Комиксы для изучения основ матана
учитывая плотность информативного материала в комиксе, книжки-комиксы по математике должны быть офигенно толстыми
Вы не представляете, сколь скуден "сухой остаток" годового курса математики у обсуждаемой группы студентов. Тот материал, который по-хорошему проходят в средней школе — как то применение производной к исследованию функций, ее геометрический смысл, интеграл и чуть-чуть теории вероятностей — максимум, чего от них можно добиться. Тут хотя бы достичь качественного понимания, типа по нарисованному графику функции нарисовать график производной. Именно учебники-комиксы были бы оптимальны (имхо если ставится задача обучать этот контингент "высшей математике" в "ВУЗе".
в "ВУЗе".Натальи Нестеровой? Или Московском городском университете (то же МГУ)?
Может тебе ещё и в игровом варианте курс матана нужен?

Шел плохо, честно говоря. То ли я мал был, то ли плохо работает такая форма подачи.
надо весь материал размещать в глянцевых журналах
для мужиков в плейбое а для баб в космо
Хочешь нарисовать комикс про человека паука - повелителя остаточных членов?
Дело в том, что (в абсолютном большинстве) эти люди не в состоянии изучать серьезные учебники и лучше всего воспринимают зрительную информацию.дело в том, что (в абсолютном большинстве случаев) преподаватель -математик не только не ждет от "этих гуманитариев" каких бы то ни было результатов, но и всячески пытается "развлечь" их, привнесся в математику балаган. А потом удивляется, почему, при таком его отношении, они ничего не знают на экзамене.
На самом деле все просто: если бы препоадватель, учитывая количество часов, имеющееся в его распоряжении, "загрузил" бы студентов по максимуму, не думая о них как о "ни на что не способных" гуманитариях - они бы знали предмет в разы лучше.
Не как мехматяне/ВМКшники, конечно, но за имеющееся количество часов это и невозможно в принципе... но ткм не менее.
нет, это не так. я знаю достаточно хороших преподавателей, которые пытались так же сделать. Знания почти не поменялись, но зато сдавали много раз. Эффект примерно тот же, что и если от математиков потребовать знания какой-нибудь политологии или истории на соответственном уровне с учётом того, что у них вероятность обнаружения в группе человека со способностями к математике намного меньше, чем у математиков к политологии.
добавлю ещё: то, что они - хорошие препоадватели (исходя из твоих слов) ни в коей мере не гарантировало, что они относятся к "психологам" как к "людям, способным ЭТО выучить". А отношение к студенту -одна из наиболее важных составляющих успешного обучения. ...
а ты не на психфак смотри, а на истфак какой-нибудь. Наверно, и там есть способные в технических областях люди, но несколько моих знакомых (учитывая наши недавние приваты: 4 человека, из которых 1 парень) имели такие пробелы в математике и физике с самого 5 класса, что при всем старании за семестр матана им бы удалось максимум вспомнить арифметику и алгебру и дай бог если дойти до тригонометрии. По жизни они все не дураки: и науку свою знают, и языки, и в жизни неплохо устроились, и поговорить с ними интересно, и суждения о событиях и людях взвешенные и разумные.. Но вот математику им за год не выучить.
А преподаватели не делали различий
Сколько студентов обучил?
: у "физиков" и у "лириков" совершенно разная логика даже...
с ума сойти... а поподробнее можно?
вообще это -идея дифференцированного развития логического и вербального интеллекта, которая в целом не подтверждается: оба типа положительно коррелируют между собой (отсылаю к Д.В. Ушакову за доказательствами, можно ещё Анастази. "Психологическое тестирование" посмотреть).
более того, даже в лингвистике (это уже к Мидори, я так подозреваю) большим плюсом являются хорошие математические способности и развитый логический аппарат...
а на форуме все продуцируются и продуцируются житейско-психологические шаблоны... Жаль.
Сколько студентов обучил?смотря чему

По поводу "пробелов"... есть и среди математиков люди, у которых одни "пробелы" в других областях знания, однако я не считаю, что это лучший вариант развития специалиста. Разные люди бывают... да и не учат историки математику в ВУЗе, если мне память не изменяет, конечно.
