Переспективы для математиков после вуза

nastena

Здравствуйте, форумчане.

Мой приятель со времен мехмата, с которым я, впрочем, крайне редко общаюсь (поэтому даже не знал о том, что у него растет толковая дочка) озадачил меня рядом вопросов. Но для того, чтобы на них ответить, явно недостаточно моей широты видения ситуации, а, скорее, требуется мнение по разным пунктам письма успешных выпускников, педагогов и психологов.
Лично мое мнение, что искусственно форсировать ничего не нужно, наоборот, внимание уделять коммуникативным навыкам, изучению языков, писать сочинения, для успешной реализации основных способностей это пригодится в первую очередь. Но, во-первых, это мнение сырое и неуверенное, так как в случае особого таланта наверняка действуют другие законы, во-вторых, вопросов в письме гораздо больше, и в-третьих, уверен, что здесь найдутся люди, которым есть, что сказать.

Поэтому, если можно, выскажите свои мысли по поводу пакета вопросов от папы усидчивой и послушной девочки. Ниже его письмо:
Анализируя свою жизнь я считаю очень большой проблемой - отсутствие осмысленной профессиональной ориентации. Я просто плыл по течению использую свои способности и знания и это был далеко не самый эффективный подход. Я понимаю, что строить прогнозы на 10 лет вперед дело не очень благодарное, но лучше иметь хоть какой-то план. Поэтому вопросы: какие специальности использующие математику как основу и приносящие стабильный доход будут востребованы через 10 лет? Мне во многом видится нечто на стыке биологии, медицины, химии и информатики. Не исключаю что консалтинг, актуарии и эккаунтинг всё еще будут живы, но это скорее способ получить предсказуемо относительно небольшие деньги. Где лучше учиться чтобы успешно работать по указанным специальностям? Мне почему-то кажется что важно с самого начала определить для себя управленческий вектор карьерного роста. И возможно на это нужно делать какую-то поправку. Это реально интересно и лучше оплачивается, но профессиональная база нужна всегда. 2) У меня есть возможно иррациональное желание научить дочку решать задачи по математике на уровне заключительного этапа всероссийской олимпиады. Я хочу, чтобы у нее был диплом. Сейчас она в 5 классе, думаю не будет преувеличением сказать, что по результатам она держится в первой 10-20-ке, в Москве. Есть ряд психологических проблем, которые не дают ей стабильно показывать результат на который она способна, может выступать еще лучше. Однако, не скажу что вижу сейчас в ней какие-то супер способности, скорее послушность и усидчивость. Теоретическая подготовка: Олимпиады: 5-7 класс. Алгебра: 9 класс (базовый школьный уровень, есть над чем работать) Геометрия: 10 класс (базовый школьный уровень, есть над чем работать) Вопросы: К олимпиаде какого класса лучше готовиться. Может быть есть смысла сосредоточиться на 9 классе и не идти в тему 11 класса вообще? С другой стороны, освоив материал 11 класса у нас будет несколько попыток. Другие идеи? Что нам нужно сделать чтобы добиться результата? Одна из важных проблем - мы не можем перевестись в другую школу. Нет не сил ни желания ни возможности тратить по 3 часа в день на дорогу. Осмысленно ли искать хорошего репетитора?

selena12

А девочка-то чего хочет?

julia88

Тебе тут не дадут правильных ответов на вопросы.
Вопросы сложные и решаются индивидуально, исходя из того, насколько адекватны родители, в какой области сами добились успеха, какой у них бюджет на образование ребёнка, насколько серьёзны психологические проблемы ребёнка, и какое у девочки на данный момент мировозрение (чем интересуется, что сама хочет, как видит себя в будущем).
В таком возрасте, имхо, важно воспитывать самостоятельность, собственное мнение и развивать разносторонне (это не противоречит усиленной математической подготовке, если ребёнку она нравится).
p.s. и сомневаюсь, что у кого-то из местных есть дети пятиклашки с хорошими матем.способностями

Taran_1

У меня четвероклассник есть с хорошими математическими способностями(только по олимпиадам он не ходит и таких детей много, так что заявления про 10-20 лучших в Москве необоснованны).
И я как репетитор по подготовке к олимпиадам и поступлению могу много посоветовать тс.
Но как уже было верно написано, родителям вместе с ребенком нужно сначала ответить на ряд других вопросов. И исходя из этих ответов строить траекторию развития.

Martika1

> Лично мое мнение, что искусственно форсировать ничего не нужно,
> наоборот, внимание уделять коммуникативным навыкам, изучению языков,
> писать сочинения, для успешной реализации основных способностей
> это пригодится в первую очередь.
солидарен
> Сейчас она в 5 классе, думаю не будет преувеличением сказать,
> что по результатам она держится в первой 10-20-ке, в Москве.
А я думаю, что было бы самоуверенным заявлять такое даже про 11-классника с победами на межнаре и опытом научных публикаций, потому что мало ли кто из сверстников имеет больше способностей к математике и продвинулся дальше, только вот на олимпиады не поехал. Оценивать же 5-классников по каким-то "результатам", заявляя, что он попадает в топ-20 по Москве, просто смешно. На таком уровне еще нет никаких масштабных конкурсов, позволяющих сравнить ребенка с кем-то, кроме его одноклассников и условного усредненного ровесника. Можно лишь с некоторой степенью самонадеянности полагать, что ребенок входит в топ-тысячу-другую.

