Скоро учить в средней школе будет некому!
Сейчас в школах сидит одна нерусь, а настоящие арийские дети знают всё с пелёнок!
в этой ситуации виноваты сами учителя и их профсоюз, скзали бы сразу - за копейки учить не будем, образование не здравоохранение, оно может и подождать.
Сейчас идёт "бум" рождаемости. С одной стороны более-менее стабильная экономическая ситуация (детей заводят тридцатилетние, кто не мог это сделать в 90-х с другой-объективный демографический подъём из минимума рождаемости, который тоже пришёлся на 90-е годы.
В последние пять лет был минимум детей в школах по этим причинам, в следующие несколько лет детей пойдёт очень много и проблема с нехваткой учителей действительно есть.
Еще надо учесть, что в 90-е из-за этого много школ позакрывали, а учителей посокращали. То же самое касается детсадов и роддомов. Сейчас, конечно "бум" по сравнению с 90-ми, но по сравнению с 80-ми все равно мало рождается. Особенно детей "арийцев"

В 80-е был максимум рождаемости. В 90-е -минимум, когда вступили в детородный возраст дети детей "военного поколения".

сельские школы, а вних половина населения обучается, уже вовсю закрываются и укрупняются в районный центр
Не все так просто. В годы войны рождаемость падала всего в 2-2,5 раза по сравнению с 40 и 46 годами и длилось это всего 3 года (1942-1944). Во время "реформ" рождаемость упала тоже в ~2 раза, причем резко, и длилось это более 10 лет. Так что на войну тут сложно все списать.

Потому что рождаемость почти на нуле. А дети нормальных родителей учатся в хороших школах: если каждый родитель заплатит в месяц лишнюю тысячу рублей, то и школа будет отремонтирована, и учителя некислые надбавки получать будут. И среди молодых учителей есть достойные, зря вы так, просто они концентрируются именно в таких школах.
не поняла, про какие "хорошие школы" ты говоришь. Гимназии ты имеешь в виду? Там, где финансирование негосударственное? (родители платят за школу) Там да, действительно, и сосредотачиваются хорошие молодые учителя. Но ведь большинство школ (особенно в провинциальных городах) - обычные, государственные. Там никто из родителей вроде не платит за учёбу деньги (понятия лишней тысячи у людей в провинции нет). Вот там и существует проблема нехватки учителей, а следовательно..и качества образования.
Тысяча рублей даже в провинции не составляют особой проблемы.
Хорошие учителя, у которых неплохие связи в местном облоно и проч., практика в местном универе. И пожертвования в пользу школы, в основном, добровольные: кто-то реактивы для класса химии купит, кто-то классы вскладчину отремонтирует, кто-то просто бабла пожертвует и т.д. Зато наши учителя не парились по поводу всякого говна типа репетиторства и занимались с учениками и по воскресеньям (лекция, практикум). Кроче, все в наших руках.
Вообще, надо менять систему образования.

Ты в московских двориках был? Я видел этих детей... Я бы для них вообще закрывал и школы и детсады.Может их еще отстреливать предложишь? Знаешь, в Латинской Америке это - обычное дело. А то они тебя ж потом будут п#$^ить в этом дворике.
Понятно, что государство несовершенно... Но тогда серьезные школы имеет смысл организовывать как что-то типа интерната: если государство всерьез вкладывает бабло в образование, тогда оно имеет право имхо получить нормальных граждан, а не "гражданское общество" в российском толковании господ либерастов.
Да я сам своему сыну образование дам получше, чем это сделают в обычной школе... Или заплачу за то, чтоб мой сын учился в нормальной школе со шкафчиками, хорошим спортзалом, оборудованными классами и хорошей столовкой (а не той, что у нас есть сейчас где подают нормальную еду, а не то... что сейчас (школьный чай до 10-го класса даже вспоминать неохота, зато потом он стоил в 2 раза дороже, но хоть пить можно было) в окружении русских людей. Из школы должны исключать за курение, алкоголь и проч. Короче, за нормальную школу для своих потомков лучше заплатить, чем жмотиться и получить общечеловеческое чмо.
А что сделали эти люди для того, чтоб их дети учились в нормальных школах?А что, дети в этом виноваты, что родители "ничего не сделали"?
Кстати, деды и бабки этих детей страну отстраивали. Типа, дом где ты скорее всего сейчас сидишь, электростанцию от которой ты сейчас эл-во берешь, метро на котором ездишь и т.д. Это все, типа не считается?
7 разряд - полная ставка 1800 рублейКакая-то сладкая невероятно высокая ставка! Я полгода назад работая старшим преподавателем в ОмГУ официально получала 1800, т.к. это по тарифной сетке 13-й разряд. А 7-й разряд - это без высшего образования, там вообше около 1000 было. Так что, пусть радуются, что 7-й разряд и столько платят! Т.е. хочу сказать, что эти учителя еще неплохо устроились. А разряд в школе поднять легко, достаточно годик поработать - аттестоваться и уже 12-й разряд. Примешь участие в каком-нибудь конкурсе, типа Учитель года - уже 13-й. Так что.. было бы желание!
А то что государство поступает по-свински по отношению к учителям - так так всегда было. Этим сейчас никого не удивишь.
Либо надо скидывать власть и устанавливать нормальную, либо уж как-то приспосабливаться. За детей несут ответственность прежде всего их родители.
И что, теперь вечно почивать на лаврах?Дык они и не почивали вроде никогда на лаврах. В молодости вкалывали, сейчас 1-2 тыс. пенсии получают, тоже не разгуляешься.
За детей несут ответственность прежде всего их родители.Т.е. не мое дело, да?