а на форуме все продуцируются и продуцируются житейско-психологические шаблоны... Жаль.вывел из общения с оными, как студентами, так и преподавателями и работающими в соответственных профессиях

Как три вектора один детерминант в нуль обратили
Народная сказка
Адам АР и Ева КЛИД
Как идут две параллели,
Да не сходятся.
Как стоят два перпендикуляра,
Да не наклонятся.
Старинная песня
В некотором пространстве, в некотором подпространстве жило-было-задано нормализованное удобо-порядоченное семейство векторов – I1, I2 и I3. He было у них ни собственных чисел, ни собственных значений, жили в чем мать родила. Из периода в период, от –πи до πи гнули братья спины на базисе богатого Симплекса – эксплуататора и тунеядца, который всю жизнь свою прожил по принципу наименьшего действия.
И не взлюбил их сын Симплекса Комплекс. Вытворяет над ними свои комплексные штучки: то одну координату отобьет, то другую.
«Не будет нам житья от этого Комплекса, – решили братья. – Нет на него никаких ограничений». И задумали они обойти все пространства и все подпространства, все оболочки и многообразия, а найти правую систему координат. Вышли в чисто потенциальное поле и пошли с шагом h/2 куда глаза глядят. πи идут, 2πи идут, 3πи идут. Стали уже попадаться изоклины, Глянули братья – прямо перед ними блестит голубым разрезом на ровной комплексной плоскости струйное течение. Не простое течение – с кавитацией. «А не половить ли нам рыбки?» – молвил I1. «Отчего же нет?» – сказали братья. Забросили они с верхнего берега свою видавшую виды ортогональную сеть. Смотрят – в сети сигма-рыба бьется, человечьим голосом разговаривает: «Не губите меня, добры молодцы, я еще вам пригожусь». Выпустили ее братья на волю и дальше пошли.
Долго ли, коротко ли шли – больше нуля, меньше бесконечности – смотрят: стоит при дороге малый параметр, от голода плачет. Пожалели его братья, накормили ядрами всвертку, угостили и повторными. Стал тут параметр на глазах расти, а когда достиг экстремальной величины, поблагодарил братьев, сказал: «Я еще вам пригожусь». Да и пропал, будто и не было его вовсе.
Потемнело тут небо, исчезло солнышко. Понеслись по дороге листья Мебиуса, закрутились в воздухе уединенные вихри; огненные разрезы молний раскололи небесную сферу Римана. Оглянулись братья, глядь – при дороге избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, повернись к нам плюсом, к лесу минусом». Попереминалась избушка с ноги на ногу, повернулась. Вошли в нее векторы и возрадовались. Стоит в избушке стол, всякими яствами уставлен. Поели братья, спросили: «Есть тут кто? Отзовись». Смотрят – из-под печки вылазит не то вектор, не то скаляр, дробной цепью закованный. «Привет вам, благородные векторы! Я добрый волшебник Ади Аба Ата Коши Мак Лоран. Вот уже полжизни сижу я здесь под стражей злой Наблы-Яги за отрицание разнозначности...» Не успел он договорить – зашумело, засвистело вокруг. «Бежим!» – воскричал Мак Лоран. Расковали его братья и пустились все вместе наутек. Оглянулись и видят – летит по небу прекрасная Дельта. Ударилась Дельта оземь, стала на голову и обратилась в страшную Наблу-Ягу. «Чую, чую, векторным духом пахнет!» А векторов тех уж и след простыл.
Вывел Ади Аба Ата братьев на геодезическую линию, указал дорогу на Divgrad, что означает Дивный город, а сам пошел своим путем.
...И выросли перед братьями стены града великого, подобно тому как возрастает график тангенса с аргументом, близким к πи/2. И расходилось от него сияние лучистое, подобно тому как расходятся частные суммы гармонического ряда.
Зашли братья в харчевню «Y с волной», разговорились с хозяйкой, толстой, дородной Тильдой. И рассказала она им о великом несчастье, постигшем их город. Устроил как-то правитель Дивграда великий Тензор IV инвариантный бал по случаю совершеннолетия своей дочери красавицы Резольвенты. Такого бала еще не было в его области определения. Приехал на бал граф Икс в самосопряженной коляске, прибыл князь Синус со своей Синусоидой. Дивные звуки K-мерной музыки, исполнявшейся хором высших гармоник в сопровождении ударных поляр, услаждали слух. Весь зал кружился в танце «Па dt». Вдруг погас свет, заметались по стенам фигуры Лиссажу, переполошились гости. А когда починили пробки, красавицы Резольвенты и след простыл. Как показало следствие из теоремы о монодрамии, ее похитил злой волшебник Вандермонд. Он проник на бал, нарушив условия Даламбера – Эйлера и совершив подстановку в рядах стражи.