Martika1

> p.s. и сомневаюсь, что у кого-то из местных есть дети пятиклашки с хорошими матем.способностями
Если их нет у здешних, то у кого, простите, они есть с повышенной вероятностью?
(если что, у меня нет пятиклашек, так что я не за себя, а за форум обиделся)

SmartS

мне кажется, девочку надо в первую очередь удачно выйти замуж и родить пару-тройку детей.
Икать мужа математика хорошо зарабатывающего - также хороший вариант
(для это не обязательно учиться на мех-мате девочке . И в форуме достаточно примеров таких браков. )

julia88

>>> (если что, у меня нет пятиклашек, так что я не за себя, а за форум обиделся)
Форум не дорос ещё до пятиклашек по возрасту.
У меня две четвероклашки, и мы пробуем в этом году поступать в хорошие физ-мат школы на юго-западе и ходим на различные олимпиады.
А у топикстартера ребёнок уже в 5м и, судя по его оценке, уже добился успехов в олимпиадах.

pkarpusha


только по олимпиадам он не ходит
а почему?

nastena

Cпасибо за ответы, про топ 20 - самоуверенность, если можно, давайте простим, думаю, случай, скорее, неординарный, и исходить просто хотелось бы из этого.
На данный момент нельзя сказать, что у девочки какие-то психологические проблемы, даже фанатичного увлечения нет, просто отец начал с ней рано заниматься, и она показала хорошие способности. Есть способности и в других направлениях, в школе учит 2 языка, помимо этого сама занялась шведским, со сверстниками общается нормально, но всё из важности делать правильно, без сильных эмоций и тем более понимания того, что она хочет в будущем.

У папы тоже понимания нет, но на данный момент он хочет сам понять, как правильнее действовать. Конечная цель - заложить основы для ребенка, который не просто не потеряется на рынке труда, а будет иметь высокие шансы на неограниченные заработки. Бюджет оценить затрудняюсь, но по моим ощущениям запредельных возможностей нет.
Отсюда и набор вопросов, сформулированных им выше - наиболее перспективное направление (очевидно, не имеющий ответа, но допускающий дискуссии), мехмат или что-то прикладное, Россия или копить на заграницу, вовлеченность в олимпиадный процесс и поиск педагогов. Похоже, он сам теряется, как теряюсь и я от этого букета вопросов

MAKAR-61

Мой опыт говорит, что в подростковом возрасте, люди еще весьма смутно думают о будущем, им гораздо важнее социальные вещи, иметь свою тусовку. Как минимум, быть своим в ней, а лучше пользоваться авторитетом.
Поэтому наиболее эффективный путь участие в олимпиадных кружках, лагерях и прочее. Другое дело, что очень часто они балансируют на грани хипповской коммуны, и не исключено, что ушлый второкурсник ММ или Физтеха сорвет цветок 8-классницы.
Индивидуальные занятия для многих тяжкая лямка наложенная родителями. Есть конечно вундеркинды-социопаты, но их немного.

FieryRush

Олимпиада не является основанием зачислять себя в какие-то топ. Для побед на ней нужны определенные качества, для успешного математика другие, а для не математика так вообще перпендикулярные. Незачем терроризировать ребенка, чтобы загнать его в эти абстрактные топы, а то вырастет и назло станет, прости господи, дизайнером трусов.

feradula

По вопросу 2)
Не хочу обидеть ни папу, ни девочку, но в 5 классе невозможно сделать вывод про 10-20 лучших. Во-первых, очень многие дети приходят в олимпиады гораздо позже. Матшколы московские массово набирают в 7-8, а в регионах и в 9, многие дети начинают светиться в олимпиадах именно тогда. Во-вторых, среди детей, которые приносят дипломы в 5-6, много таких, которые в старших классах приносят пг, ну 3 диплом на Москве. Почему? Потому что в 5 классе большинство детей ещё не прочухали, что можно так активно ботать математику, и на олимпиадах показывают лишь то, до чего дошли своим умом. Потом, когда они в школе пройдут в свое время алгебру 9 и геометрию 10, они со своими мозгами обгонят тех, кто послушно и усидчиво впитывал и применял родительские идеи в младших классах.
Так что имейте в виду, что через пару лет ситуация может сильно поменяться.
Далее, чтобы получить диплом, нужна мотивация самого ребёнка. Он должен хотеть этого сам, гораздо больше, чем учителя, родители и любые внешние люди. Причём не просто абстрактно быть не против, а именно желать и работать для этого, а не чтобы папу не огорчать. Опять же, если смотреть на детей, у многих эта мотивация со временем пропадает. Я бы даже сказала, это массовое явление - радость от решения математических задач, всяких школ, турниров и соревнований длится 5-6 лет. Дальше уже ребёнок не горит. В 1 классе он всего хотел, а в 7 эта ваша математика ему уже обрыдла. Есть те, кто всю жизнь занимается математикой, но таких малая часть от общего числа детей, выступающих на олимпиадах. Если прийти в 6-7 классе, как раз на школьные годы в среднем запала хватает.
Эффективность подготовки. Готовиться в 5 классе к 11 - это бред. Можно обгонять на год-два, есть позитивные результаты. Если посмотреть на программы матшкол, они практически не идут вперёд школьной программы. Что-то меняют из соображений более эффективного изучения, но впереди программы в целом не идут. Часто изучают материал 1-2 курса мат. факультета. Считается, что помимо того, что всякой дополнительной математикой развиваются мозги, на младших курсах универа у человека будет возможность освободить время, заниматься разными спецкурсами, читать книги и т.д. Но по факту большинство не способно себя самоорганизовать, в лучшем случае просто развлекаются, в худшем забивают на учёбу совсем. И никакого выигрыша от изучения материала вперёд не получают, могут даже проиграть своим сверстникам, которые просто учатся как положено. Кроме того, что ребёнок будет делать в школе, если он в 5 классе изучил математику 10? Вопрос не только в том, чем он будет заниматься на уроках, а как он будет общаться с другими детьми? Это очень важный вопрос на самом деле. Ведь у человека формируется характер, и социальные навыки.
Как готовить ? У меня есть среди учеников дипломники всероса, но это не моя заслуга. Я бы сама доверяла человеку, у которого в каждом выпуске некоторое количество дипломников разного уровня, т.е. не один межнаровец и полный слив остальные, и не все стабильно пг. Но в целом эти люди работают так: набирают себе кружок или класс или школу, дальше делают отбор детей и учат их. И дальше получают результат на группе детей, а не на отдельно взятом ребёнке. Т.е. с каждым конкретным ребенком может и не сложиться, например, именно с вашим. Ну и дальше к этому человеку надо попасть на кружок или в школу. Если учить самому или с репетитором, ну попробуйте найти репетитора который подготовил хотя бы несколько 3-дипломников всероса.
Ещё кстати может быть ей будет более интересно олимпиадное программирование. Может ей там будет проще/интереснее получить диплом.
Но в целом я эту простыню пишу вот к чему. Когда слушаешь каких-нибудь олимпийских чемпионов, как они говорят спасибо моей маме что водила меня с младенчества, через слезы боль через не могу, и вот теперь я с этой медалью спасибо всем. А теперь подумаем, и сколько детей на одного этого чемпиона также с младенчества через слезы и боль, только что с ними стало, мы их не видим. Ну и у вас в 5 классе примерно те же перспективы - или диплом, или всякие проблемы. Шансы оценить сложно.

