Спасение батискафа
Как сообщили в Главном штабе ВМФ России, кислорода на борту батискафа должно хватить до конца текущих и, возможно, до конца следующих суток.
Кроме того, известно, что ориентировочно в 14:00 мск на Камчатку вылетает глава Министерства обороны РФ Сергей Иванов. Об этом сообщает телекомпания ОРТ.
Что касается событий в бухте Березовая, то спасатели провели все необходимые подготовительные работы по поднятию батискафа с экипажем. "Батискаф зацеплен тросами, с помощью которых он будет подниматься с глубины 200 м", - сообщили в пресс-центре Тихоокеанского флота. В настоящий момент мини-субмарина находится в 75 км от Петропавловска-Камчатского.
Как сообщил РБК помощник главкома ВМФ РФ, капитан первого ранга Игорь Дыгало, на прибывшем на Камчатку американском военном самолете С-5 находится два глубоководных аппарата "Скорпион", сейчас идет их разгрузка. Самолет британских ВВС С-17 уже разгружен. Он доставил в Петропавловск-Камчатский еще один глубоководный аппарат "Скорпион", который уже грузится на транспортное судно для отправки в район бедствия.
В прямом эфире «Эха Москвы» об этом сообщил помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало. По его словам, два спасательных судна завели петлю под конструкцию и начали выбирать концы. Ожидается, что батискаф и часть антенны береговой системы наблюдения, за которую зацепился аппарат, будут подняты на расстояние 30-50 метров от поверхности воды.
По самой свежей информации состояние экипажа миниподлодки удовлетворительное. Как сказал в эфире Эха помощник главкома военно-морского флота, очередной сеанс связи с людьми на борту батискафа состоялся полтора часа назад. "У нас есть уверенность, что воздуха хватит до окончания операции. Рассчитываем, что сегодня и завтра они смогут нормально держаться", - сказал Игорь Дыгало. Когда конструкция будет поднята на меньшую глубину, к работе приступят водолазы.
Москва. 7 августа. ИНТЕРФАКС - Пресс-служба ВМФ России обнародовала список членов экипажа батискафа АС-28, потерпевшего аварию в бухте Березовая и поднятого на поверхность в воскресенье утром.
Согласно сообщению пресс-службы, на борту батискафа находились: капитан первого ранга Валерий Лепетюха, капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский, старший лейтенант Александр Иванов, старший мичман Сергей Белозеров, старший мичман Анатолий Попов, мичман Александр Уйбин, а также заместитель главного конструктора ЦКБ "Лазурит" Геннадий Болонин.
Уррааа!
теперь можно спать спокойно

Мы, как всегда, продемонстрировали свою полную некомпетентность.
такие удачное исходы возвращают веру в то, что не так все безнадежно в нашей стране.
не первый раз удивляюсь оперативности новостной службы майл.ру - там до сих пор первая новость "На батискафе увеличили объем кислорода"
В СПАСЕНИИ МУЖЕСТВЕННОГО ЭКИПАЖА РОССИЙСКОГО БАТИСКАФА РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ СЫГРАЛИ БРИТАНСКИЕ МОРЯКИ
“Правь, Британия, морями”... Из чувства благодарности этот ненашенский старинный гимн в минувшее воскресенье, когда среди волн показалась красная рубка вырвавшегося из подводного плена батискафа АС-28, впору было спеть всем, кто носит российскую флотскую форму. Потому что английские спасатели с аппаратом “Скорпио” в тот миг сделали счастливыми миллионы наших сограждан, напряженно следивших за судьбой попавших в беду моряков. Эта помощь спасла Россию от трагедии и позора нового “Курска”.
А о том, как мы были близки именно к такой развязке, свидетельствует тот факт, что мужественно державшийся в течение трех суток в затонувшем батискафе экипаж уже начал писать предсмертные записки. Моряки мужественно терпели жуткий холод в обесточенной мини-субмарине - остатки энергии сохраняли на всплытие, на которое не теряли надежды. Практически не было воды и еды - в день они делали по 3-4 глотка и съедали по нескольку крошек от по-братски разделенных сухарей. Однако столь долго находившиеся на волосок от гибели подводники не намерены уходить с флота.
