку, беседуешь с теми самыми бабушками, которые "всё видели" - в голову могут случайно прийти ответы на какие-то из этих вечных вопросов. хотя могут и не прийти, конечно.
понятно, что ресурсы на это всё тратятся в первую очередь потому что они есть - если ты работаешь весь день только затем, чтобы прокормить себя и семью то это не для тебя. творческий поиск возможен только при избытке ресурсов.
Спасибо, мысль уловил, но лично я не испытываю ни малейших признаков таких чувств, хотя вроде "ресурсов" достаточно(за исключением лишнего времени). Возможно дело в том, что мои предки не являлись какими-то выдающимися личностями, а были обычной деревенщиной, а в моем душевном поиске "кто я? чем мне заниматься по жизни?" меня почему-то совершенно не волнует, кем бы меня хотел видеть мой дед, мне достаточно чтобы моя деятельность была созидательной и общественно полезной помимо того, что нравиться мне, конечно)
ну я тоже не вижу особой связи между собой нынешней и людьми позапрошлого века, кроме той, что я их генетический и не только - должник, а потому буду конечно и оградку заказывать и цветочки класть
лично я не испытываю ни малейших признаков таких чувствоно обычно появляется в возрасте около 30 или слегка за 30, так что пока подожди. кстати, примерно тогда же приходит понимание, что время - это как раз и есть ценнейший ресурс, куда ценнее многих других, типа связей или презренного металла.
меня почему-то совершенно не волнует, кем бы меня хотел видеть мой дед, мне достаточно чтобы моя деятельность была созидательной и общественно полезной
все люди разные. никто и не говорит, что тебя это должно волновать.

и уж тем более никто не говорит, что надо стараться быть тем, кем хотел бы видеть тебя дед. главное в подобном поиске - резкая смена окружения, вида деятельности и всегда сопутствующая этому перестройка мозгов. кто-то за этим ездит в тибет на медитацию, а кто-то на могилу деда. не рискну говорить, что один из способов однозначно лучше другого.
А у меня в таком случае возникает естественное желание что-то сделать для его тех, кто был ему близок, или(и) о ком он хотел бы позаботиться будучи живым, например для других ЖИВЫХ достойных людей.это вот максимализм, считать что что-то хорошее можно сделать только за счет того, чтоб не сделать что-то другое хорошее.
Видишь, детский садик построили, сипишь "лучше б на эти деньги дорогу починили".
Починили дорогу - сипишь "лучше б врачам подбросили"
И тп.
Нормально, это когда и дороги есть, и сады, и врачи, и места воинской славы в ухоженном виде стоят.
Зачем?Вообще, если откинуть розовые сопли, то всё это делается для себя.
Ради:
- обрести ритуал, который разгонит безысходную мрачность смерти,
- поймать минутку на подумать "на хрена я живу?"
- почувствовать себя частью чего-то большего (частью предков, рода и т.д. чем собственная кратковременная жизнь
- получить индульгенцию на свои поступки
- заполнить действиями образовавшийся перерыв
и т.д.
Это всё, конечно, иллюзии, но они эффективны для взаимодействия со своей психикой: как в борьбе против своих мозговых тараканов, так и в получении мотива для выполнения действий вне зоны комфорта.
И лучше, конечно, искать такой способ, который подходит под свою психику, чем просто повторять действия других.
самый дебильный вопрос месяца на флокале лучше паяй девайсыМожет у [user= ]-а в роду принята традиция кремации, да ещё и за государственный счёт? (Зачем тратить свои деньги на труп?)
А как узнать, в каком батальоне воевал? Ни в книге памяти, ни по ссылке этой информации нет. Обращаться в военкомат по месту гибели? Или есть другие способы?Здорово все уже нашел и рассказал. Мне удалось место определить по чистой случайности. База данных с потерями батальона содержала этот документ: донесение, которое туда попало просто потому, что только оно содержало фамилию командовавшего батальоном лейтенанта. Дальше уже смотрел всех убитых в этот период и где были похоронены.
Здорово все уже нашел и рассказал. Мне удалось место определить по чистой случайности. База данных с потерями батальона содержала этот документ: донесение, которое туда попало просто потому, что только оно содержало фамилию командовавшего батальоном лейтенанта. Дальше уже смотрел всех убитых в этот период и где были похоронены.Ты в итоге могилу нашел деда? Или просто место гибели определил?