SergJitnov

спасибо моей маме что водила меня с младенчества, через слезы боль через не могу, и вот теперь я с этой медалью спасибо всем
и теперь ключевой вопрос - и че дальше?

kastodr33

Писать сочинения это полное днище. Наблюдения показывают что люди которые говорят что в школе любили сочинение и русский, не в состоянии нормально написать деловое письмо. Нужно учиться свои мысли излагать, школьное сочинение со всякими Белинскими, совсем не про это.

mask_78

Где лучше учиться чтобы успешно работать по указанным специальностям?
Чтобы успешно работать по указанным специальностям, надо, чтобы у работника было желание и стремление работать по указанным специальностям, а не просто просиживать штаны в офисе от звонка до звонка. И место учёбы тут особо не поможет.
Истории, когда родители запихивают ребёнка в какую-то конкретную область, потому что это стильно, модно, молодёжно перспективно, часто заканчиваются либо тем, что ребёнок сидит в этой перспективной области на самых низкооплачиваемых должностях, испытывая отвращение ко всему этому; либо тем, что он переходит совсем в другую область, а родителям может только сказать "спасибо" за бессмысленно просранные на их амбиции годы.
Как минимум в старших классах дети - не идиоты (если идиоты, то чего-то добиваться всё равно бессмысленно), и сами смогут разобраться, какая область им интересна, и какая перспективна, если у них будет достаточно для этого данных. В типичной матшколе, например, будут только данные о математике (в лучшем случае - через не слишком розовые очки).
Ну а в пятом классе определять за ребёнка его будущую область деятельности - это вообще какая-то жесть. Лучше пусть разбираются не какая область более перспективна с точки зрения денег через десять лет, а как ребёнку попасть в хорошую школу, где детей не запихивают в какую-то конкретную специальность. Например, в лицей Вышки.
Главное - дать ребёнку возможность раскрывать таланты (все, а не только математические). Но никак не заставлять его это делать.

galka1

меня есть возможно иррациональное желание научить дочку решать задачи по математике на уровне заключительного этапа всероссийской олимпиады. Я хочу, чтобы у нее был диплом. Сейчас она в 5 классе, думаю не будет преувеличением сказать, что по результатам она держится в первой 10-20-ке
папа больной. Пусть лучше английский учат. умение решать олимпиадные задачи нужно только на олимпиадах

galka1

В ответ на:спасибо моей маме что водила меня с младенчества, через слезы боль через не могу, и вот теперь я с этой медалью спасибо всеми теперь ключевой вопрос - и че дальше?
Тренер в ДЮСШ , и мучать этих мелких засранцев как меня )))

BSCurt

и сами смогут разобраться, какая область им интересна, и какая перспективна, если у них будет достаточно для этого данных
Ты мне кажется сильно преувеличиваешь.

BSCurt

Не сношайте мозги и смотрите на олимпиаду как на способ поступления в какое-нибудь приличное место. Ну а на тему узжать, пусть тут бакалавриат закончит, а там видно будет.

spiritmc

> папа больной. Пусть лучше английский учат.
Английский, конечно, нужен, но намного меньше, чем умение связно
излагать мысли, а для этого надо писать сочинения. И да, в том
числе по Белинскому.
---
"В произведении должна быть ясная, определённая мысль.
Вы должны знать, для чего пишете, иначе, если пойдёте
по этой живописной дороге без определённой цели,
то вы заблудитесь и ваш талант погубит вас."

karim

я б лучше по эдгару по писала :D

spiritmc

Я считаю, что не надо брать культурно чуждых писателей.
Даже Пушкина с Лермонтовым не надо рассматривать до выпускных классов.
---
"А я обучался азбуке с вывесок,
листая страницы железа и жести."

karim

ну я в детстве культурно ригведу читала и про гесера еще, мне это было ближе чем пиздострадания дворян в водевиле под назыанием капитанская дочка :)

julia88

Писать сочинения это полное днище. Наблюдения показывают что люди которые говорят что в школе любили сочинение и русский, не в состоянии нормально написать деловое письмо. Нужно учиться свои мысли излагать, школьное сочинение со всякими Белинскими, совсем не про это.
Сочинения нужны, но их не достаточно для того, чтобы писать деловые письма.
Имея хороший бекграунд по русскому и сочинениям можно в итоге добиться гораздо бОльших успехов в составлении деловых писем.

spiritmc

> мне это было ближе чем пиздострадания дворян
> в водевиле под назыанием капитанская дочка
Я ж написал, что я бы не касался Пушкина и Лермонтова.
Вместо них я б лучше пьесы Вампилова заставил читать.
Например, "Прощание в июле" и "Старший сын."
"Прощание в июле," между прочим, очень злободневное произведение,
по моему мнению.
По крайней мере, это точно было бы полезнее Бомарше и Мольера,
как это было у нас.
---
"А я обучался азбуке с вывесок,
листая страницы железа и жести."

