Фурсенко - хреновый министр
Сергей Глазьев: В России есть деньги, чтобы увеличить расходы на образование, как минимум, вдвое
Доклад народного министра финансов и руководителя фракции «Родина» в Госдуме С.Ю.Глазьева на народном педсовете.
http://www.glazev.ru/position_glazev/1099/
Такого отношения к образованию, которое демонстрирует нам федеральная власть, нигде в мире, наверное, не встретишь. Который год мы пытаемся объяснить чиновникам от власти, что образование это не расходы и затраты. Образование – это инвестиции. Инвестиции в будущее страны, инвестиции в человека, который уже давно стал главной производительной силой современной экономики. Можно долго рассуждать, какой нужен уровень инфляции для экономического роста – 2%, 8%. Может ли быть экономический рост при 20%-ной инфляции. Но совершенно очевидно, что экономического роста не может быть в принципе с безграмотным населением. Все страны мира сегодня ставят в качестве задачи переход к всеобщему 15-летнему образованию для своих граждан. Европа уже давно предоставляет такую возможность всем желающим и делает это не из соображений социальной справедливости и тем более не из благотворительных побуждений тамошних правителей. А делает это исходя из жесткой необходимости современной конкурентной борьбы, в условиях, когда научно-технический прогресс стал главным фактором экономического роста, и экономика знаний является основой современного производства. Если мы посмотрим, чем наше государство принципиально отличается от других в современном мире, то мы увидим, что наши правители берут в качестве образца государства примерно 150-летней давности, когда главные их функции заключались в обеспечении обороны, правопорядка и защиты прав собственности. Но с тех пор представление о роли государства в обществе кардинально изменилось. Если вы сравните расходы государства по отношению к ВВП сто лет назад и сегодня для всех развитых стран, вы вынесете одну тенденцию – эти расходы выросли более чем троекратно. Причем рост произошел не за счет расходов на полицию, не за счет расходов на армию, а за счет расходов на образование, здравоохранение и науку.
Начиная с середины прошлого века инвестиции в человека, образование и науку во всех без исключения развитых странах превышают инвестиции в железо, в строительство, в машинную оборону. Это отражение того элементарного факта, что именно человеческие знания, умения, творчество стали главными двигателями современного развития.
Минимальный стандарт (бюджетных расходов на образование и науку) для нормального общества, для современной экономики, нормального поддержания экономики составляет не менее 5% от ВВП. В законе «Об образовании» на эти цели прописывается сумма в 10% от национального дохода, что соответствует примерно 7% от ВВП. И у нас нет никаких оснований пересматривать эту цифру. От того, что мы стали бедными, мы не можем себе позволить тратить меньше на образование. Наоборот, мы должны тратить больше, потому что те 5% от ВВП, которые мы имеем сегодня, это в два раза меньше тех 5% от ВВП, что мы имели 10 лет назад. Нормальная норма финансирования образования - только для поддержания существующего в стране научно-образовательного потенциала - составляет 10% от национального дохода. Именно эта сумма была отражена в законе «Об образовании». Эта норма была отменена печально известным 122-м законом.
Правительство к новому учебному году в проекте бюджета на 2006 год декларирует, что образование является приоритетным направлением. Если посмотреть на прогноз федерального правительства на будущий год, видно, что из 10 приоритетных задач, которое правительство ставит перед собой и перед страной, - задача модернизации образования числится под номером 1. То есть, правительства декларирует, что это приоритет номер один. И в подтверждение этому говорит о том, что бюджетные расходы на образование увеличиваются на 26,5%. О консолидированном бюджете, из которого идет большая часть расходов на образование, оно скромно умалчивает. Кроме того, правительственные чиновники рапортуют, что бюджетные расходы на гражданское образование увеличиваются на 25%. Но цифры, как говорится, упрямая вещь. Когда мы сопоставляем вес расходов на образование в консолидированном бюджете по отношению к ВВП России, мы получаем те же самые 3,2%. А если посмотреть на динамику расходов на нужды образования за последние четыре года, то четко просматривается тенденция к снижению веса образования в структуре расходов государства. Сколько бы правительство ни говорило, что это приоритет номер один, простой математический расчет демонстрирует, что в реальном выражении расходы на образование катастрофически падают.