P.S. В первую очередь - родители. А во вторую? Если померли родители, или оказались лохами и не взяли на халяву "Норильский Никель", когда всем предлагали, а сейчас сидят без работы и самогон глушат?
P.P.S. В духе Марка Желнова, в конце цитата из попсы

А наш райончик на отшибе городском стоитКороче, детей этих ребят с отшиба в школу пускать нельзя категорически...
И вся округа день и ночь стаканами звенит
Ребята местны горьку пьют не знают фитнеса
Всё потому, что перспективы нет и бизнеса

А 7-й разряд - это без высшего образования,Что такое ОмГУ, туда что, без образования совсем берут?
достаточно годик поработать - аттестоваться и уже 12-й разряд.Что-то не верится, это правда, что несколько разрядов за один год набрать можно?
Не думаю, если честно, за даже за 3-4 года молодой учитель может себя зарекомендовать, как высококвалифицированный специалист. Опыт нужен, мне кажется, не меньше 10 лет. Или я что-то не понимаю в том, как присваивают разряды? кто это решает? (аттестовывает учителя)
Ну и к тому же вопрос: на какие деньги жить этому молодому учителю целый год, вкалывая по полной программе (выступая с докладами на конкурсе

Там же выше написано: я даже готов оплачивать обучение другого (не своего) русского ребенка в подобной школе. Но не детей азербайджанцев и проч.
И "Норильский никель" здесь вообще не к месту: речь не об элитном, а о самом обычном НОРМАЛЬНОМ образовании. Способные дети (а таких- очень много) должны учиться в подобных школах бесплатно. Как говорится, если родителей обеспеченных нет- надо вкалывать.
А детей из подобных районов можно и нужно ЗАБИРАТЬ в эту школу лет с семи. И ВСЕ воспитание должно проходить именно в стенах школы, а не на улице.
кстати, по переписи в России 20% - не русские. Их не учить что ли? Так ведь они тогда отделятся нахрен. Или ты тоже считаешь что "русские - в Рязань, татары - в Казань"?
Какая-то сладкая невероятно высокая ставка! Я полгода назад работая старшим преподавателем в ОмГУ официально получала 1800, т.к. это по тарифной сетке 13-й разряд.В Москве есть надбавки всем учителям, причем достаточно большие (если мерять в процентах относительно ставки). Поэтому в Москве суммарная зарплата у учителя 7 разряда на одну ставку действительно около этой суммы.
А разряд в школе поднять легко, достаточно годик поработать - аттестоваться и уже 12-й разряд. Примешь участие в каком-нибудь конкурсе, типа Учитель года - уже 13-й. Так что.. было бы желание!Аттестация на 12 разряд проходит в школе, и все тут зависит от школьной администрации и отношений с нею. В одном случае 12 разряд можно получить за год, в другом случае - и за 10 лет не получишь. Что касается 13 разряда, то он присваивается комиссией из районного (окружного в Москве) департамента образования, его тоже просто так не получишь.
ну так для Москвы 1800 руб. - это все равно что забесплатно работать...
ну так для Москвы 1800 руб. - это все равно что забесплатно работать...Не спорю. Но если есть жилье в Москве, то в принципе на такие деньги можно прожить. Хреново, но можно.
А вот вообще левых челов типа азеров, чеченцев и проч.- не вижу смысла учить: позволь им стать равными и они скоро будут нами править. Я хочу, чтоб то ограниченное количество мест под солнцем, что есть сегодня в России заняли насколько это возможно, русские. Поэтому давать хорошее образование нерусским детям- все равно что собственными руками хоронить будущее своих детей.