BSCurt

Я считаю, что не надо брать культурно чуждых писателей.
А что такое культурно чуждые писатели?
Типо европейская аристократия XIX века (в смысле Пушкин, Толстой, Тургенев, etc.) не являются нам сейчас культурно чуждыми? Ну в принципе тогда они тоже были культурно чужды большей части русского населения, правда это население их и не читало и читать не могло.

spiritmc

> Типо европейская аристократия XIX века (в смысле Пушкин, Толстой,
> Тургенев, etc.) не являются нам сейчас культурно чуждыми?
> Ну в принципе тогда они тоже были культурно чужды большей части
> русского населения, правда это население их и не читало и читать не могло.
Именно про это я и говорю. Если у нас в школе не собираются объяснять
многие подробности, существенные для понимания произведения, а этого
не делали уже в моё время, то надо вычёркивать таких писателей
из программы и вносить вместо них что-то другое. Например, вместо
"Евгения Онегина" давать "Рассудите нас, люди," или "104 страницы
про любовь," или ещё что-нибудь. Заодно, может, будущие поколения
перестанут пороть чушь про отсутствие секса в СССР.
---
"А я обучался азбуке с вывесок,
листая страницы железа и жести."

Taran_1

Ему самому не очень надо, увлечения другие.
Я тоже не вижу смысла в хождении по олимпиадам класса до 8-го, поэтому сама не предлагаю.

BSCurt

ОК, согласен.
Но всё равно ж не дадут.

julia88

Хождение по олимпиадам полезно тем, что ребёнок перестаёт бояться олимпиад/конкурсов/экзаменов, т.к. для него это уже хорошо знакомо. На экзамене у него будет меньше переживаний.

sandish

Имея хороший бекграунд по русскому и сочинениям можно в итоге добиться гораздо бОльших успехов в составлении деловых писем.
Зачем идти такими окольными путями?
Не судьба сразу на деловых письмах учиться?

pkarpusha

Читала мнение, что если ребенок ходит, но не берет призовые места, то лучше просто дома потом олимпиады прорешивать на время, дескать, иначе самооценка и мотивация падать будут

Iron18

я верно прочитал?
девочка учится в 5 классе и знает программу 9 класса по алгебре и 10 класса по геометрии?
жесть
не думал, что такое возможно, хот с другой стороны , почему бы и нет
теоретически можно вообще в общую школу не ходить и ребенку самому курс математики до 11 класса школы в 5 классе объяснить весь...вот только есть такие примеры на практике? наверное теоретически голова ребенка-гения такое может освоить, вот только на все остальные предметы наверное придется забить =))
интересная тема

Iron18

согласен, сравнивать уровень детей объективно можно в спорте, математика спортом пока не стала, наверное =))

Iron18

на рынке труда, а будет иметь высокие шансы на неограниченные заработки
улыбнула фраза=)) неограниченные заработки на рынке труда..какой же дядя столько заплатит?
это свой бизнес только
или трейдер, сидящий на проценте, в компании, хотя все талантливые трейдеры рано или поздно на себя трейдят =))

Taran_1

Хождение по олимпиадам полезно тем, что ребёнок перестаёт бояться олимпиад/конкурсов/экзаменов, т.к. для него это уже хорошо знакомо.
Некоторые родители с первого класса водить начинают.
Знаю очень много родителей, которые в 1-6 классах через выходной куда-нибудь ребенка везут.
Думаешь, к олимпиадам 11 лет привыкать надо?

Taran_1

Мне вообще непонятна логика родителей, которые на олимпиады таскают, а на кружки или дополнительные занятия не считают нужным водить. Они думают, что у ребенка просто от вида новых задач как-то улучшится решалка что ли?)
Гораздо полезнее, считаю, на кружки ходить, а на олимпиады нет. Ну или не чаще, чем раз-два в год, если уж очень хочется. Это про возраст до 6-7 класса.
Если мама-папа адекват и время у них есть, то и на кружки можно не ходить. На сайте малого мехмата куча заданий лежит с разбиениям по темам. Да даже если всю 1001 задачу Спивака прорешать уже гораздо больше пользы будет.

marina355

Сейчас она в 5 классе, думаю не будет преувеличением сказать, что по результатам она держится в первой 10-20-ке, в Москве. Есть ряд психологических проблем, которые не дают ей стабильно показывать результат на который она способна, может выступать еще лучше.
А зачем?
как "неограниченный заработок (тм)" зависит от порядкового номера в олимпиадном рейтинге?

karim

видимо он фотокарточку неотфотошопленного перельмана не видел!

spiritmc

> Зачем идти такими окольными путями?
> Не судьба сразу на деловых письмах учиться?
Математики в своём репертуаре.
Ну, расскажи нам, каким образом ты сможешь объяснить
пятикласснику, что это такое и зачем это нужно.
---
"Математик может говорить, что ему хочется,
но физик должен, хотя бы в какой-то мере, быть в здравом рассудке."