Крепко запал в душу братьям рассказ Тильды. И решили они померяться силами со злым Вандермондом, вызволить из его рук красавицу Резольвенту. Отправились они в торговые ряды Тэйлора, снарядились, погадали на годографе и тронулись в путь.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Тяжелые граничные условия не позволили векторам пройти в соседнюю накрестлежащую область, населенную псевдовекторами, где господствовало классовое неравенство Коши – Буняковского. И по огибающей вышли они к точке ветвления, на которой было написано: «Направо пойдешь – в бесконечность уйдешь. Налево пойдешь – координат не соберешь. Прямо пойдешь – транспонируешься». Задумались братья. Вдруг откуда ни возьмись – старый знакомый Ади Аба Ата Коши Мак Лоран. «Знаю, братья, я вашу думу. Тяжелое дело вы замыслили. Трудно одолеть Вандермонда. Смерть его заключена в детерминанте. А детерминант тот находится в додекаэдре. А додекаэдр лежит в икосаэдре. А икосаэдр тот привязан крепко-накрепко к корням полинома Лежандра, первый узел – простой, второй – морской, третий – логарифмический. А полином тот растет в изолированной точке и добраться до нее нелегко. Лежит она за 3 + 9 земель в пространстве хана Банаха. И охраняет ее чудище с трансцендентным числом ног, по кличке Декремент. Тот детерминант надо достать и приравнять нулю».
Показал им Ади Аба Ата дорогу, и вышли по ней братья к границам непустого множества, заполненного несжимаемой жидкостью. Стоят, гадают, как им быть – не знают. Вдруг откуда ни возьмись – сигма-рыба. «Вот и пригодилась я вам, добрые молодцы!» Перевезла их всех, объяснила дорогу дальше.
Не успели братья и двух периодов пройти, преградил им путь разрыв второго рода. Опечалились векторы. Да предстал перед ними малый параметр. «Вот и пригодился я вам, братья!». Ударился оземь, разложился по своим степеням, и перешли братья на другую сторону. «А теперь, – говорит им параметр, – идите по следам матриц, прямо до изолированной точки».
Отыскали братья следы, смотрят – расходятся они на три стороны. Отправились они каждый по своему направлению. Шел-шел I1 – вдруг как из-под земли выросли перед ним неисчислимые орты хана Банаха, все, кроме, быть может, одного, одетые в жорданову форму, подстриженные под скобку Пуассона. «Эх, – опечалился вектор, – нет со мной моих любимых братьев! Да ничего, I1 в поле воин!» – и бесстрашно бросился на врагов. А тут и братья подоспели. Одолели супостата.
Вдруг задрожало все вокруг, зарезонировало. Разверзлась земля, и появилось перед векторами чудище Декремент. Не растерялись братья, накинули на него веревочный многоугольник. Запуталось в нем чудище. Издохло.
Нашли братья полином, разрыли корни, разрубили узлы, открыли икосаэдр, достали додекаэдр, извлекли детерминант... да и приравняли его нулю.
Тут и пришел конец Вандермонду. И появилась перед братьями красавица Резольвента, живая и невредимая.
...Что и требовалось доказать.
Примечание 1
Сказка написана для случая n0 = 3. Пользуясь методом полной математической индукции, читатель без труда обобщит ее на случай любого n > n0.
Примечание 2
Обратное, вообще говоря, неверно.
Напечатано в газете «За науку» Московского физико-технического института, №8 и 9 (1961).

Например упоминается в тексте "дробной цепью закованный" это видимо намёк на цепную дробь и так далее

Спасибо, Кса.
Короче, мое имхо по теме: фтопку комиксы по матану, фтопку развлекательные приемы подачи информации. Чтобы народу не было скучно - вести семинар в основном в форме диалога с аудиторией, а не сплошного решения задач.
Надо отрабатывать прямо вместе со студентами простые и базовые задачи, причем до тех пор, пока они "тупо не поймут, как там все устроено" (с) Угольников. Вначале основы теории множеств. Когда в них вколотится, какие вообще бывают множества и их отображения, - отработать тем же макаром вещественные числа, потом понятие предела, и т.д.