...Когда в 2003 году на Северном флоте при буксировке затонула списанная атомная подводная лодка К-159, главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал флота Владимир Куроедов прокомментировал это так: “Снова наступили на те же грабли”. И отстранил от должности командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова. Несомненно, Куроедов имел в виду, что североморцы не сделали должных выводов из случившейся за три года до того трагедии “Курска”. За те первые “грабли” должностью поплатился другой командующий Северным флотом - адмирал Вячеслав Попов. Сегодня, уверен, всем ясно, что по справедливости из всех потрясений нашего ВМФ честный и радикальный вывод должен был бы сделать и сам Куроедов. В конце концов случившийся в 90-е годы развал аварийно-спасательных служб санкционировался не на местах. Без ведома и благословения главкомата ВМФ он не мог произойти.
Хотя было бы несправедливым утверждать, что никаких выводов из ЧП сделано не было. К счастью, один, но оказавшийся спасительным в минувшие выходные, извлечен. Мы впервые перестали горделиво надувать щеки, отметая предложения иностранцев о помощи в критических ситуациях. Как это было, скажем, когда у берегов Норвегии несколько часов сначала горел, а потом тонул атомный подводный крейсер “Комсомолец”. Как было в значительной мере и с тем же “Курском”. На сей раз разум возобладал: едва ли не впервые в истории наших Вооруженных сил соображения пресловутой секретности были отодвинуты на второй план во имя спасения человеческих жизней. И в этом, видимо, главный урок случившегося в нынешнем августе.
Однако это не снимает, естественно, и основного вопроса о том, когда же мы сами будем в состоянии обеспечивать безопасность собственных экипажей? Хорошо бы выяснить, например, как получилось, что британский глубоководный телеуправляемый аппарат “Скорпион”, с ювелирной точностью перерезавший 30-сантиметровой толщины подводные кабели, опутавшие АС-28, из Шотландии так оперативно был переброшен на Камчатку. А наш оказавшийся на тысячи миль ближе АС-34, собрат аварийного батискафа, экстренно подготовленный для той же цели на Северном флоте, в район бедствия перебросить не сумели.
Или, скажем, кто ответит за массовую распродажу в период приватизации замечательных российских спасательных судов? Того же уникального судна Дальневосточного морского управления разведочного бурения “Михаил Мирчик”? Именно оно два десятилетия назад с помощью глубоководных телекамер нашло на дне Японского моря сбитый советскими ПВО южнокорейский пассажирский “Боинг”. С борта “Михаила Мирчика” к лайнеру, лежавшему примерно на такой же глубине, как батискаф АС-28, не раз спускались водолазы.
Но, по утверждению капитана морского спасательного центра “Южно-Сахалинск” Валерия Ишмукова, судно “было за бесценок продано за границу, хотя могло бы сейчас пригодиться на Камчатке”.
А кто или что мешает нам стать членами Международной службы связей по спасению подводных лодок, еще в 1990 году созданной при НАТО? Это было бы и реальным вкладом России в международное военное сотрудничество. Во многом усилиями и этой организации спасли наших моряков. Директор службы Билл Орр рассказал об этом так: “Мы узнали о том, что Россия нуждается в помощи, и начали работать. Это очень сложная система координирования. Решение состоит в том, чтобы найти наиболее быстрый вариант спасения. В случае с АС-28 Россия предоставила грузовики и краны, британский самолет привез “Скорпиона”, однако у них не было необходимого оборудования, чтобы разгрузить самолет. Его доставил самолет США. Американцы также предоставили отряд водолазов”.
Опытнейший подводник, Герой Советского Союза вице-адмирал Евгений Чернов, командовавший флотилией атомоходов в Западной Лице, считает, что давно пора хотя бы в рамках отечественного ВМФ создать структуру, которая бы извлекала уроки из подобных инцидентов на море и контролировала ситуацию в аварийно-спасательных службах. По мнению Чернова, “принимаются решения у нас отлично, только никто их не выполняет. А нужно не только сидеть в кабинетах и считать деньги, но и помнить о том, что флоту нужно жить и работать”.
Ищенко Сергей.
Семеро подводников, находившихся в течение четырех суток на борту батискафа АС-28, написали предсмертные записки своим родным и близким уже через несколько часов после того, как подводный аппарат потерпел бедствие у берегов Камчатки. По словам медиков военного госпиталя Петропавловска-Камчатского, где спасенные моряки находятся на обследовании, жены нескольких из них уже прочитали эти записки. Семьи подводников решили сохранить записки как память об их спасении. Спасенные подводники рассказали, что на борту потерпевшего бедствие батискафа практически не было еды и питьевой воды, поэтому каждому из них полагалось в день по три-четыре глотка воды и по несколько крошек сухарей.