Меня вот совесть мучает - мой дедушка (он был совсем ребенком когда началась война) хотел найти своего отца, хотя бы примерно где он умер и когда, проблема была в том, что он даже не знал ФИО своего отца - мама к моменту войны вышла замуж второй раз, второй муж тоже воевал и вернулся домой - ему говорили что это папа и все. Буквально до 60ти лет он только догадывался что это не его родной отец, но не смел спрашивать, а его сестры до смерти матери скрывали хотя бы какие-то данные (там даже интриги были - чтобы он не искал, ему сказали что он у кого-то что-то украл и его за это посадили, хотя скорее всего если и сидел, то по политическим - это уже мой дед когда узнал крупицу информации поехал в местный военкомат и к бабкам в деревню - там очень мутная история, действительно вроде бы сидел: кому-то он там не понравился, на него кто-то наговорил, его посадили, пока разбирались правильно или нет - как раз началась война и его бросили на передовую, там он довольно быстро погиб). И вот сейчас у меня есть ФИО (даже было год назад а я поленилась поискать. Но совесть мучает и я обязательно съезжу под Питер, поищу в архивных документах.
Зачем что-то говорить трупу, делать для трупа, и почитать труп? Тем более ехать куда-то, и тем более затрачивать ресурсы на какие-то изыскания и выгравировывания его имени на табличке?Ну нет, я не настолько суров

Зачем что-то говорить трупу, делать для трупа, и почитать труп? Тем более ехать куда-то, и тем более затрачивать ресурсы на какие-то изыскания и выгравировывания его имени на табличке?Чтоб воспитывать в тебе альтруистические чувства. Это выгодно для защиты социума от внешних угроз и для нормальной жизни в социуме.
Иначе превратишься в расчетливого мудака, а общество в котором много расчетливых мудаков нежизнеспособно при превышении ПДК.
Просто я вполне альтруистичен и без всяких иисусов, пожертвовавших собой, рая, в который надо стремиться, ада, которого надо бояться, и трупов, которые надо почитать. Наверное поэтому не вижу смысла во всей этой херне. Но это не объясняет того факта, почему всякие нормальные чуваки типа Киви занимаются такими обрядами, возможно это возрастное, лет через 5 отпишусь как оно

Ты в итоге могилу нашел деда? Или просто место гибели определил?Место гибели. Могилы нет, так как "пропал без вести".
Так получилось, что я сильно прилипший к малой Родине человек, где родился, там и нашел любимую работу. Отъезжал только за высшим образованием до Москвы и даже ученую степень получал на той же малой Родине. Более того, моих родителей при СССР тоже не мотало по стране - оба они родились в радиусе 10 км от моего нынешнего места жительства.
В такой ситуации я глубоко заинтересовался историей родных мест, которая, естественно, тесно пересекается с историей моих предков.
То есть более всего меня интересует история XVI-XIX веков.
При этом было бы, на мой взгляд, странно интересоваться жизнью далеких предков, не зная судьбы деда и прадеда - мне просто интересно это знать.
С другой стороны, бабушка, узнав, что я хотел бы съездить на место гибели прадеда (то бишь её отца очень обрадовалась и теперь очень ждет этой поездки.
Мой дед по отцу ушел на войну, когда папе было 4 года и погиб через 4-5 месяцев. Я думаю, нет необходимости рассуждать, какого было моему отцу в детстве. Я вижу, что ему очень хотелось бы узнать хоть что-то о судьбе его отца, но тут все сложнее - он пропал без вести.
То есть здесь очень весомая составляющая - это сделать приятно родным людям - детям тех моих предков, которых я сам никогда не видел, а ты об этом сам писал:
А у меня в таком случае возникает естественное желание что-то сделать для его тех, кто был ему близок ... для других ЖИВЫХ достойных людей
Сам я тоже хочу возложить цветы на захоронении, где покоятся останки моего прадеда (отчасти даже потому, что мне не приятно видеть, как сейчас очерняется подвиг, совершенный теми людьми).
Но больший интерес для меня представляет не место захоронения а место его последнего боя. Хочется раскрыть для себя этот кусочек истории.
Знание истории вообще делает жизнь интересней.
Пример, возможно не очень уместный, но, согласись, посещение любой достопримечательности или города становится значительно интересней, если знать его историю, а не просто ходить на дома и статуи смотреть.
Ну понятно, короче это как религия.более осмысленно чем паяние роботиков в свободное время
не вижу смысла во всей этой херне.

Меня собственно в его честь назвали.