Просто практика показывает, что студент не может решить задачу в 80% потому, что он не представляет толком, с какими объектами имеет дело.
(пс: я, правда, у технарей веду, а гуманитариям это мб не поможет, да еще и часов на матан у них наверняка меньше <_<)
Так у него любое обсуждение было на грани фола: мог остановить объяснение со словами "все равно не поймете", со словами "что с вас взять" мог поставить "левую" оценку.
Долбить - да. надо. Но проблематично.
Чтобы "вытащить" гуманитариев на серьезные знания- их нужно а) максимально загружать в рамках курса (часов б) максимально "зверствовать" в требованиях (однако требования обосновывать, чтобы было "строгий, гад, но справедливый" в) максимально дифференцировать (то есть, вводить "углубленку для интересующихся, доп. занятия/спец. курсы/факультативы)
А теперь подумайте: многим преподавателям это надо, особенно учитывая предвзятое отншение к гуманитариям, к математике у некоторых гуманитариев, низкую заработную плату, не очень высокую отдачу (по сравнению с теми же математиками, статистика для психологов, да и математика вообще -не основной предмет, соответственно, реально часов и усилий дома народ тоже будет тратить меньше. и не потому, что тупые, а потому, что программа так устроена)
Господа математики, вопрос на миллион: ЧТО можно вытащить из четырехсеместрового курса "высшей математики", в котором полтора семестра матана, семестр тервера, семестр матстата и полсеместра уж не помню чего, а пар в неделю всего 3 ?
3- это ещё неплохой расклад (в среднем, полторы пары лекций+ полторы семинаров, там просто распределение по семестрам неравномерное бывает и 2...
я, кстати, представляю как потом психологи работают со статистическими данными, если им статистику один месяц читают (это к вопросу о корреляций интеллекта и начала половой жизни - в статьях наверное у них ад кромешный с точки зрения статистики).
Теорию вещественного числа, теорию пределов, интегрирование, дифференцирование, ряды, дифуры - всё это учить не нужно. Необходимые для статистики понятия из этих областей вводить изолированно по ходу дела, а в целом это не изучать.
А вот что реально знать должен психолог по математике - это делать простейшие операции с множествами (свободно решать квадратные уравнение (свободно системы линейных алгебраических уравнений (свободно простейшие статистические вещи (тоже свободно) - парочку общеупотребительных критериев - какой объём выборки выбрать, как проверить гипотезу, ну в таком духе в общем - несколько (не много!) простых рецептов, разобранных и обсосанных со всех сторон, что позволит сделать их рабочим инструментом, а не "чем-то таким что вроде проходили но было ничерта не понять".
Чтобы "просто не чувствовать себя лохом в математике", психологу имхо достаточно знать что бывают многомерные пространства (пространства конечных строк) и даже бесконечномерные пространства - пространства последовательностей. Это уже за рамками школьной программы, и у чуваков не будет комплексов. n-мерные пространства легко увязываются с решением линейных алгебраических уравнений, а операции с множествами - с тервером и статистикой. Всё красиво, шито-крыто, связано друг с другом и логично получается, математика представлена двумя классическими разделами - анализом (в некотором виде) и алгеброй (в некотором виде). За 4 семестра мою программу - уверен - можно выполнить. Все счастливы.
Гони миллион

, кстати, представляю как потом психологи работают со статистическими данными, если им статистику один месяц читают (это к вопросу о корреляций интеллекта и начала половой жизни - в статьях наверное у них ад кромешный с точки зрения статистики).на самом деле, там есть и толковые люди (с точки зрения математического образования). Довольно много людей, которые имеют мат. образование вторым высшим или даже степенью


и кое-какие спецкурсы есть, но их, ясное дело, не все посещают. Даи на должном уровне они проводятся далеко не всегда.
и все эти критерии, в сущности, повисают в воздухе: челвоек в лучшем случае знае5т на какую кнопку в СПСС нажать при определенных входных условиях. Но ни "почему", ни "как можно модифицировать" он не знает.
Математику нужно преподавать строго, чтобы ничего не "повисалво в воздухе" со словами "поверьте, что есть такая теорема, которая на другой теореме, но мы об этом рассказывать не будем покамест"...