По данным военного командования, отмечает Лента.ру, запасов еды и воды на батискафе должно было быть достаточно для того, чтобы продержаться пять суток. Все члены экипажа батискафа намерены продолжать военную службу. Об этом они сообщили министру обороны России Сергею Иванову, посетившему их в госпитале. Как сообщил ранее министр обороны, он намерен просить о награждении экипажа батискафа. Между тем, по некоторым данным, инцидент с батискафом может стоить должности главкому ВМФ России адмиралу флота Владимиру Куроедову.
Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/494543.html
"Мир"ы
катают туристов и участвуют в съемке фильмов.
А тем временем наши катают туристов и участвуют в съемке фильмов.
КАЛИНИНГРАД, 29 мая 2005. Российское научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» вышло из Калининграда в очередной, юбилейный, 50-й рейс, сообщает ИТАР-ТАСС.
Во время экспедиции, которая продлится три с половиной месяца, ее участники проведут уникальные научные исследования и эксперименты. Впервые в мире во время экспедиции в режиме реального времени будет проведена передача видеосъемок с места гибели лайнера «Титаник», который вот уже 93 года лежит на глубине 3 тыс. метров.
На океанское дно с борта судна спустятся знаменитые российские глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2».
http://www.newsru.com/russia/09aug2005/batiskaf.html
Моряков с батискафа АС-28 не хотели спасать, опасаясь повредить антенну
Моряков с батискафа АС-28 вначале не хотели спасать, опасаясь повредить секретную антенну, в которой запутался батискаф, утверждает "Коммерсант". Возможно, именно то, что инцидент, который на протяжении почти суток скрывали военные, стал достоянием общественности, позволило морякам выжить. Даже правительственная "Российская газета" во вторник пишет о том, что военные скрывали от журналистов все, что только могли.
В понедельник на встрече с главой Минобороны РФ Сергеем Ивановым моряки с батискафа заверили министра, что, находясь на 200-метровой глубине, ни на минуту не переставали верить в спасение, скрыв при этом, что писали прощальные записки со словами "надежды нет". Записки были написаны после того, как подводники узнали, что с самого начала "была команда из Москвы беречь антенну", и спасатели батискафа отказались тралить запутавшийся в кабелях гидроакустической системы аппарат. Батискаф зацепился за сверхсекретную антенну, которую должен был вытащить на поверхность.
Разговор с главой Минобороны проходил при участии командующего группировкой Виктора Гаврикова и был довольно странным. Например, когда министр заговорил о том, что в ходе операции батискаф вначале был поднят на глубину 60 метров, потом - 30 метров, один из подводников его перебил: "Это неправда. Нас не поднимали ни на 60, ни на 30. Мы сидели на 200 метрах до самого подъема". Но моряка перебил Гавриков: "Вы просто не заметили, что вас поднимали. Чтобы это заметить, нужна особая квалификация".
Другой моряк попытался рассказать министру, что, когда на месте аварии еще не работали англичане, и спасательная операция проходила с участием только российских специалистов, экипаж просил спасателей попытаться потралить батискаф, чтобы приподнять его над гидроакустической установкой. Спасатели ответили, что им "нельзя этого делать", потому что "была команда из Москвы беречь антенну". Моряка снова перебил командующий группировкой: "Ты что-то путаешь, этого не могло быть, у спасателей было указание спасать вас, не заботясь о сохранности имущества".
На вопросы министра о том, как себя чувствовали моряки, находясь под водой, все отвечали, что чувствовали себя хорошо, ни на минуту не переставая верить в то, что будут спасены. Однако на третьи сутки (в ночь на 7 августа) несколько моряков написали своим родным прощальные записки. "Чувствую, что уже не вернусь. Надежды уже нет", - цитирует источник "Коммерсанта" одну из записок. "Ребят можно понять. В день они съедали по два сухарика, выпивали по глотку воды, спали, ложась друг на друга, потому что было холодно, вместо туалета была пластиковая полуторалитровая бутылка - в такой обстановке несложно пасть духом", - добавил он.
- Минобороны купит для ВМФ России два аппарата Scorpio
Сергей Иванов решил подвести итоги операции по спасению АС-28 в доме офицеров Вилючинска, закрытого городка подводников. Сюда приехало командование группировки сил и войск на северо-востоке России, а затем появился миноброны Иванов в сопровождении начальника главного штаба ВМФ Владимира Масорина, замглавкома ВМФ Михаила Захаренко и командующего группировкой войск и сил на Северо-Востоке Виктора Гаврикова.