spiritmc

> Но всё равно ж не дадут.
А это отдельная тема, которая, кстати, перекликается отчасти
с обсуждением: вопрос, как поставить цели перед ребёнком и
подростком так, чтобы они были понятны в его возрасте, но при этом
ненавязчиво подводили к тому, что будет полезно в дальнейшем.
И тут мы осторожно подходим к тому, что поставленные цели
могут быть восприняты либо как-то иначе, либо вообще никак.
Потому что не доросли.
Кстати, раз мы говорим про пятый класс, я бы сказал, что самое
большее, что можно выжать --- это попытаться вызвать интерес
к чтению. Много выжать не получится, но эпические, приключенческие
и простенькие любовные вещи должны быть доступны.
Поэтому я бы сказал, что надо читать познавательную
приключенческую литературу: Беляева, Верна, Буссенара, Пикуля и т.п.
Была приключенческая серия какого-то поляка про ихнего Фомку,
то бишь Томаша, который "в стране кенгуру," потом ещё где-то.
Дарела и Лондона читать обязательно. У Лондона надо постараться
прочитать его условно "тяжёлые" вещи: "Морской волк" и "Время-не-ждёт."
Беляева, кстати, тоже, я не знаю больше ни одного писателя,
который разбирал бы тематику "киборгов" и "трансгуманоидов."
Из эпического можно читать "Живых и мёртвых." Все три книги.
Очень полезно прочитать "Большой пожар" Санина, кстати.
"Открытую книгу" и "Двух капитанов" Каверина --- обязательно.
По Дарелу можно посмотреть, где он там бывал и кого наловил.
По "Живым и мёртвым" можно попытаться посмотреть, где именно
шлялся Синцов и эта его Таня, как её, там... Синичкина, что ли?
По "Двум капитанам" можно тоже географию страны подучить,
особенно некоторых отдалённых частей. Можно рассказать,
как осваивался Север.
А вот всякие библии, ригведы и прочую чушь, которую могут
навесить в школе, надо постараться спихнуть при первой возможности.
Вот, собственно, и всё. Я не уверен, что существует ещё что-то,
что доступно пятикласснику. Нагружать пятиклассника диффурами
можно, но я не думаю, что это разумно.
А, не, можно давать научпоп Перельмана и Дмитриева.
Не известно, что из этого выйдет, но попробовать можно,
объяснение волновой механики на пальцах навряд ли пройдёт,
но какие-то вещи должны быть доступны.
---
"...Чтобы наука действительно входила в плоть и кровь,
превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом."

julia88

Читала мнение, что если ребенок ходит, но не берет призовые места, то лучше просто дома потом олимпиады прорешивать на время, дескать, иначе самооценка и мотивация падать будут
Если и дома прорешивать, и разбирать ошибки с олимпиады, и хотя бы изредка брать призовые места, то всё хорошо будет с самооценкой. Например, на школьной олимпиаде несложно взять победу и попасть на районную, также некоторые школы проводят олимпиады, в которых очень много призовых мест (например, те, кто набрал больше X баллов, награждается). Поэтому изредка брать призовые места - вполне доступно.
Самооценка сильнее зависит от восприятия олимпиады. Ребёнок, идя на олимпиаду, должен понимать, что он уже сильнее большинства детей.

kastodr33

вот тут со всем соглашусь, действительно хорошие книги рекомендованы
а рекомендованные в предыдущем посте скорее всего будут не менее кул турно чужды чем Онегины всякие, лучше уж пелевина почитать, но не в 5 классе

feradula

Все-таки нельзя не признать, что олимпиады давно уже спорт, и можно конечно пустить все на самотек и спокойно развивать ребенка, но может оказаться, что например при московской конкуренции ребёнок на всерос и не пройдёт, хотя по мозгам порешал бы неплохо. Или потратит все время на решение задачи, которую лично ему не под силу решить, или будет думать над задачами, которые его тренированные соперники решат на автомате, и т.д. Если цель именно получить диплом (вопрос зачем это нужно оставим в стороне), то придётся целенаправленно тренироваться (как -опять же, отдельный вопрос), и, в общем-то, в 5 классе как раз время, когда можно искать-узнавать про кружки, преподавателей, школу и т.п.
Это не на последнее сообщение ответ, а в целом, а то у ТС может сложиться впечатление что можно ничего не делать и ждать что ребёнок сам диплом выиграет - или не выиграет. Так действительно можно, я так и собираюсь сделать ))) только я-то не считаю диплом достойной целью, как видимо и большинство отметившихся в треде, поэтому и советы такие.

sandish

Организовать для пятиклассника необходимость написать куда-то.
Что-то типа эссе на понятную ребенку тему.
Например,
Убедить родителей, что ему нужно ходить на теннис , а не на музыку с аргументами, почему это хорошо для обеих сторон, причинами своего желания и прочее.
Попросить подарок у кого-то нибудь.
Пожаловаться на плохую услугу.
Было бы желание.
Да, возможно, этому родители должны учить, а не школа. Но нафига тогда такая школа, которая ничему полезному не учит.

IrishkaOrlova

Пушкина и Лермонтова.
почему
капитанская дочка напрмиер отличная книга для шестиклассника
отличная история про историю :) , про приключения и любовь :)
через такие книжки интерес к истории, отечественной и мировой как раз и прививается, легко и ненавязчиво
а мцыри какая прелесть, до сих пор ведь помню . и тоже класс шестой
какой смысл владеть русским языком и не воспитываться на таких книгах

ninash

открой ему страшную тайну - чтобы зарабатывать много денег, исключительный ум не нужен. скорее, он сильно мешает. и практика показывает, что очень востребованны общая адекватность и умение общаться и договариваться, чего ему со своим математическим развитием явно не хватает.
короче, пусть не портит девочке детство, и, если уж хочет ее развивать, пусть развивает комплексно - в первую очередь социальные навыки, спортом еще не помешает заниматься с детства.
з.ы. ну если уж его так прут будущие профессии - то сейчас все сейлы утверждают, что через 5-10 лет станут очень востребованны направления big data и machine learning

IrishkaOrlova

еще почему то иностранных авторов раскритиковали, совершенно зря, на мой взгляд
я бы изучение зарубежной литературы сделала факультативом. круто же
не прочитал короля лира, считай вообще не жил :) как бы все это надо, все это ценные вещи . и бальзак, и мольер и гете
а в школе так много времени на все это . при толковом преподавателе можно отличный гуманитарный фундамент заложить

Stas33

Согласен, нафиг математику, ее нужно выучить до уровня поступления в институт.
На деле же учите английский и китайский, после института с аналитическим складом ума и знаниями языков - точно не пропадет.