А тогда зачем давать образование чужим русским детям? Они же поумнеют и будут править твоими детьми. Конкуренцию им составят.
Хотя как-то люди умудряются жить в изрядной бедности и кормить при этом семью. Знал я одну мамашу, которая одна "воспитывала" троих детей, и при этом нигде не работала, жили они исключительно на всевозможные пособия.
Учителя в принципе могут репетиторствовать, особенно в Москве.
Так что "поборы" в школе - это типа локальные налоги сверх нормы. Вы уже заплатили за школу, но деньги до нее не дошли, затерялись где-то в "верхах". И вы платите еще раз уже по адресу.
работающим в школе аспирантам реально за 3 года дойти до 14 разряда (это тысяч 6-7 полной ставки). Год работы - 12 разряд (это не зависит от отношений с администрацией, это есть в законе участие в конкурсе учитель года - 13. Кандидатская степень - еще плюс один разряд.
Значешь чем принципиально отличаются налоги от поборов? Налоги платят все, кто зарабатывает деньги, а поборы - только те у кого есть дети школьного возраста. Налоги дают положительный стимул растить детей и отдавать их в школы, а поборы - отрицательный (пусть он лучше газеты продает, или на улице груши околачивает, чем в школе учится, там деньги требуют)
Поэтому я за налоги (и чтоб их платили все кто должен) и нормальное государство, которое тратит их куда положено. И против поборов и расистов.
Работающим в школе аспирантам (на полной ставке) нереально получить кандидатскую степень, как мне кажется.
А чем выражается то, что ты "за налоги (и чтоб их платили все кто должен) и нормальное государство, которое тратит их куда положено" ?
Кстати, о поборах в школе: вы не задумывались, в связи с чем вы платите налоги? Думаете, это на новые носки Путину? Не. Налоги как раз придуманы для обеспечения "бесплатного" образования, медицины и пр. Другой вопрос, куда они реально идут.Тогда вообще непонятно, зачем платить налоги, если они до конкретной цели не доходят. Тут налицо дефект налоговой системы - налогоплательщики откуда-нибудь с Дальнего Востока будут обеспечивать зарплаты московским учителям, которые выше в несколько раз, чем зарплаты учителей на Дальнем Востоке. При этом московские налогоплательщики будут платить ТАКИЕ же налоги. Спрашивается, зачем немосквичам отдавать свои деньги, зная, что их "съедят" в более богатой Москве? Пусть лучше деньги идут напрямую туда, куда они предназначены - в конкретные школы.
Так что "поборы" в школе - это типа локальные налоги сверх нормы. Вы уже заплатили за школу, но деньги до нее не дошли, затерялись где-то в "верхах". И вы платите еще раз уже по адресу.

Согласен, так тогда и подавно налоги платить не следует - деньги даем на школы, на учителей, а этих денег не то что у нас - нигде в России никто не увидел.
Система дает крен на стадии распределения.
To
А чем выражается то, что ты "за налоги (и чтоб их платили все кто должен) и нормальное государство, которое тратит их куда положено"?В смысле "В чем выражается?". Если бы я был президентом, наверное, выражалось бы сильнее. А так это просто мнение.
Это- совсем другое дело. И не надо делать вида, что ты не видишь разницы.
У меня вот знакомый дагестанец есть, очень хороший человек. Я бы платил за его ребенка.
А вот за твоего ребенка я бы не хотел платить. Вырастет еще таким же ксенофобом, как ты, да на мои-то деньги - нафиг это надо?
Критерии "армянин-не армянин" очень нечеткие. А главное, не отражают поставленной цели. Я бы не хотел для своего ребенка, чтобы он учился в одном классе с уродами и дураками. Вопрос в том, можно ли уродство и дурость определить по национальному признаку? Очень сомнительно...
Кстати, уже второй месяц обдумываю эту проблему
не дождутсяДоля сельского населения в России 23%.
сельские школы, а вних половина населения обучается, уже вовсю закрываются и укрупняются в районный центр
Учитывая то, что многие дети учатся в крупных населённых пунктах, живя в интернатах, в районах с редким населением (на севере например) доля сельских школ будет ещё меньше.
по данным недавной переписи " в сельской местности проживает 38,8 миллиона россиян, в городах - 106,4 миллиона. " это хас, есть "города" поселкового типа ничем от деревни кроме размероф не отличающихся эта два.
Я учил в школе 2 года, потом свалил. Вел я всего 4 урока в неделю и получал за это в среднем 1000р/мес. Эта сумма складывалась, в основном, из многочисленных надбавок. Она бы не увеличивалась пропорционально количеству часов, потому что надбавки фиксированные. Работая на полставки, я получал бы тысячи 3-4 где-то (из расчета, что учитель-завуч 16 разряда на полной получает в этой школе 18000).
Почему ушел: не смог; не было ощущения, что детям интересно со мной, и поэтому мне было не очень интересно с ними. Это вообще трудно, что-то делать и не видеть отдачу от работы. (Хотя она есть, они поступили все куда-то, и некоторым пригодилось то, что я им рассказывал.)
Другая очень важная причина - мне до этой школы час езды, терялась куча времени на дорогу. Если поначалу я воспринимал учительство как легкий приработок, то под конец - как весьма некомфортную обязанность.
Выводы: чтобы быть учителем, надо быть в какой-то степени фанатом этого дела и терпеть всякие трудности. Главная из которых в наш бурно развивающийся век - офигительно низкий (для меня) потолок зарплаты.
Однако можно подрабатывать, будучи студентом старшего курса. Если ты нигде не работаешь на постоянной основе, а с директором школы пососедству ты лично знаком, то учительство один день в неделю может стать ненапряжным и общественно полезным способом получить прибавку к стипендии.
И не надо платить за моего ребенка: я это сделаю сам. И, честно сказать, меня не очень волнует чье-то мнение по поводу воспитания МОИХ детей.
В смысле "В чем выражается?". Если бы я был президентом, наверное, выражалось бы сильнее. А так это просто мнение.Так это... может тебя тогда в президенты?..