Пресс-конференцию по итогам встречи с членами батискафа министр начал, быстро прочитав официальную хронологию подъема батискафа. На вопрос о наградах для участников операции и членов спасенного экипажа министр ответил не задумываясь: "Я наград не раздаю, могу только ходатайствовать перед верховным главнокомандующим о награждении всего экипажа АС-28, а также людей, в том числе иностранцев, которые сделали все, чтобы россияне были спасены".
"Разбором заплывов и ныряний" в истории с батискафом АС-28, по словам министра, займется созданная им комиссия во главе с адмиралом Владимиром Масориным, который фактически руководил спасательной операцией. Комиссия проанализирует действия всех должностных лиц флота и исследует причины аварии батискафа, пишет "Время новостей". В частности, каким образом в районе ограниченного плавания мог оказаться рыболовецкий трал, брошенный браконьерами. "Необходимо, прежде всего, наводить порядок на берегу, - сказал министр. - К каждому рыбацкому сейнеру военный корабль не приставишь".
После встречи с моряками министр улетел в Москву.
Проблемы государственного масштаба
Между тем эксперты уверены, какими бы ни были результаты расследования, а они, как можно предположить, будут неутешительными для флота в целом, экипаж батискафа "Приз" вне подозрений. Министр уже охарактеризовал действия моряков как беспримерно мужественные и профессиональные. Как пишут "Известия", даже неспециалисту понятно, что им удалось совершить подвиг, сумев не только выжить самим, хотя по всем расчетам воздух внутри батискафа должен был закончиться еще за день до спасения, но и спасти сам уникальный глубоководный аппарат.
Проблемы, которые подняла история с АС-28, скорее всего не личностного, а государственного масштаба. Главная из них в том, что после аварии АПЛ "Курск" Северного флота государство, Минобороны и Военно-морской флот сделали недостаточно для того, чтобы подобные трагедии не повторялись впредь.
Два года назад инициативу взяла в свои руки Морская коллегия. В соответствии с ее решением планировалось в 2005 году преобразовать Управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ВМФ в госучреждение при Минобороны, что позволило бы оперативно решать застаревшие и текущие проблемы спасателей. Однако в связи с административной реформой идею реализовать не удалось.
Единственное, чем помогли спасателям, - выделили средства на закупку импортного оборудования. Купили 2 рабочих необитаемых телеуправляемых подводных аппарата Venom (Великобритания предназначенных для обследования подводных объектов, выполнения подводно-технических работ на глубине до 1000 метров, и 5 малогабаритных необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов Tiger (Великобритания) и еще кое-какое оборудование.
Одной из важнейших задач была названа модернизация спасательных аппаратов типа "Приз" и "Бестер", которые без малого 20 лет служат ВМФ. Однако ни в прошлом, ни в этом году на их оборудование видеокамерами, новой "акустикой" и современными манипуляторами спасательных аппаратов денег не выделили вообще. Модернизация одного аппарата обходится в 150-180 млн рублей.
"Российская газета": военные скрывали от журналистов все, что только могли
Люди спасены, но как же это было не очевидно вплоть до последней минуты, подводит итоги "Российская газета". "Официально от военных невозможно было добиться ни слова, но это лишь подкрепляло самые пессимистические прогнозы. Самые страшные опасения полунамеками подтверждали в немногословных беседах различные морские офицеры, с которыми удавалось зацепиться хоть парой фраз", - свидетельствует обозреватель издания.
Об уровне секретности операции говорит хотя бы тот факт, что местное управление ФСБ получало информацию по батискафу только в первый день спасения. Отдел связей с общественностью ничего не знал о ходе спасательных работ. Их коллеги из особого отдела группировки также наотрез отказались что-либо говорить, даже анонимно.
Однако подтвердили, что уже пресекли несколько попыток различных журналистов попасть в район операции. Например, японцам не помогли даже большие деньги, с помощью которых они пытались зафрахтовать вертолет. Моряки же группировки неофициально сквозь зубы цедили, что максимально ограничить информацию для журналистов распорядился начальник войск Северо-Востока вице-адмирал Гавриков.