FieryRush

На деле же учите английский и китайский, после института с аналитическим складом ума и знаниями языков - точно не пропадет.
Пригодится в макдаке на тверской.

BSCurt

з.ы. ну если уж его так прут будущие профессии - то сейчас все сейлы утверждают, что через 5-10 лет станут очень востребованны направления big data и machine learning
Да они и сейчас казалось бы востребованы, не?
Через 5-10 лет трудно гадать, может быть к тому времени каждая макака выучится ML, или какая-нибудь новая технология войдёт в фавор.

ninash

ща про них в основном говорят типа "ах, как это будет нужно" :) ну кроме гугла да яндекса
теоретически уже могут подтянуться всякие банки да ритейлы, но им пока не особо надо

BSCurt

теоретически уже могут подтянуться всякие банки
Да уже поди всякий кредитный скоринг ML-ят.
Про ретейл же есть былинная история http://habrahabr.ru/post/147284/

griz_a

. Или потратит все время на решение задачи, которую лично ему не под силу решить, или будет думать над задачами, которые его тренированные соперники решат на автомате, и т.д.

Зачем это в 5 классе-то? Почему он не может набить шишек за 7 и 8 класс, которые все равно никому не нужны?
Олимпиад 100 штук в год, можно упрактиковаться.
при московской конкуренции ребёнок на всерос и не пройдёт, хотя по мозгам порешал бы неплохо.

В Москве вообще не очень высокая конкуренция, если смотреть по квоте на всерос.
в общем-то, в 5 классе как раз время, когда можно искать-узнавать про кружки, преподавателей, школу и т.п.

Это очень индивидуально.
Олимпиады до 7 класса вообще не имеют ничего общего с настоящими, никакой возможности толком оценить способности нет, etc.
Кружок может быть полезен, но вполне заменим работой с родителями в умеренном масштабе или хорошей книжкой, если ребенок способен к самостоятельной работе.
Я не так много как Тома, но все же встречаюсь с нынешними олимпиадниками и вижу большой негативный эффект от детей, которым в 5 классе забили голову тем, чем им лучше было ее забить в седьмом или восьмом или вообще не забивать.
Они потом уже не хотят разбираться в простом, потому что думают, что все это знают, а на деле не знают ничего.
По моим впечатлениям вокруг большое количество средних олимпиадников, которым в 9 классе со скуки рассказывают теорию групп, но они индукцией владеют еле-еле.
Вчера проверял ММО - одиннадцатиклассники пользуются какими-то заумными теоремами, неправильно доказывая, что a>b, где a=x^2+1, b=2x при некотором x>1.
Базовое умение обозначать неудобные объекты новой переменной отсутствует.

feradula

Эээ, это точно мне ответ? Я кажется писала то же самое несколькими постами ранее, только более подробно.
Не хочется повторяться, просто в 5 классе самое время узнавать где можно учиться. А вовсе не изучать материал старших классов. И уж точно не ходить на 100 олимпиад в год. Первая цитата вообще про 9-10 класс.

Sander

А зачем?
как "неограниченный заработок (тм)" зависит от порядкового номера в олимпиадном рейтинге?
Посмотрел ради интереса перводипломников на всеросе моего 11 класса. Все ребята успешники по местным меркам.

griz_a

Эээ, это точно мне ответ? Я кажется писала то же самое несколькими постами ранее, только более подробно.

Вообще тяжеловато отличать людей без аватара с никами из пары букв, да.
Первая цитата вообще про 9-10 класс.

Как-то это непонятно из текста. Про 9-10 класс она совсем теряет смысл, понятно, что если цель выиграть олимпиаду, то в 9-10 классе нужно ходить на олимпиады, когда еще-то
просто в 5 классе самое время узнавать где можно учиться

Звучит так, как будто на это узнавание нужно 3 года :)
Можно и в 7 отдать в школу получше, по большому счету невелика разница.

marina355

Посмотрел ради интереса перводипломников на всеросе моего 11 класса. Все ребята успешники по местным меркам.
местные мерки убоги же. 400 штук вторая планка? 700 тыс задекларированными? $400 тыс/год живя в Штатах? Ты серьезно считаешь это неограниченными зарплатами?
твои перводипломники наверняка в той же лиге что и форумчане.

FieryRush

Тебе типа меньше чем абрамович или билл гейтс не катит? На 400к можно прекрасно жить, без забот. Не все же помешались на зарабатывании бабла, некоторые и просто жить хотят.

nastena

Спасибо всем за высказанные мнения, экстракт дискуссии я передам.
Тамара, если не возражаешь, я, по крайней мере, сообщу о возможном источнике получения развернутой инфы об олимпиадном движении, и если приятель посчитает нужным, возможно с тобой связаться?