Зачем что-то говорить трупу, делать для трупа, и почитать труп? Тем более ехать куда-то, и тем более затрачивать ресурсы на какие-то изыскания и выгравировывания его имени на табличке?О, это ты ещё батенька на мексиканском празднике мертвых не был!

Там вообще вакханалия творится.
А у меня прадед в гестапо работал.Прикольно. А кроме того, что он в гестапо работал еще что-то о нем знаешь? Мне, на самом деле, интересно было бы услышать истории про послевоенную жизнь членов РОИ и прочих.
Меня собственно в его честь назвали.
Ну ладно, так и быть:
Как до революции жили - не знаю. Знаю что был он портным. Во время революции - раскулачили, отобрали дом. В доме вроде до сих пор сельсовет деревни.
Дома (в Сратове) до сих пор есть машинка швейная зингер в рабочем состоянии, которую прадед купил на ярмарке ещё до войны. Точно не могу сказать, стукнуло ей 100 лет, или нет - её б/у уже купили.
Линия фронта в первый же день далеко позади деревню оставила. (Шацкий район Волынской области, прямо рядом с границей) Через месяц бабушка родилась (август 41го). Старшим сыновьям сказал в лес уйти, так они там по болотам и прятались. Был момент, когда бабушку хотели просто под елкой оставить, но Алексей(брат) вернулся за ней. Не знаю подробностей, но одного из сыновей (Алексея) в трудовой лагерь забрали. Всего детей много было (точно сказать не могу, т.к. в младенчестве некоторые умерли). В гестапо работал писарем (приказы печатал). Ночью на велосипеде ездил в лес к Ковпаку и "сливал" информацию. Как "наши" освободили, сначала расстрелять хотели, потом разобрались. Но через год или два пришли люди в кожаных куртках с ротой солдат и сказали - собирайтесь. Куда - не сказали. Младшую сестру бабушки (она ещё не была зарегистрирована в бумагах) выпустили в окно и сказали тикать к соседям. Думали, что всё уже, но на всякий случай взяли с собой два мешка фасоли (они им потом жизнь спасли). В вагоне-теплушке для скота неделю везли в Кемеровскую область (осваивать Кузбас). Там поселили в бараке. Бабушку в школу отец носил на руках завернув в одеяло. Писать учились вместо тетрадей на полях газет. Алексей в шахте работал, прадед - бригадиром строителей. Шахта не выполняла норму, а он отказался идти в забой на третью смену и послал бригадира. Как итог - в гулаг-е золото мыл за магаданом где-то. Постепенно жизнь и там наладилась. Младшая сестра потом к ним в кузбас приехала. Когда очередной дом строили - узнали, что квартиру в нём им дадут, стену на метр "пододвинули" (дом одноэтажный).Вернуться разрешили не в 53ем, а сильно позже, но не на родину, а на Донбас (Донецк). Часть родственников это и сделало. Прадед умер незадолго до моего рождения. Прабабушку я застал, она 7 лет до сотни не дожила. Но не помню её - мне 3 года что-ли было когда умерла. В живых из детей сейчас только бабушка и Алексей (он сейчас кстати в Луганской Д.Р.).
http://tema.livejournal.com/1666568.html
Война, которая велась методами концлагерей и коллективизации, не способствовала развитию человечности. Солдатские жизни ни во что не ставились. А по выдуманной политработниками концепции, наша армия — лучшая в мире, воюет без потерь. Миллионы людей, полегшие на полях сражений, не соответствовали этой схеме. О них не полагалось говорить, их не следовало замечать. Их сваливали, как падаль, в ямы и присыпали землей похоронные команды, либо просто гнили они там, где погибли. Говорить об этом было опасно, могли поставить к стенке «за пораженчество». И до сих пор эта официальная концепция продолжает жить, она крепко вбита в сознание наших людей. Объявили взятую с потолка цифру 20 миллионов, а архивы, списки, планы захоронений и вся документация — строгая тайна.
«Никто не забыт, ничто не забыто!» — эта трескучая фраза выглядит издевательством. Самодеятельные поиски пионеров и отдельных энтузиастов — капля в море. А официальные памятники и мемориалы созданы совсем не для памяти погибших, а для увековечивания наших лозунгов: «Мы самые лучшие!», «Мы непобедимы!», «Да здравствует коммунизм!». Каменные, а чаще бетонные флаги, фанфары, стандартные матери-родины, застывшие в картинной скорби, в которую не веришь, — холодные, жестокие, бездушные, чуждые истинной скорби изваяния.