Генералы все эти дни были страшно разозлены, что сама информация о катастрофе просочилась в СМИ. Теперь можно говорить со всей определенностью, что мир вполне мог и вообще не узнать об аварии в бухте Березовой, заключает газета.
"Приз" зацепился за сверхсекретную антенну
Береговая шумопеленгаторная гидроакустическая система дальнего обнаружения подводных объектов (БГАС) разработана в центральном научно-исследовательском институте "Морфизприбор" (Санкт-Петербург) в 60-х годах под кодовым названием "изделие "Агам". Главным конструктором проекта был доктор технических наук Яков Карлик.
Комплекс "Агам" размещен вдоль побережья Камчатки для контроля за передвижением подводных лодок (в первую очередь американских) в Тихом океане. Система также используется в мирных океанологических исследованиях.
Впервые информация о БГАС попала в СМИ в августе 2000 года, когда одну из антенных секций "Агама", сорванную штормом, прибило к берегам Японии, где ее первоначально приняли за российскую подводную лодку. Впоследствии секция была возвращена в Россию, сообщает "Коммерсант".
Система представляет собой комплекс низкочастотных приемных антенн (планарных антенных решеток). Каждая антенна размером 100х7,5 м содержит 2400 гидрофонов, размещенных в двух плоскостях. Они объединены в 120 вертикальных линеек, по 20 гидрофонов в каждой (два вертикальных ряда по 10 штук). Гидрофоны и часть электронной аппаратуры обработки данных размещены на специальной несущей конструкции, которая обеспечивает возможность буксировки антенны, ее установку в заданное положение (как правило, на глубине 200 м, в 15 м от дна, в 25 км от берега) и подъем на поверхность моря. Антенна удерживается у дна с помощью двух якорей весом по 60 тонн каждый. На несущей конструкции также находятся два ненаправленных гидрофона, контролирующих обстановку в районе установки антенны. Информация с антенны "Агам" передается на береговые посты по двум маложильным кабелям типа СПЭК-4. По ним же осуществляется электропитание БГАС.
Западным аналогом "Агама" является американская глобальная гидролокационная система SOSUS (Sound Surveillance System охватывающая, в отличие от российской, практически весь Мировой океан.
Моряков с батискафа АС-28 не хотели спасать, опасаясь повредить антенну
Моряков с батискафа АС-28 вначале не хотели спасать, опасаясь повредить секретную антенну, в которой запутался батискаф, утверждает "Коммерсант". Возможно, именно то, что инцидент, который на протяжении почти суток скрывали военные, стал достоянием общественности, позволило морякам выжить. Даже правительственная "Российская газета" во вторник пишет о том, что военные скрывали от журналистов все, что только могли.
В понедельник на встрече с главой Минобороны РФ Сергеем Ивановым моряки с батискафа заверили министра, что, находясь на 200-метровой глубине, ни на минуту не переставали верить в спасение, скрыв при этом, что писали прощальные записки со словами "надежды нет". Записки были написаны после того, как подводники узнали, что с самого начала "была команда из Москвы беречь антенну", и спасатели батискафа отказались тралить запутавшийся в кабелях гидроакустической системы аппарат. Батискаф зацепился за сверхсекретную антенну, которую должен был вытащить на поверхность.
Разговор с главой Минобороны проходил при участии командующего группировкой Виктора Гаврикова и был довольно странным. Например, когда министр заговорил о том, что в ходе операции батискаф вначале был поднят на глубину 60 метров, потом - 30 метров, один из подводников его перебил: "Это неправда. Нас не поднимали ни на 60, ни на 30. Мы сидели на 200 метрах до самого подъема". Но моряка перебил Гавриков: "Вы просто не заметили, что вас поднимали. Чтобы это заметить, нужна особая квалификация".
Другой моряк попытался рассказать министру, что, когда на месте аварии еще не работали англичане, и спасательная операция проходила с участием только российских специалистов, экипаж просил спасателей попытаться потралить батискаф, чтобы приподнять его над гидроакустической установкой. Спасатели ответили, что им "нельзя этого делать", потому что "была команда из Москвы беречь антенну". Моряка снова перебил командующий группировкой: "Ты что-то путаешь, этого не могло быть, у спасателей было указание спасать вас, не заботясь о сохранности имущества".