Народное правительство уже несколько раз обсуждало проблему, сложившуюся в системе образования. Мое мнение основано на рекомендациях педагогического сообщества, ведущих ученых, на нашем понимании роли и места образования в современном мире. И получается, что расходы только на эти цели, на поддержание имеющегося образовательного потенциала, должны быть увеличены, как минимум, вдвое. Что это означает? Все расходы консолидированного бюджета на систему образования в будущем году составят около 885 млрд. рублей. Где взять недостающую сумму, как удвоить расходы? Конечно, самый простой способ пересмотреть расходные статьи государственного бюджета в пользу образования. Скажу сразу, что нет никакого смысла экономить около 800 млрд. рублей профицита этого бюджета ради спокойствия иностранных кредиторов. Эти деньги, замечу, выводятся из экономики, направляются в Стабилизационный фонд только по одной причине – чтобы иностранные кредиторы спали спокойно. Если мы разделим сегодня объем российского внешнего долга на величину денег, накопленных в этой «кубышке», получится, что под каждый доллар иностранного внешнего долга мы фактически резервируем такую же сумму в нашей бюджетной системе. Это абсурд, который не понятен ни одному финансисту в мире. Такова абсурдная политика нашей власти. Самым ярким проявлением этой абсурдности является непомерно раздутый стабилизационный фонд, существование которого объясняется то фактором спокойствия иностранных кредиторов, то необходимостью запастись деньгами на «черный день», когда цены на нефть рухнут. Но самое абсурдное, что, по чистосердечному признанию, российского министра экономического развития Грефа и министра финансов Кудрина, они не знают, куда потратить эти деньги.
Происходящее в социально-экономической политике понять умом невозможно. Имея такой денежный запас, правительство рассуждает о том, что улучшения финансового положения образования, а также здравоохранения можно достичь только путем реформирования этих сфер, суть которого сводится к банальной коммерциализации. Недостающие 3% ВВП в систему образования предлагается заплатить по второму разу самим учащимся или их родителям. Для этого школам предоставляется право привлекать деньги, расширять свою самостоятельность, включая непрофильные виды деятельности, занимать деньги в кредит, а родителям предлагается платить за обучение. Я бы нашего министра образования Фурсенко назвал министром 25%, потому что у него все подходы примерно такие. В науке и образовании он предлагает на 25% сократить численность и на те же 25% перевести финансирование системы образования на самих учащихся. Наша власть рассматривает образование как банальную коммерческую услугу, за которую потребитель должен платить свои деньги.
А сколько потребитель в принципе может за это заплатить? Если мы поделим недостающие средства для нормального функционирования образования на количество учащихся в нашей стране, мы получим, что правительство, видимо, рассчитывает, что на каждого российского ученика родители смогут заплатить примерно 20 тысяч рублей в год. И это создает предпосылки для резкого расслоения в системе образования.
Мы не можем согласиться с таким откровенно безразличным подходом неквалифицированных чиновников и видим возможность удвоения расходов на образование, возможность удвоения заработной платы работников образования до уровня не менее 12 тысяч в месяц. На будущий год правительство намерено сохранить недооценку труда учителей по сравнению с работниками остальной социально-экономической сферы примерно на треть. Если средняя зарплата на будущий год прогнозируется на уровне 10 тысяч рублей, то для педагогов – около 7 тысяч в месяц. То есть, сохраняется явная дискриминация, - даже при том, что квалификация учителя существенно выше среднестатистической по экономике, и даже по промышленности. Есть реальная возможность поднять расходы на образование не только за счет стабилизационного фонда. В концепции альтернативной бюджетной политики были предложены и другие источники. У нас достаточно богатая страна, чтобы каждому человеку гарантировать бесплатное, современное высшее образование, и мы будем к этому стремиться, заставляя нынешнюю власть делать это.
По сути то же самое и в большем объёме Мельников в том году
Ах, инфляция, да? Можно подумать, деньги на проведение сомнительных реформ как-то по-другому сказываются на инфляции, чем деньги, проплаченные учителям просто чтобы они могли нормально преподавать.
гипотетически, денег могло бы и в этом году не хватить, если бы все излишние доходы бюджета шли не в стабфонд, а, например, на замену систем ЖКХ (там, говорят, 2 триллиона рублей нужно)... однако ж и тут они ищут "альтернативные источники финансирования". Так что не стал бы я так балон на Фурсенко катить: там не только минист образования хреновый, но и все правительство с председателем, и президент со своей администрацией...
В.Путин приказал поднимать медицину и зарплату врачей
http://top.rbc.ru/index3.html?policy_20050905175546
Число граждан России, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, к 2008г. должно вырасти не менее чем в четыре раза. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на традиционной по понедельникам встрече с членами правительства и руководством Федерального собрания, сообщает пресс-служба главы государства.
"Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, и, прежде всего, в регионах РФ, включая Сибирь и Дальний Восток", - отметил президент.
Он также назвал "особой проблемой" доступность высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии, ряде других важнейших областей и, прежде всего, их использование при лечении детей.
Также он предложил с начала 2006г. увеличить заработную плату участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики на 10 тыс. руб. в месяц, а медсестер - как минимум на 5 тыс. руб. При этом конкретный размер зарплаты должен напрямую зависеть от объема и качества оказываемой медицинской помощи, заявил президент.