Скажем точнее. Существующие мемориалы не памятники погибшим, а овеществленная в бетоне концепция непобедимости нашего строя. Наша победа в войне превращена в политический капитал, долженствующий укреплять и оправдывать существующее в стране положение вещей. Жертвы противоречат официальной трактовке победы. Война должна изображаться в мажорных тонах. Урра! Победа! А потери — это несущественно! Победителей не судят.
Я понимаю французов, которые в Вердене сохранили участок фронта Первой мировой войны в том виде, как он выглядел в 1916 году. Траншеи, воронки, колючая проволока и все остальное. Мы же в Сталинграде, например, сравняли все бульдозером и поставили громадную бабу с ножом в руке на Мамаевом кургане — «символ Победы» (?!). А на местах, где гибли солдаты, возникли могилы каких-то политработников, не имеющих отношения к событиям войны.
Мне пришлось быть в Двинске на местах захоронения наших солдат. Латыши — люди, в общем-то, жесткие, не сентиментальные, да и враждебные нам, сохранившие, однако, утраченные нами моральные принципы и культуру, — создали огромное, прекрасное кладбище. Для каждого солдата небольшая скромная могила и цветы на ней. По возможности найдены имена, хотя неизвестных очень много. Все строго, человечно, во всем — уважение к усопшим. И ощущается ужас боев, грандиозность происшедшего, когда видишь безграничное море могил — ни справа, ни слева, ни сзади, ни спереди не видно горизонта, одни памятники! А ведь в Латвии за короткое время боев мы потеряли в сотни раз меньше, чем на российских полях за два года! Просто там все скрыто лесами и болотами. И никогда, видимо, не будет разыскана большая часть погибших.
Мне рассказывали, что под Казанью, в тех местах, где в XVI веке войска Ивана Грозного атаковали город, до последних лет (до затопления в годы «великих строек» люди собирали солдатские кости и сносили их в церковь, в специальный саркофаг. А ведь потери Ивана Грозного были мизерны по сравнению с жертвами последней войны! Например, на Невском Пятачке под Ленинградом на один квадратный метр земли приходилось семнадцать убитых (по официальным данным). Это во много раз плотнее, чем на обычном гражданском кладбище. Таким образом, пионерские и комсомольские походы на места боев — дело благородное, нужное, но безнадежное из-за грандиозности задачи.
Что же реально можно сделать сейчас, в условиях всеобщего равнодушия, нехватки средств и материалов? Думаю, на территории бывшей передовой следует создавать мемориальные зоны, сохранить то, что там осталось в неизменном виде. На бывшем Волховском фронте это можно осуществить во многих местах. Поставить памятные знаки, пусть скромные и дешевые, с обозначение погибших полков и дивизий. Ведь ни Погостье, ни Гайтолово, ни Тортолово, ни Корбусель, ни десятки других мест ничем не отмечены! А косточки собирать... И давно пора ставить на местах боев церкви или часовни.
Главное же — воскресить у людей память и уважение к погибшим. Эта задача связана не только с войной, а с гораздо более важными проблемами — возрождением нравственности, морали, борьбой с жестокостью и черствостью, подлостью и бездушием, затопившими и захватившими нас. Ведь отношение к погибшим, к памяти предков — элемент нашей угасшей культуры. Нет их — нет и доброты и порядочности в жизни, в наших отношениях. Ведь затаптывание костей на полях сражения — это то же, что и лагеря, коллективизация, дедовщина в современной армии, возникновение разных мафий, распространение воровства, подлости, жестокости, развал хозяйства. Изменение отношения к памяти погибших — элемент нашего возрождения как нации.
Никакие памятники и мемориалы не способны передать грандиозность военных потерь, по-настоящему увековечить мириады бессмысленных жертв. Лучшая память им — правда о войне, правдивый рассказ о происходившем, раскрытие архивов, опубликование имен тех, кто ответствен за безобразия.
Macis
Захотел посетить место гибели прадеда под Смоленском.Известна дата гибели и место захоронения, но с последним несостыковка - нет такой деревни в таком районе (либо она исчезла, либо поменялось административное деление ну или просто ошибка).
Какими ресурсами принято пользоваться для подобных изысканий?
Могут ли сообщить какую-то информацию в военкомате, где человек был призван?
Имеет ли смысл обращаться в военкомат по месту гибели?