А то получается такое же "за", как у этих ребят с красно-белыми шарфами, которые "за Спартак"

Год работы - 12 разряд (это не зависит от отношений с администрацией, это есть в законеСслылку на закон, пожалуйста. Если бы это было так, 95% учителей имело бы 12 разряд, что не соответствует истине. Разряд не присваивается автоматически, его устанавливает аттестационная комиссия.
Тут налицо дефект налоговой системы - налогоплательщики откуда-нибудь с Дальнего Востока будут обеспечивать зарплаты московским учителям, которые выше в несколько раз, чем зарплаты учителей на Дальнем Востоке.Надбавки московским учителям платятся из московского бюджета, то есть за счет московских налогоплательщиков.
Больше половины денег уходит в федеральный бюджет (из которого зп учителям вроде не платятКак раз наоборот: финансирование школ, в том числе зарплата учителям, идет из федерального бюджета, поэтому ту часть зарплаты, которая соответствует ЕТС, учителя получают из федерального бюджета. Все местные надбавки - из местного бюджета.
В любом случае неправильно говорить, что кто-то во Владивастоке оплачивает такие большие зарплаты москвоских учителей.
А то получается такое же "за", как у этих ребят с красно-белыми шарфами, которые "за Спартак"Может, у тебя какие-то более действенные идеи есть?



Омский Государственный Университет
>туда что, без образования совсем берут?
Берут. Например, в студенты.

А если чисто про работу, то в лаборанты какие-нибудь.
как-то слишком мало денег

>как-то слишком мало денег
Я там не был довольно долго, не помню уже.
Но зарплаты лаборантской вроде на пару раз пива попить хватало.
Работающим в школе аспирантам (на полной ставке) нереально получить кандидатскую степень, как мне кажется.