На вопросы министра о том, как себя чувствовали моряки, находясь под водой, все отвечали, что чувствовали себя хорошо, ни на минуту не переставая верить в то, что будут спасены. Однако на третьи сутки (в ночь на 7 августа) несколько моряков написали своим родным прощальные записки. "Чувствую, что уже не вернусь. Надежды уже нет", - цитирует источник "Коммерсанта" одну из записок. "Ребят можно понять. В день они съедали по два сухарика, выпивали по глотку воды, спали, ложась друг на друга, потому что было холодно, вместо туалета была пластиковая полуторалитровая бутылка - в такой обстановке несложно пасть духом", - добавил он.
- Минобороны купит для ВМФ России два аппарата Scorpio
Сергей Иванов решил подвести итоги операции по спасению АС-28 в доме офицеров Вилючинска, закрытого городка подводников. Сюда приехало командование группировки сил и войск на северо-востоке России, а затем появился миноброны Иванов в сопровождении начальника главного штаба ВМФ Владимира Масорина, замглавкома ВМФ Михаила Захаренко и командующего группировкой войск и сил на Северо-Востоке Виктора Гаврикова.
Пресс-конференцию по итогам встречи с членами батискафа министр начал, быстро прочитав официальную хронологию подъема батискафа. На вопрос о наградах для участников операции и членов спасенного экипажа министр ответил не задумываясь: "Я наград не раздаю, могу только ходатайствовать перед верховным главнокомандующим о награждении всего экипажа АС-28, а также людей, в том числе иностранцев, которые сделали все, чтобы россияне были спасены".
"Разбором заплывов и ныряний" в истории с батискафом АС-28, по словам министра, займется созданная им комиссия во главе с адмиралом Владимиром Масориным, который фактически руководил спасательной операцией. Комиссия проанализирует действия всех должностных лиц флота и исследует причины аварии батискафа, пишет "Время новостей". В частности, каким образом в районе ограниченного плавания мог оказаться рыболовецкий трал, брошенный браконьерами. "Необходимо, прежде всего, наводить порядок на берегу, - сказал министр. - К каждому рыбацкому сейнеру военный корабль не приставишь".
После встречи с моряками министр улетел в Москву.
Проблемы государственного масштаба
Между тем эксперты уверены, какими бы ни были результаты расследования, а они, как можно предположить, будут неутешительными для флота в целом, экипаж батискафа "Приз" вне подозрений. Министр уже охарактеризовал действия моряков как беспримерно мужественные и профессиональные. Как пишут "Известия", даже неспециалисту понятно, что им удалось совершить подвиг, сумев не только выжить самим, хотя по всем расчетам воздух внутри батискафа должен был закончиться еще за день до спасения, но и спасти сам уникальный глубоководный аппарат.
Проблемы, которые подняла история с АС-28, скорее всего не личностного, а государственного масштаба. Главная из них в том, что после аварии АПЛ "Курск" Северного флота государство, Минобороны и Военно-морской флот сделали недостаточно для того, чтобы подобные трагедии не повторялись впредь.
Два года назад инициативу взяла в свои руки Морская коллегия. В соответствии с ее решением планировалось в 2005 году преобразовать Управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ВМФ в госучреждение при Минобороны, что позволило бы оперативно решать застаревшие и текущие проблемы спасателей. Однако в связи с административной реформой идею реализовать не удалось.
Единственное, чем помогли спасателям, - выделили средства на закупку импортного оборудования. Купили 2 рабочих необитаемых телеуправляемых подводных аппарата Venom (Великобритания предназначенных для обследования подводных объектов, выполнения подводно-технических работ на глубине до 1000 метров, и 5 малогабаритных необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов Tiger (Великобритания) и еще кое-какое оборудование.
Одной из важнейших задач была названа модернизация спасательных аппаратов типа "Приз" и "Бестер", которые без малого 20 лет служат ВМФ. Однако ни в прошлом, ни в этом году на их оборудование видеокамерами, новой "акустикой" и современными манипуляторами спасательных аппаратов денег не выделили вообще. Модернизация одного аппарата обходится в 150-180 млн рублей.
"Российская газета": военные скрывали от журналистов все, что только могли
Люди спасены, но как же это было не очевидно вплоть до последней минуты, подводит итоги "Российская газета". "Официально от военных невозможно было добиться ни слова, но это лишь подкрепляло самые пессимистические прогнозы. Самые страшные опасения полунамеками подтверждали в немногословных беседах различные морские офицеры, с которыми удавалось зацепиться хоть парой фраз", - свидетельствует обозреватель издания.