Таким образом, средняя зарплата медперсонала в РФ может возрасти примерно в 3 раза уже со следующего года (на сегодня, по данным Федеральной службы госстатистики и Минздравсоцразвития РФ, средняя ставка врача едва достигает 5 тыс. руб. в месяц, а медсестер - 2 тыс. руб. в месяц).
По словам В.Путина, особое внимание необходимо уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения. Президент связал проблемы первичного звена медицины с реформой 1991г., когда эти учреждения были переданы в управление муниципалитетов. "Но там не было ни умения самостоятельно решать ряд важнейших вопросов, не было и до сих пор отсутствует правовая база и, самое главное, там не было и до сих пор нет нужного количества денег. Только сейчас мы с вами говорим о разделении полномочий в рамках здравого смысла и с обеспечением необходимым финансированием. И то до сих пор эту работу не довели до конца. Я прошу правительство и всех, кто этим занимается, эту "бодягу" как можно быстрее заканчивать", - сказал глава государства.
"Мы обязаны существенно снизить распространенность инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекций и других, ввести новые программы медицинского обследования новорожденных", - подчеркнул президент. При этом он считает, что необходимо обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики, а также обновить и автопарк "скорой помощи", включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.
Помимо этого, по словам В.Путина, в ближайшие два года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тыс. муниципальных поликлиник, из них более трети - на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов (практически все первичное звено здравоохранения). Всего, с учетом ведомственной сети, в РФ насчитывается около 17,5 тыс. поликлиник.
По оценке президента, с привлечением дополнительных существенных средств федерального бюджета, а также широким использованием современных строительных технологий, технологий оборудования медицинской части решить обозначенные проблемы возможно примерно за 2 года.
Также отметим, что сегодня премьер-министр РФ Михаил Фрадков утвердил правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам.
Согласно документу, медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим или постоянно проживающим в РФ, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы. Скорую медицинскую помощь иностранным гражданам оказывают бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений). После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь на платной основе.
Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы их жизни, в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования. Счет за фактически оказанную медицинскую помощь в течение 10 дней после окончания лечения направляется лечебно-профилактической организацией в адрес иностранных граждан или юридических либо физических лиц, представляющих интересы иностранцев.
— Объясните, в чем смысл реформы образования?
— Ну, если честно... Мы просто решили отомстить нашим учителям.
http://mk.ru/numbers/1806/article60641.htm
на что спорим, денег в федеральном бюджете-2006 на это не предусмотрено и прибавка ляжет на местные бюджеты, в которых наверняка денег не найдется?
spalex
Всем хорошо известно, что в бюджете - масса денег, которые некуда потратить. В то же самое время Фурсенка, вместо того чтобы потребовать бюджетные ассигнования на зарплату учителям - а это настоящие инвестиции в интеллектуальный потенциал - предлагает искать мифические "альтернативные источники финансирования". Это звучит как "деньги у нас есть, но не про вас они". Совершенно непонятно, зачем нам такие министры образования, которые даже в условиях жёсткого бюджетного профицита не в состоянии позаботиться об учителях.Фурсенко призывает искать альтернативные источники повышения зарплаты учителям
http://rustrana.ru/article.php?nid=11904&new=1
Уровень зарплаты учителей в России министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает "национальным позором". Об этом он заявил сегодня на совещании в Хабаровске по проблемам модернизации системы образования.
По словам министра, оплата труда педагогов остается самой низкой среди всех бюджетников. Фурсенко подчеркнул, что ассигнования на сферу образования растут по федеральному и региональным бюджетам. Однако выделяемых средств недостаточно. Министр высказался за оптимальное использование бюджетных средств и поиск альтернативных источников повышения зарплаты.
"В принципе уже возможен и назрел переход на нормативное финансирование в сфере образования", - заявил Фурсенко. При таком подходе, подчеркнул он, оплата труда учителей "привязывается к количеству обучающихся детей". При этом министр отметил, что не может быть единого норматива для всех школ, городских и сельских.
Фурсенко также заявил, что министерство считает принципиально важным, чтобы деньги спонсоров и родителей, которые поступают в сферу народного образования "были прозрачны, находились под контролем общественности". В этом плане особо возрастает роль такого института как "управляющие советы школ". Министр предложил "подумать, как органы общественного управления школ могли бы заработать наиболее эффективно", чтобы средства спонсорской поддержки и другие поступления "должным образом оформлялись, а спонсоры или родители точно знали и понимали, на что эти деньги идут".
В то же время министр предостерег от трактовки своих слов, как предложений по "коммерциализации общего образования". Только при прозрачности обращения денежных средств и контроля "можем повысить инвестиционную привлекательность сферы образования", подчеркнул Фурсенко. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.