Маловато! У нас, помнится, при шестидневке учителя работали 5 дней в неделю. Иногда было 6 уроков в день, а иногда и 8.
Мало ли сколько учителя работали, сейчас все учителя работают не на одну ставку, если у них нет другой работы, кроме школы. А ставка - это действительно 18 часов.
"НЕУД" ПО ТОЛЕРАНТНОСТИ
В Москве разгорается самый крупный за последнее время межнациональный конфликт. Причиной послужил скандал в столичной школе № 223. Три года назад чиновники из департамента образования Москвы решили сделать из этой обычной средней школы школу с грузинским этнокультурным компонентом. Однако благая идея, направленная на то, чтобы заложить у детей основы толерантности, обернулась массовым бегством из школы детей и учителей негрузинской национальности. "Известия" провели собственное расследование и выяснили, что произошло это по вине сотрудников департамента образования Северного округа Москвы и руководителей школы, которые сами разделили и противопоставили одних детей другим. Ситуация усугубляется тем, что школьный конфликт уже начали использовать в своих пропагандистских целях политики-националисты. Вчера в Москве, около метро "Войковская", прошел митинг, на котором звучали откровенно антигрузинские лозунги.
"Здесь нет никакого национализма. Здесь чистая коррупция"
Широкую огласку проблема школы № 223 получила 1 июня, в День защиты детей. В этот день на площади перед школой под видом рабочей встречи с депутатом муниципального собрания состоялся митинг. Без всякого оповещения и подготовки перед зданием школы № 223 1 июня собралось около 100 человек: учителя школы (нынешние и бывшие ученики школы (нынешние и бывшие а также родители и родственники нынешних и бывших учеников и учителей школы. Работники милиции, которые каким-то образом узнали о готовящемся сходе, по численности собравшимся не уступали. В то, что это не митинг, а встреча с депутатом, они сначала поверили, но через 40 минут передумали и митинг разогнали.
20-летний депутат муниципального собрания Александр Закондырин еще недавно состоял в СПС, потом в "Яблоке", сейчас беспартийный, но в его кабинете висят большой портрет Ходорковского, маленький - Путина и оранжевый шарф украинской революции.
- Для меня в этой истории нет ни политики, ни национализма, - сказал мне Закондырин. - Дело в коррупции чиновников, повлекшей разжигание межнациональной розни. Нужен в наших школах этнокультурный компонент или нет - это второй вопрос. Главное - в школе № 223 грубо нарушается закон об образовании и дискриминируются по национальному признаку дети.
- Александр, в Москве 81 школа с этнокультурным компонентом. От азербайджанских до литовских. И там все в порядке. Почему шум поднялся именно здесь?
- Действительно, ну, подумаешь, школу покинуло больше половины русских учеников. Делов-то.
"Нас сразу разделили на грузин и негрузин"
О том, как должен выглядеть в московской школе этот самый этнокультурный компонент, я спросил у начальника Управления образования Северного административного округа Москвы Виктора Кичатова.
- Это всего лишь 5 часов в неделю дополнительного факультативного обучения, - ответил чиновник. - То есть один час в день. Я подчеркиваю: факультативного. В школе № 223 грузинские и негрузинские ученики приходят утром в школу и учатся в общих, смешанных классах по общешкольной программе. Грузин там 30%, и они все не просто граждане России, а москвичи, у них прописка московская. Преподавание ведется на русском языке. И только после уроков желающие ученики - опять-таки независимо от национальности - остаются еще на 1 урок по программе этнокультурного компонента.
Однако бывшие учителя 223-й школы рассказывают, что на деле все было не так. Вот что говорит бывший учитель музыки школы № 223 Наталья Константиновна Герасимова:
- Когда в 2002 году в нашей школе решили ввести грузинский компонент, я очень удивилась. У нас учились дети 12 национальностей, но грузин в школе было не больше, чем в любой другой. В руководстве и среди учителей грузин не было вообще. Я не говорю о том, хорошо это или плохо, я просто констатирую факт. И вот в преддверии этих перемен директором школы была назначена Дали Гивиевна Макацария, грузинка. Очень скоро в жизни школы медленно, но верно начались странные изменения. В школу в массовом порядке стали принимать грузинских учеников. Все учащиеся сразу же были разделены по национальному признаку - на группы "А" и "Н". "Н" - это национальные грузинские классы, "А" - негрузинские. Группа "А" учится на русском языке, группа "Н" - на грузинском. Группа "А" учится в первую смену, группа "Н" - во вторую.
- Вы имеете в виду 1 час факультативного занятия по этнокультурной программе?
- Нет, я имею в виду полное обучение по всем предметам. Учителей тоже фактически разделили на грузин и негрузин. За редким исключением грузинские учителя преподают для грузин, негрузинские - для негрузин. У директора появляются целых 2 заместителя по национальным вопросам - Марина Джанашия и Тамила Габадзе. Фактически речь пошла не о грузинском компоненте, а о полноценной грузинской школе. Разумеется, все эти события спровоцировали массовое бегство из школы русских учителей и учеников. Я уволилась из школы в прошлом году. Мне просто стало некого учить по-русски.