Об уровне секретности операции говорит хотя бы тот факт, что местное управление ФСБ получало информацию по батискафу только в первый день спасения. Отдел связей с общественностью ничего не знал о ходе спасательных работ. Их коллеги из особого отдела группировки также наотрез отказались что-либо говорить, даже анонимно.
Однако подтвердили, что уже пресекли несколько попыток различных журналистов попасть в район операции. Например, японцам не помогли даже большие деньги, с помощью которых они пытались зафрахтовать вертолет. Моряки же группировки неофициально сквозь зубы цедили, что максимально ограничить информацию для журналистов распорядился начальник войск Северо-Востока вице-адмирал Гавриков.
Генералы все эти дни были страшно разозлены, что сама информация о катастрофе просочилась в СМИ. Теперь можно говорить со всей определенностью, что мир вполне мог и вообще не узнать об аварии в бухте Березовой, заключает газета.
"Приз" зацепился за сверхсекретную антенну
Береговая шумопеленгаторная гидроакустическая система дальнего обнаружения подводных объектов (БГАС) разработана в центральном научно-исследовательском институте "Морфизприбор" (Санкт-Петербург) в 60-х годах под кодовым названием "изделие "Агам". Главным конструктором проекта был доктор технических наук Яков Карлик.
Комплекс "Агам" размещен вдоль побережья Камчатки для контроля за передвижением подводных лодок (в первую очередь американских) в Тихом океане. Система также используется в мирных океанологических исследованиях.
Впервые информация о БГАС попала в СМИ в августе 2000 года, когда одну из антенных секций "Агама", сорванную штормом, прибило к берегам Японии, где ее первоначально приняли за российскую подводную лодку. Впоследствии секция была возвращена в Россию, сообщает "Коммерсант".
Система представляет собой комплекс низкочастотных приемных антенн (планарных антенных решеток). Каждая антенна размером 100х7,5 м содержит 2400 гидрофонов, размещенных в двух плоскостях. Они объединены в 120 вертикальных линеек, по 20 гидрофонов в каждой (два вертикальных ряда по 10 штук). Гидрофоны и часть электронной аппаратуры обработки данных размещены на специальной несущей конструкции, которая обеспечивает возможность буксировки антенны, ее установку в заданное положение (как правило, на глубине 200 м, в 15 м от дна, в 25 км от берега) и подъем на поверхность моря. Антенна удерживается у дна с помощью двух якорей весом по 60 тонн каждый. На несущей конструкции также находятся два ненаправленных гидрофона, контролирующих обстановку в районе установки антенны. Информация с антенны "Агам" передается на береговые посты по двум маложильным кабелям типа СПЭК-4. По ним же осуществляется электропитание БГАС.
Западным аналогом "Агама" является американская глобальная гидролокационная система SOSUS (Sound Surveillance System охватывающая, в отличие от российской, практически весь Мировой океан.
Как патриот России, умеющий признавать собственные недостатки, говорю огромное Спасибо англичанам, вероятному противнику
хорошая иллюстрация того, что независимые от государства СМИ необходимы обществу.
RamilyaG
Подрыв 60-тонных якорей, удерживающих антенну вместе с тросами на дне и препятствующих продолжению спасательной операции, будет произведен в ближайшие часы.Как сообщает «Интерфаксу-АВН», планами спасательных работ поделился командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров. «Принято решение подрывать якоря, чтобы в дальнейшем вся система, прикрепленная тросами к спасательным буксирам, подвсплыла на меньшую глубину. Если результат будет положительный, то тогда к работе приступят глубоководные водолазы», - сказал Федоров. Сейчас, по его словам, «система закреплена, забуйкована».
Командующий Тихоокеанским флотом отметил, что в настоящее время спасательное судно в точке нахождения батискафа продолжает траление чтобы попытаться оторвать батискафа от антенны с якорями.
По его словам адмирала Федорова, доставка американского и британского спасательного оборудования в точку нахождения батискафа в море займет три с половиной часа. По предварительным расчетам, вечером в субботу начнется спасательная операция с участием британских и американских специалистов.
Разработано несколько вариантов операции, главным из которых пока является план освобождения АС-28 от сетей с помощью манипуляторов глубоководных аппаратов.
По словам контр-адмирала Пепеляева, сейчас спасательные корабли продолжают работу, в том числе траление, заводку тросов и гаков для подъема аппарата.
Последний сеанс связи с экипажем батискафа состоялся совсем недавно и был коротким, экипаж доложил о том, что состояние удовлетворительное.