миллион отдам как только он появится.Расписочку бы



методы шкалирования обязательно
Кстати да
И надо понимать, что у всех разные обстоятельства в жизни, кто-то может единственный кормилец в неполной семье, или наследственность разная, не ММ МГУ в конце-концов. Это как на физкультуре, если допустим всем надо выжать 100 кг, а у них может наследственность разная, некоторым бы на лечебную физкультуру надо, у некоторых одна рука... По мозгам различия не так внешне заметны, как физические признаки, но они есть, и унижать и пинать людей что не все люди одинаковы и не все выжимают 100 кило, хоть даже препод заранее понимает, что некоторые не способны на это, но говорить и пинать людей за это - это признак личной глупости и непрофессионализма препода. После обучения у каждого твоего студента (кто учится а не делает вид, что учится) должен быть прогресс, пусть этот прогресс от способности выжать 10 кило до способности выжать 20 кг, а не 100 как положено на 5 баллов.
Анек.
- Кто-то у меня по картошке ходил.
- Это студенты к нам в деревню приехали.
- Да? А следы человеческие...
Вообще, он, как я понимаю, сторонник образных, а не формальных, конструкций,
и предельно ироничен в отношении принятого сейчас в математике "бурбакистского"
стиля формализации всего и вся до абсурда. Пример у него был забавный - как бы
современные математик сформулировал на своем языке фразу "Петя вымыл руки".
Правда, педагогическая эффективность комиксов при изучении наук
(а не в качестве развлечения на досуге) для меня лично до конца не ясна, не
создает ли все это некий паллиатив.
Во-первых, сами математики имеют большую традицию обсуждения чего и как преподавать (в том числе и не специалистам). Из отечественных хотя бы напомню "революцию Колмогорова" (который попытался создать серию школьных учебников с внесением туда базы высшей математики линия Гнеденко на "повышение эффективности преподавания" и т.д., и т.п. Я уже не говоряю про классику жанра "решения задач" (от Пойя до местного Л.М. Фридмана). Сюда же можно добавит целую серию а ля Волович "Математика без перегрузок" (правда, она целиком к школьной математике).
Во-вторых, принцип наглядности является базовым для педагогики (еще Коменский и Дистервег формулировали но к 20 веку пришло осознание (подкрепленное массовыми исследованиями что сам по себе принцип очень абстрактный и его использование может даже понижать эффективность преподавания. Дело в том, что "наглядность" бывает разных типов, которые выполняют принципиально разные функции: демонстрационную, помогающую обобщить и/или запомнить, являющуюся средством построения научной "модели" и т.д. Комиксы как раз могут очень навредить уровню знания.
В отечественной педагогике дофига наработок с основой на элементах наглядности (прежде всего, как ни странно, математики, но больше школьной). Из них самые известные - "карточки Шаталова" и "схемы обобщения Эрдниева" (есть аналоги по вузовской математике). А можно даже запоять всякие аналоги визуализации типа "мозговых карт" Бьюзена.
Существуют целые научные школы, специализирующиеся на том как и что преподавать (опять же больше всего связанные с математикой): Гальперина ("поэтапное формирование" Талызиной (свой вариант "поэтапного формирования" и "управление учебной деятельностиью") и Давыдова-Эльконина ("развивающее обучение").
Конечно, во всех направлениях дофига проблем и нюансов. Остается надеяться, что уважаемые местные математики легко и мельком решат все эти проблемы и предложат прорывной метод и курс вышки для гуманитариев.
Все высказались, все правы, а итог один: истина состоит в том, что мы не знаем, в чём состоит истина.
goga7152
На днях я принимал экзамен по математике у студентов — нематематиков в одном из провинциальных (во всех смыслах) универов, и этот опыт навел меня на мысль о том, какого рода учебная литература была бы для них оптимальна: конечно, это математические комиксы! Дело в том, что (в абсолютном большинстве) эти люди не в состоянии изучать серьезные учебники и лучше всего воспринимают зрительную информацию. Тут я вспомнил, что в юности читал одну великолепную книжку, написанную в этом жанре: Иен Стюарт "Тайны катастрофы". Интересно, не попадалось ли кому-нибудь чего-либо подобного из других разделов математики (скажем, матана?). По-моему, книги такого жанра были бы очень востребованы.