- Наталья Константиновна, вы ничего не путаете? В России по закону преподавание в государственных школах возможно только на русском языке.
- Я ничего не путаю. Я сама видела учебники по математике на грузинском.
На сайте московского грузинского землячества www.mgz.ru школа № 223 рекламируется очень активно. Я позвонил по телефонам, указанным на сайте, сказал, что у меня жена грузинка и мы хотим отдать нашего ребенка в школу № 223. Поинтересовался, на каком языке в ней ведется преподавание в классах "Н". "На грузинском, конечно". - "Полностью на грузинском?" - уточнил я. "Полностью".
Все остальные факты, приведенные в разговоре с Натальей Герасимовой, тоже подтвердились. В распоряжении редакции имеются десятки записанных на диктофон разговоров с учителями, родителями и учениками, покинувшими школу и пока еще остающимися в ней. Все они свидетельствуют об одном и том же: ситуация в 223-й школе выглядит совсем не так, как представляют себе в департаменте образования Москвы.
"Мы будем вынуждены забрать из школы своих детей"
Слепота управления образования Северного административного округа перестала меня удивлять, когда я узнал, как проходило экстренное заседание муниципального собрания Войковского района, состоявшееся вскоре после митинга 1 июня. На него были приглашены глава района Олег Реутов, заместитель начальника департамента образования Северного административного округа Москвы Лариса Портянская и директор школы № 223 Дали Макацария. Депутат-смутьян Александр Закондырин потребовал пропустить с ним в зал заседаний 12 жителей района и выслушать их информацию. Муниципальное собрание приняло решение отказать. Александр Закондырин вместе еще с одним депутатом, Михаилом Комаровым, в знак протеста покинули зал заседаний. Депутаты выслушали мнение одной стороны конфликта, дружно осудили действия коллег и разошлись. Они поверили директору школы, которая заявила, что до 1 июня в школе не было ни одного межнационального трения и, если у кого-то были какие-то претензии, их не следовало сразу выплескивать на улицу. Представитель департамента образования Лариса Портянская подтвердила, что к ней не поступало ни одного тревожного сообщения. Если бы депутаты все-таки выслушали жителей района, они бы узнали, что директор школы и ее начальник, мягко говоря, депутатов обманули.
"Мы, родители учеников школы № 223, хотели бы сообщить, что в средней школе № 223 в результате деятельности директора Макацария Д.Г. сложилась нездоровая обстановка, которая негативно влияет на процесс обучения наших детей и вызывает напряженность в межнациональных отношениях. Со времени назначения директором госпожи Макацария школу были вынуждены покинуть опытные преподаватели (далее следуют 10 фамилий. - "Известия"). Притесняя русских учителей, Макацария Д.Г. активно привлекает учителей грузинской национальности. Многие из них с трудом изъясняются по-русски. В результате в школе русских учителей не хватает, качество преподавания снижается. Мы пытались наладить диалог с Макацария Д.Г., чтобы как-то улучшить ситуацию, однако отношение к нам с ее стороны оказалось неконструктивным. Мы не против совместного обучения русских и грузинских детей квалифицированными, грамотно говорящими по-русски и воспитанными в русской культурной традиции педагогами, независимо от их национальности. Но, исходя из сложившейся ситуации, напрашивается очевидный вывод, что осуществляются последовательные и целенаправленные действия по превращению русской школы в грузинскую, в результате чего мы будем вынуждены перевести наших детей в другие школы".
Это письмо поступило в департамент образования Москвы зимой 2004 года. Под ним стоят подписи 140 человек. Фамилии русские, армянские, азербайджанские. А вот и ответ на тот тревожный сигнал, которого, по словам Ларисы Портянской, не было вовсе:
"Департамент образования города Москвы рассмотрел жалобы родителей на ситуацию, сложившуюся в школе № 223 Северного округа. Результаты проверки действительно свидетельствуют о наличии управленческих просчетов и нарушений в работе администрации школы. Претензии к администрации по вопросам организации образовательного процесса во многом обоснованные. Кадровые проблемы в школе имеются. Привлечение учащихся к досуговой деятельности неравномерное. Ансамбли, кружки, творческие коллективы созданы преимущественно для грузинских детей. Родителей беспокоят имеющие место стычки между детьми и умалчивание этих инцидентов администрацией и учителями". Подпись - первого заместителя руководителя департамента образования Москвы Л.Е. Курнешовой.
"Мы отлично дружили без всякого компонента"
Одного из авторов родительского письма зовут Виктория Точенова. Виктория долгое время работала на ответственной должности в МИДе, сейчас она занимает высокий пост в одной очень крупной российской компании. Если бы кто-то еще недавно сказал Виктории, что ей придется защищать своего ребенка от дискриминации по национальному признаку, она бы подумала, что этот человек бредит:
- После нашего коллективного письма департамент созвал в школе общеродительское собрание. Проводила его та самая Лариса Портянская, которая теперь говорит, что не получала от нас ни одного тревожного сигнала. Дали Гивиевна имела в тот день бледный вид. Она каялась и говорила: "Я осознала свои ошибки". Когда директор вышла из класса, Портянская попросила нас не раздувать пожар, пообещала, что Макацария доработает этот учебный год и будет уволена, а чтобы нам было легче дожить до лета, она отправит ее на полуторамесячные курсы повышения квалификации. Только это и заставило нас успокоиться.
- Виктория, а что вас так не устраивает в этом директоре и в этническом культурном компоненте?
Дело не в компоненте, а в дискриминации. Дали Гивиевна в первую очередь человек своей нации и лишь потом - человек своей профессии. В нашей школе и при нашем директоре этот компонент просто стал поводом для того, чтобы представители одной национальности стали хозяевами в школе в ущерб другим. Мы это почувствовали сразу. И родители, и дети. Родители - когда для грузинских мам были созданы особые условия. Например, русским родителям разрешается пройти в помещение школы лишь по паспорту и с конкретной целью. Мы не против, эти антитеррористические нормы введены во всех школах Москвы. Но для грузинских родителей было сделано исключение. Им с самого начала разрешили находиться в школе на протяжении всего учебного времени. Вместо документа у них было грузинское лицо. Их даже допускали в столовую, где по санитарным нормам вообще посторонним запрещено находиться. Что должны были чувствовать русские родители? Уважение к культурным традициям другой нации? А что должны были чувствовать ученики, когда грузины им говорят: "А почему вы здесь учитесь? Это наша школа!" Толерантность? И ведь грузинские дети действительно так думают, им это дают понять грузинские руководители и учителя. Хотя бы тем, что в любом детском конфликте они принимали сторону своих учеников.
"Я их буквально за руку хватаю - все равно бегут"
На курсы повышения квалификации директора школы действительно отправили. Но через полтора месяца Дали Макацария вернулась как ни в чем не бывало, и родителям стало ясно, что все будет по-прежнему. Из школы и до этого уходили ученики - группами и в одиночку. А теперь бегство стало массовым. В прошлом году ушел в соседнюю 747-ю школу весь 5-й класс. За ним в полном составе ушел в 726-ю школу один из 8-х классов. Эта школа находится по другую сторону Ленинградского шоссе, идти туда приходится минут 20, но дети предпочли это неудобство удовольствию учиться в школе № 223. Уже в нынешнем учебном году кто куда сбежали половина учеников другого 8-го класса. Третий год у школы проблемы с набором в первые классы группы "А". 3-го класса нет вообще ни одного, один 2-й класс кое-как набрали, 1-й пока под вопросом. Русскоговорящие дети не идут в школу. Это значит, что через 5-6 лет школа станет полностью грузинской и впору будет в приказном порядке вводить русский компонент.
Массовый уход русских учеников начальник Управления образования Северного округа объяснил мне так:
- Они не сами уходят. Это мы их переводим. В связи со строительством нового здания школы. И первые классы тоже специально не набираем. Нет помещения для учебы. Но когда школа откроется, мы не будем их возвращать. Зачем? Они уже влились в новые коллективы.
Рассказывает учитель начальных классов Софья Ароновна Бугова:
- Набор в первые классы все эти годы проводился. Просто люди не хотят вести к нам детей. Для всех местных жителей это уже не обычная общеобразовательная школа, это грузинская школа. На будущий год записались пока лишь 5 человек. Если не наберется хотя бы 15, я останусь без работы.
Те же проблемы и у заслуженного учителя России, лауреата премии "Соросовский учитель" Ольги Кривошеевой, преподавателя математики. Раньше у нее была нагрузка 30 часов в неделю, теперь осталось 10. Преподавать в грузинских классах ей не дают, а число русских учеников с каждым месяцем уменьшается.
- Я не могу сказать, что я испытываю какие-то явные притеснения от грузин, - рассказала Ольга Николаевна. - Но мне скоро некого будет учить. Из нашей школы уходят те ученики, которые действительно хотят учиться. Для меня потеря работы не проблема, меня готовы взять в любую школу, но я принципиально не хочу уходить. И учеников прошу этого не делать. Но пока меня слушается только мой собственный класс. Остальные бегут. Буквально за руку хватаю - все равно бегут.
Спрашиваю у Виктории Точеновой:
- Виктория, действительно, зачем уходить? Учите ребенка смелости, пусть справляется с трудностями.
- Я хочу дать своему ребенку хорошее образование. Как можно оставаться в этой школе, если русскому учителю физики приходится преподавать географию. Если немецкий и английский одно время вела грузинка, которая по-русски говорит на уровне "один вилька две ложка". Если для русских детей директор не может найти учителя информатики, а для грузинских - полный комплект всех учителей. А что касается сведений о том, что наш класс, оказывается, специально перевели, то я даже смеяться не могу. Это уже слишком. Хотя, возможно, они потом задним числом оформили наш уход как спланированный перевод. Они могут.
"Они все - потенциальные москвичи"
Дали Гивиевна Макацария в разговоре со мной говорит много красивых и правильных вещей:
- Дети есть дети. Они везде имеют право учиться. Планета наша общая. И если они приехали в Москву учиться, они должны здесь учиться, об этом нам говорит начальник департамента образования Москвы Любовь Петровна Кезина. В нашей школе с национальным этнокультурным компонентом все делается для того, чтобы воспитать в детях культуру уважения к другой нации. Они все потенциальные москвичи. И у меня распоряжение такое: учить всех, независимо от национальности. Мы не имеем права делить их на грузин и русских.
- Так почему же делите? На группы "А" и группы "Н". Это же само по себе провоцирует противостояние.
- Это временная мера, в связи со строительством школы.
- Учителя хором говорят, что так было всегда.
- До 1 июня в школе не было никаких трений на межнациональной почве, ни одной жалобы, - Дали Гивиевна даже глазом не моргнула. - Все началось только сейчас, как только строительство нового здания вышло на финальную стадию. Я думаю, кому-то просто очень приглянулось новое здание школы.
Я попросил Дали Гивиевну предоставить мне возможность пообщаться с грузинскими родителями и учениками, поскольку в каникулы найти их в Москве самостоятельно невозможно. Она познакомила меня со случайно находящейся в тот момент в здании мамой одного из учеников - Изой Барамидзе. Иза Котевна говорила по-русски очень плохо, но на мои вопросы смогла ответить. По ее словам, ее дети в школе чувствуют себя очень хорошо, никто их не притесняет, с русскими детьми у них отношения хорошие, учителя замечательные. Я попросил у директора хотя бы телефоны других родителей, но Дали Гивиевна сказала, что беспокоить их не стоит. Моя попытка пообщаться с грузинскими учениками и их родителями на выпускном балу тоже не увенчалась успехом: директор потребовала разрешения начальника управления образования Кичатова, а он не разрешил.
"Известия" продолжат следить за ситуацией в школе № 223. Однако уже сейчас ясно одно. Действия чиновников привели к всплеску ксенофобии.
P.S.
В ччетверг на митинг у метро "Войковская" пришло около тысячи человек. Помимо обычных горожан, которых конфликт в школе № 223 коснулся непосредственно, были там и ярые националисты. Одни, бритые наголо, выкрикивали лозунг "Слава Руси" и вскидывали руку в нацистском приветствии. Другие развернули такой плакат: "Выгнали из Абхазии, выгоним из Москвы". В толпе сначала поднялся неодобрительный гул, однако этот плакат провисел до конца митинга.
Интернет-опрос "В школе, где учатся ваши дети, возникают конфликты на национальной почве?"
Голоса распределились следующим образом:
1. Да - 50,28%
2. Нет - 35,60%
3. Не знаю - 14,12%
Опрос проводился на интернет-сайте "Известий" по адресу www.izvestia.ru. В голосовании приняли участие 1177 человек
http://www.izvestia.ru/life/article2024249
:Правильный перец ): !
20-летний депутат муниципального собрания Александр Закондырин еще недавно состоял в СПС, потом в "Яблоке", сейчас беспартийный, но в его кабинете висят большой портрет Ходорковского, маленький - Путина и оранжевый шарф украинской революции.
в Москве очень неплохо платят в среднем образовании. у меня, при отсутвствии высшего образования выходит около 5$ в час при ненапряжной работе. в Питере ситуация примерно такая же (знакомые там работают). да и в других городах, откуда у меня есть знакомые, учителя тоже не бедствуют. просто кто сидит сложив лапки и скулит, тот и получает 1800 в месяц, а кто крутится, в конкурсах участвует, репетитурствет и все такое, тот и получает прилично.
Разговаривала сегодня с директором одной средней школы. Нехватка кадров ощущается уже сейчас. Пока что работает поколение учителей 50 - 60-хх годов, т.е. предпенсионного возраста. Однако на смену им никто не спешит..зарплаты мизерные (я узнавала специально, 7 разряд - полная ставка 1800 рублей). Если и приходят молодые выпускники пед.институтов, даже готовые заниматься любимым делом, то через 2-3 года покидают стены школы, т.к. находят работу с более приличной зарплатой. Кстати получать в школе много (до 15 тысяч) можно, но для этого надо проработать там наверное пол-жизни, чтобы стать "высокоразрядным" преподавателем...Не, ну платят им в Москве и Подмосковье не менее 5 штук, по моим свелениям. А недавние выпускники уходят в том числе и потому, что их там зажимают. Директора и заучи в школах(обычных)-боги. Когда вымрет поколение старых учителей, больше молодых пойдёт в школы.
К тому же, где вы видели выпускников педвузов с амбициями? Они будут считать 400 баксов неплохой зп(в Москве и областью). А в школе и за 300 готовы работать.
panAtaman
Разговаривала сегодня с директором одной средней школы. Нехватка кадров ощущается уже сейчас. Пока что работает поколение учителей 50 - 60-хх годов, т.е. предпенсионного возраста. Однако на смену им никто не спешит..зарплаты мизерные (я узнавала специально, 7 разряд - полная ставка 1800 рублей). Если и приходят молодые выпускники пед.институтов, даже готовые заниматься любимым делом, то через 2-3 года покидают стены школы, т.к. находят работу с более приличной зарплатой. Кстати получать в школе много (до 15 тысяч) можно, но для этого надо проработать там наверное пол-жизни, чтобы стать "высокоразрядным" преподавателем...