Kevin111

Если есть желание упороться олимпиадами, то стоит обратить внимание на http://olimpiada.ru - главный ресурс по олимпиадам в Москве.

feradula

Ну как бы если подходить так: "в 7 отдать в школу получше", то с большой вероятностью и получится такой эффект, что ребёнку в 9 классе от скуки расскажут теорию групп, а базовой математики он не будет знать. Если есть цель получить диплом в 11, то в 5-6 самое время определиться как это сделать Скажем, вполне возможна такая ситуация: в 7 классе ко мне подойдёт папа по поводу поступления в 8, я выслушаю его планы на ребёнка, и не посоветую ко мне поступать. А люди, к которым посоветую, 7 класс уже набрали и вашего ребёнка возьмут ну если только он совсем уникальный. Ну и вообще-то летние и прочие школы для 5-6 класса вполне существуют и осмысленны. Более того, на самом деле их очень много, и далеко не все равно куда ехать. Не то чтобы одни плохие, другие хорошие - хороших много, просто все зависит от целей.
Поэтому надо узнавать. По школам надо не просто смотреть на школу, но и на конкретного человека кто будет класс набирать. ..Ну про это я уже писала. И наверняка за год-два до набора у него существует кружок, так что на него можно и посмотреть живьём. Ещё, кстати, по поводу олимпиадного программирования: не из любого маткласса в эту область "отпустят".
Ты пишешь что-то типа: ну учите ребёнка как-нибудь неплохо, благо хороших возможностей много, а дальше как сложится. Отличный совет, только кажется тс немного не подходит.

nozanin

Я просто плыл по течению использую свои способности и знания и это был далеко не самый эффективный подход.
Тут скорее папа попал в ловушку кризиса среднего возраста и анализирует, где же он упустил кучу возможностей.
А между тем, в то время, когда он «плыл по течению», всё было штатно и нормально. Заботонелость хороша только в умеренных дозах, иногда и расслабиться надо.
Далеко не все дети потом скажут «спасибо» родителям за перегрузку. Учиться, несомненно, надо. Стараться пойти выше — да. Но даже если его дочка не окажется МГУ-финишд, а найдёт себя в какой-нибудь обычной интересной работе — это тоже ок, главное чтобы счастливой была.
но лучше иметь хоть какой-то план
Для школьника самым лучшим планом будет — как можно больше всего узнать о мире, ознакомиться со всем, что есть вокруг. Причем не в режиме ботанства, а просто по жизни.
Если есть возможность — пожить в других странах, посмотреть мир уже сейчас. Пожить пару лет в Азии? ДА! И особенно круто выучить местный язык и посмотреть как там живут. Школьную программу РФ ботанить с репетиторами по скайпу.
Летние лагеря — много и разных, причем как ботанские, так и с пролетариатом. Второе тоже крайне важно, чтобы круг общения не был сведён к таким же «золотым деткам», нужно одинаково хорошо общаться со всеми.
И да, первая любовь — тоже будет, и очень часто совсем не с таким, каким видит будущего мужа папа.
В общем, план — дать ребёнку пожить, ориентироваться по ситуации, никуда не гнать.

nozanin

Прошлый ответ был ДО прочтения оригинального поста до конца.
Одна из важных проблем - мы не можем перевестись в другую школу. Нет не сил ни желания ни возможности тратить по 3 часа в день на дорогу. Осмысленно ли искать хорошего репетитора?
Мне одному кажется, что как минимум родитель-2 занимается офисным планктонством, эффективен в стиле Флоси и пытается из ребенка сделать калеку?
Есть ряд психологических проблем, которые не дают ей стабильно показывать результат на который она способна, может выступать еще лучше.
Девочка в пятом классе, а её уже довели до психологических проблем!
Он вообще своего ребенка любит? Может она психологически не склонна к всяким лидерствам и прочим булщитам?
У ребёнка есть музыкалка? Художка? Танцы? Она играет с другими детьми? Или она — белковое туловище, которое должно порадовать папу местом на всеросе?

karim

У ребёнка есть музыкалка? Художка? Танцы?
предлагаешь еще и этим заебать? :D

nozanin

Незачем терроризировать ребенка, чтобы загнать его в эти абстрактные топы
У меня знакомый хотел всегда тоже надрючивать сына на олимпиады, а пока семикласник как-то подошел и выдал:
— Пап, а знаешь, я ведь неплохой игрок в КС! В десятку лучших точно вхожу!
Так что той девочке от стресса в 5 классе легко в 9 дойти до развратной школьницы, снимающейся за идею в кино про похотливого учителя и ученицу.
Срыв башни — он такой...

nozanin

предлагаешь еще и этим заебать?
Танцы дадут ей фигуру, чтобы не быть жирной Ерсубиной.
Художка разовьёт чувство вкуса и прекрасного, чтобы не быть безвкусной Ерсубиной.
Музыкалка даст чувство интонирования и ритма, чтобы как минимум отличать музыку от говна, которое слушают Ерсубины.
:)

antonata

Анализируя свою жизнь я <...>
Что-то от прочтения этого текста у меня волосы на голове дыбом встали.
Девочка еще только в пятом классе, а родители уже для нее профессию выбирают. Максимум амбиций, максимальная зарплата, на мнение и желания девочки - насрать. Человек на работе едва ли не половину всего своего времени бодрствования проводит. Неплохо бы сделать так, чтобы она там занималась чем-то, что ей интересно, а не отбывала наказание за зарплату.
Может ли пятиклассница определиться, что ей интересно? В такой постановке - наверное нет, но она уже вполне способна давать обратную связь, что вот этим мне интереснее заниматься чем вот этим (про что-то вполне конретное). А родители уже на основании этого могут что-то выстроить.
А еще родители могут попытаться заинтересовать ребенка каким-то направлением. Правда математику в данном случае уже, возможно, угробили...
В пятом классе она уже "прошла" школьную программу за 9-10? Они уверены, что понимают, что делают? Матшколы и матклассы редко забегают настолько вперед по программе. Там смотрят вглубь, а не вширь. В рамках текущего материала обычно хватает интересных задач, сопутствующих теорем и необычных способов применения, чтобы заполнить все время обычения даже очень талантливых детей. С подходом "бежать вперед" они получат мешок знаний без понимания, как их применять (или с очень плохим пониманием). Это в лучшем случае.
Есть ряд психологических проблем, которые не дают ей стабильно показывать результат на который она способна, может выступать еще лучше.
Дай угадаю: родители вынесли девочки мозги по поводу результатов и она теперь сильно волнуется и из-за этого выступает хуже, чем могла бы?
Одна из важных проблем - мы не можем перевестись в другую школу. Нет не сил ни желания ни возможности тратить по 3 часа в день на дорогу. Осмысленно ли искать хорошего репетитора?
Ребенку важно его окружение. Компания из сверстников, кто активно учит математику, улучшат ее результаты гораздо сильнее, чем все текущие действия родителей. Если уж они не хотят переводиться в нормальную школу (крайне спорное решение), пусть хотя бы в хорошие летние школы ее отправят (Кировская ЛМШ вроде после 6 класса уже берет на математику).

karim

главное пианиздом поехавшим не стать :)

kastodr33

нина ну сколько можно
какие нахер без забот
иди выскажись в треде про сколько нужно денег - распиши как ты без забот будешь на 400к жить.

marina355

Тебе типа меньше чем абрамович или билл гейтс не катит? На 400к можно прекрасно жить, без забот. Не все же помешались на зарабатывании бабла, некоторые и просто жить хотят.
причем тут я, там батя, по ходу, еще тот достигатор. все чего он сам не достиг - за него должна достигнуть дочка.

mars

Делишься печальным опытом?

Mausoleum

Поэтому, если можно, выскажите свои мысли по поводу пакета вопросов от папы усидчивой и послушной девочки.
Папа этой девочкой хочет прожить свою жизнь еще раз, только лучше, так, как ему кажется правильным. Затащить дочкой олимпиадки, которые сам прососал, в частности.
Это в высшей степени порочный подход, способ надежно угробить естественные склонности ребенка и породить кучу комплексов.
Основную разъяснительную работу надо проводить не с ребенком, имхо, а с папой.

Bugchig


я верно прочитал?
девочка учится в 5 классе и знает программу 9 класса по алгебре и 10 класса по геометрии?
А в нее эту программу насильно запихивали репетиторами и ремнем, или она сама просто учебник заботала?
Если сама, от скуки, то имеет смысл поискать возможность порешать и задачки посложнее, чем школьная программа.
Например, в мое время была ВЗМШ, там по почте слали учебники и контрольные.
Было интересно, после него на мехмат без ткачуков было поступить несложно.
Ну а если это все папаша сублимирует, то увы, фиг у него что получится

Iron18

 
А в нее эту программу насильно запихивали репетиторами и ремнем, или она сама просто учебник заботала?
а при чем тут это? это второй вопрос
я просто не верю в то что она знает курс 9 и 10 класса
поверил бы лично, если бы при мне решила ГИА (математика за 9 класс) на 18-20 баллов (из 20) :grin:
автор мне пока не ответил на вопрос данный))

Bugchig

Ну просто ты задал этот вопрос, вот и получилось, будто у тебя спрашиваю. Вопрос на самом деле ТС.
И в этом ничего особенного так-то нет, там ботать особо нечего по школьной программе. Просто интересно, чья инициатива была

FieryRush

иди выскажись в треде про сколько нужно денег - распиши как ты без забот будешь на 400к жить.
Чего тут расписывать-то. В целом любой человек, который получает в 10 раз больше чем остальное население страны в среднем, будет жить хорошо в этой стране. Чтобы предупредить пиздежь про лакшери яхты и т.п. сразу указываю на бессмысленность подобного потреблятства, потому что всегда вокруг будут люди богаче.

Niklz

Ну, с дипломами, еще такая логика у папы может быть - если дочка получит дипломы, то последующие годы и она сама себя и окружающие ее будут рассматривать как одну из лучших и это даст ей некий "трамлин". Понятно, что даже с ним все может пойти не так, но при прочих равных полезно.
Главное сильно не за@бывать этим, а то может обратный эффект случиться.

karim

так в этом-то и вопрос, где граница сильно - самое оно
мне тут недавно сообщили, что если ребёнок не рыдает во время занятий, значит всё в порядке :D

kastodr33

Подробно и распиши. Качественно 40к не сильно отличается от 400к. Вторая позволяет пожалуй не смотреть на ценники в ашане и только.

Mausoleum

Ну, с дипломами, еще такая логика у папы может быть - если дочка сейчас получит дипломы, то последующие годы и она сама себя и окружающие ее будут рассматривать как одну из лучших и это даст ей некий "трамлин".
Во-первых, если она могла бы стать выдающейся художницей или там отличным музыкантом, жесткий старт "по папе" принесет только боль и разочарования (потом, когда ее, привыкшую к победам, начнут опережать более одаренные).
Во-вторых, ты путаешь 5 класс и примерно выпускные. Трамплин может дать хороший диплом классе в девятом-десятом, а в пятом, как уже замечено было, многие из тех, кто потом, в 10-11 классах, будут легко выигрывать топ-олимпиады, еще не светятся особо. В пятом классе дипломы фактически берут педагоги, в 11 классе - сами дети (уже не совсем дети, ну да неважно).
Ну и я не верю в такую мотивацию, честно говоря. Сам работаю в допобразовании и вижу множество примеров: обычно амбиции по поводу ребенка (особенно девочки) у родителя (особенно папаши), а сама девочка просто делает, что ей говорят. Хорошо это или плохо? Все случаи разные...

BSCurt

С какого дохода человек перестает пиздить носки в Ашан?

Natashka81

амбиции по поводу ребенка
Был на воробьевых на шахматном турнире и наблюдал как совершенно растроенный ребенок вышел проиграв и папаша начал на него сначала орать а потом и бить! неравнодушный родитель сделал все возможное для лучшего будущего своего ребенка!

Niklz

А, да, я конечно же имел ввиду диплом в 10-11 классе.

2383933


Летние лагеря — много и разных, причем как ботанские, так и с пролетариатом. Второе тоже крайне важно, чтобы круг общения не был сведён к таким же «золотым деткам», нужно одинаково хорошо общаться со всеми.
Я во вторых бухать научился, потом в первых научил остальных))